Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Старшего) дошкольного возраста .




Методические рекомендации к практике

ПП 02.1.Организация различных видов деятельности

И общения детей»

Для студентов

Специальности 44.02.01 Дошкольное образование

2015


Одобрено ПЦК психолого-педагогических дисциплин __________ 201  г.   Протокол №__ Заведующая ПЦК__________В.А. Дымченко  

 

 

 

Составители:

1.Баркова Г.С., преподаватель психологии высшей квалификационной категории КГБОУ СПО «Енисейский педагогический коллеж»

2.Кузовлева Т.Р., зав. практикой, преподаватель высшей квалификационной категории КГБОУ СПО «Енисейский педагогический коллеж»

 

 

Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности  44.02.01 Дошкольное образование, преподавателей, осуществляющих подготовку специалистов в области дошкольного  образования, осваивающих ФГОС ДО. Методические рекомендации могут быть использованы воспитателями ДОУ  в процессе сопровождения студентов в период практики «Организация различных видов деятельности

и общения детей»

 

Рассмотрено на заседании методического совета

__ _________ 20___ г  

Протокол №__ 

Председатель методического совета                      О.К.Желонкина




СОДЕРЖАНИЕ

1 Пояснительная записка 4
2 БЛОК 1. Наблюдение и анализ различных видов деятельности и общения детей 8
  1.1. дидактическая игра с предметами 8
  1.2.настольно-печатная или словесная игра 8
  1.3. театрализованная игра 9
  1.4. сюжетно-ролевая игра 10
  1.5. строительная игра 12
  1.6. подвижная  игра 12
  1.7.ручной труд 12
  1.8.хозяйственно-бытовой труд 13
  1.9. труд в природе 14
  1.10.коллективный труд 15
  1.11. навыки культуры общения детей со сверстниками и взрослыми 17
3 БЛОК 2. Организация различных видов деятельности и общения детей в каждой возрастной группе 18
4 Список литературы 20
     
     
     
     
     
     
     
     

 



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цели практики:

- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин профессионального цикла;

- участие в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения;

- освоение основных приемов, форм, методов, технологий, используемых воспитателями ДОУ;

- усвоение приемов, методов и способов обработки, представления и интерпретации результатов проведенных практических исследований;

- приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности.

В результате прохождения производственной практики студент должен:

иметь практический опыт:

  • планирования различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) и общения детей;
  • организации и проведения творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические);
  • организации различных видов трудовой деятельности дошкольников;
  • организации общения дошкольников в повседневной жизни и
  • наблюдения и анализа игровой, трудовой деятельности и общения детей,
  • организации и проведения праздников и развлечений;
  • наблюдения за формированием игровых, трудовых умений, развитием творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников;
  • оценки продуктов детской деятельности;
  • разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей;

уметь:

  • определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, трудовой, продуктивной деятельностью детей;
  • определять педагогические условия организации общения детей;
  • играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей;
  • использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;
  • организовывать посильный труд дошкольников с учетом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);
  • ухаживать за растениями и животными;
  • общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
  • руководить продуктивными видами деятельности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы;
  • оценивать продукты детской деятельности;
  • изготавливать поделки из различных материалов;
  • рисовать, лепить, конструировать;
  • организовывать детский досуг;
  • осуществлять показ приемов работы с атрибутами разных видов театров;
  • анализировать проведение игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы;
  • анализировать приемы организации и руководства посильным трудом дошкольников и продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) с учетом возраста и психофизического развития детей;
  • анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции; анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений;

знать:

  • теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;
  • сущность и своеобразие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста;
  • содержание и способы организации и проведения игровой деятельности дошкольников;
  • сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников;
  • содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников;
  • способы ухода за растениями и животными;
  • психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста;
  • основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов;
  • сущность и своеобразие продуктивной деятельности дошкольников;
  • содержание и способы организации продуктивной деятельности дошкольников;
  • технологии художественной обработки материалов;
  • основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования;
  • особенности планирования продуктивной деятельности дошкольников вне занятий;
  • теоретические и методические основы организации и проведения праздников и развлечений для дошкольников;
  • виды театров, средства выразительности в театральной деятельности;
  • теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей;
  • способы диагностики результатов игровой, трудовой, продуктивной деятельности детей.

 

         Реализация поставленных задач  предполагает формирование у студентов профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.


 БЛОК 1. Наблюдение и анализ различных видов деятельности


И общения детей

 

1.Наблюдение и анализ проведения дидактической игры с предметами с детьми (младшего/среднего/старшего)  дошкольного возраста.

Проанализируйте проведение дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста по предложенным вопросам:

- соответствует ли сложность игры возрастным возможностям детей;

- отметьте уровень заинтересованности детей игрой;

- достаточное или недостаточное количеств предметов в игре;

- степень знакомства детей с предметами;

- уровень умений детей при обращении с предметами;

опишите приемы активизации и мотивации детей воспитателем при проведении игры.

2. Наблюдение и анализ проведения настольно-печатной или словесной дидактической игры с детьми (младшего/среднего/

старшего) дошкольного возраста .

Проанализируйте проведение дидактической игры с детьми старшего дошкольного возраста по предложенным вопросам:

 

- Название игры. К какому виду дидактических игр она относится?

- Воспитательно-образовательная ценность игры.

- В какой группе может быть использована игра и почему?

- Степень освоения детьми содержания и правил игры.

- Занимательность и новизна содержания; увлеченность детей игрой.

- Стиль и тон общения воспитателя с дошкольниками в процессе игры, эмоциональное состояние детей.

- Оценка приемов ознакомления с игрой и руководства ее ходом.

- Верно ли подобраны методы и приемы в зависимости от возраста. Являются ли они действенными (способы привлечения детей, способы объяснения правил игры и игровых действий).

- Соответствует ли сложность игры возрастным возможностям детей?

- Отметьте уровень заинтересованности детей игрой.

- Игра направлена на закрепление знаний / практических умений детей или на усвоение новых знаний.

- Степень доступности объяснения воспитателем правил игры.

- Степень самостоятельности детей в игре.

- Соблюдение правил игры детьми.

- Опишите мотив выбора воспитателем данной игры.

3.Наблюдение и анализ проведения театрализованной игры с детьми (младшего/среднего/старшего) дошкольного возраста.

 

Вопросы для анализа

1. Оборудование для театрализованных игр:

-элементы костюмов

-атрибуты

-ширма

-различные виды театров (по возрасту)

-педагогическая целесообразность и эстетичность оформлений пособий, размещения

игрушек

2. Воспитательные задачи, решаемые педагогом в ходе игры-драматизации

-Используемые воспитателем методы и приемы, помогающие детям точно и выразительно передавать образ героя;

-Увлеченность детей деятельностью;

-Элементы сотворчества в руководстве игрой;

-Следование тексту литературного произведения, лежащего в основе сюжета игры.

3. Правдивость изображения персонажа.

-Владение детьми разнообразными выразительными средствами (мимика, пантомимика, интонационная окраска речи).

4. Проявление разных видов детского творчества (художественно-речевое, музыкальное, танцевальное, певческое, сценическое и др.).

5. Завершение игры: логичное завершение или незаконченность, прерванность, к какой деятельности перешли дети после игры-драматизации;

6. Оценка воспитателем деятельности детей.

 

4. Наблюдение и анализ организации сюжетно-ролевой игры с детьми (младшего/среднего/старшего) дошкольного возраста.

По итогам наблюдения составьте анализ проведенной сюжетно-ролевой игры в старших группах по вопросам:

1. Организация игры

• Оснащение игры

• Динамика и структура игры

• Распределение ролей

2. Умения детей

• Включаются в игру, ведут себя активно

• Изменяют в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли

партнера

· В игре отражают реальные факты или события, знания о

профессиях взрослых

• Проявляют творческие способности

• Свободно вступают в ролевое взаимодействие

• Выполняют этические нормы поведения во время игры

• Игру доводят до конца

3. Действия воспитателя во время игры

• Участвует в игре как воспитатель

• Участвует в игре как партнер

• Наблюдает за играми детей, их поведением, помогает советами

• Предлагает тему для игры, вносит интересные предложения по организации игры

• Оказывает влияние на выбор темы, развитие сюжета

• Создает проблемную ситуацию для выяснения знаний о чем-либо

• Переводит внимание детей от действий с игрушками на взаимодействие с партнером

• Считается с детским замыслом, бережно относится к творческой выдумке

• Применяет разнообразные педагогические методики

• Оказывает детям помощи в реализации знаний, подборе игрового материала

• Создает игровую ситуацию

• Подводит итоги игры

4. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры:

• расширял представления детей (путем рассказов, чтения книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

• интересовался: «Во что играете?»;

• предлагал новые игровые действия;

• предлагал новые роли;

• вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

• предлагал новые игровые ситуации;

• давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»;

• задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

• брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

• давал оценку (анализ) игры;

5.Какие приемы использовал воспитатель для формирования взаимоотношения детей во время игры?

• вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем прямого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

• сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

• побуждал детей самостоятельно договариваться (о распределении ролей, об игрушках);

• предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

• побуждал детей объединять разные игры между собой;

• использовал какие-то другие приемы.

5.Наблюдение и анализ организации  строительной игры с детьми (младшего/среднего/старшего) дошкольного возраста.

• Умеют ли ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности?

• Умеют ли ориентироваться в игровой задаче?

• Умеют ли ребенок строить по чертежу?

• Умеют ли отражать реальные факты или события, знания о профессии взрослых?

• Проявляется ли творчество в создании игры (выбор тем)?

• Какие условия созданы для организации строительной игры? Используют ли пространственную среду для развертывания игры?

• Изменяют ли предметно-игровую среду с учетом практического и игрового опыта?

6. Наблюдение организации и проведения воспитателем подвижной игры с детьми (младшего/среднего/старшего) дошкольного возраста

Составьте анализ игры по алгоритму:

1.Название игры

2.Задачи (оздоровительные, образовательные, воспитательные)

3.Используемые воспитателем пособия к игре

4.Организация детей на игру (создание интереса)

5.Объяснение содержания игры

6.Объяснение правил

7.Выбор ведущего, распределение ролей

8.Руководство игрой

9.Конец игры (воспитательные моменты проведения подвижной игры)

10.Эмоциональное отношение детей к проводимой игре, взаимоотношения воспитателя и детей в процессе игры.

7.Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности -ручной труд (старшая / подготовительная группа ДОУ).

 

По результатам наблюдения проанализируйте результаты по предложенному алгоритму:

1. Организация детей на занятие. Где оно проходило, как сидели дети.

2. Оборудование и материал, используемый в работе с детьми.

3. Тон воспитателя, его речь.

4. Какие формы работы использовались: коллективные или индивидуальные.

5. Каков уровень умений и навыков у детей по ручному труду. Все ли дети умеют правильно работать с пред­лагаемым материалом? Как развиты у детей мелкие мышцы рук, самостоятельная работа с мелкими деталями на занятии?

• дети самостоятельно выбирают материалы нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш и т.д.) или при помощи воспитателя;

• изготавливают поделку по одному из вариативных образцов самостоятельно или совместно с воспитателем при поэтапном объяснении;

• дети владеют необходимыми навыками для изготовления поделки;.

6. Был ли материал, даваемый детям трудным или наобо­рот, не достаточно трудным?

7. Сколько детей обращалось за помощью к воспитателю.

8. Как и в какой форме оказывал воспитатель помощь детям в работе?

9. Как дети слушали объяснения воспитателя в начале занятия? Все ли усвоили объяснение?

10.Какие методы и приемы использовал воспитатель в работе с детьми?

11. Произведите разбор одной детской работы:

- качество выполнения поделки;

- степень помощи воспитателя в изготовлении поделки;

- сделайте вывод об уровне технических умений ребенка.

8. Наблюдение и анализ руководства посильным трудом детей (младшего/среднего/старшего) дошкольного возраста - хозяйственно-бытовой труд.

По предложенному алгоритму проанализируйте развитие трудовой деятельности детей – дошкольников:

1. Эффективность организации труда (насколько формы организации детей отвечают уровню развития их трудовой деятельности и опыту).

2. Методы стимулирования детей (насколько приемы педагога учат самостоятельно определять необходимость работы).

3. Объем работы.

4. Мотивация труда, его эффективность и соответствие возрасту (эффективность приемов для убеждения в необходимости и значимости работы). Какие нравственно-волевые качества проявляются у дошкольников, и как педагог способствует закреплению положительных проявлений.

5.Планирование работы. Оцените трудовые навыки детей с точки зрения целесообразности, последовательности действий, как педагог совершенствует навыки.

6.Уровень умений и навыков у детей в хозяйственно-бытовом труде (отношение детей к результату деятельности, степень адекватности полученным результатам).

7.Выполнение работы (самостоятельность, помощь воспитателя). Оцените, насколько педагогически оправдано участие воспитателя в работе детей

8.Оценка труда воспитателем. Насколько самостоятельны дети в оценке своей деятельности и работы товарищей. Какими приемами формируется у детей умение оценивать, побуждает ли педагог к нахождению причины неудач, ошибок.

9. Наблюдение и анализ руководства посильным трудом детей (младшего/среднего/старшего) дошкольного возраста - труд в природе.

Составьте аналитическую справку о результатах организации воспитателем труда в природе, используя следующие вопросы:

1.Организация условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), их рациональность.

2.Реализация поставленной цели в процессе труда.

3.Организация детского коллектива:

• дети принимают цель труда, охотно принимают предложение воспитателя или им необходима дополнительная мотивация («Помогите мне»);

• дети самостоятельны при определении предмета труда, вычленяют его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.) или предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;

• дети предвидят результат труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

• справляются с заданием при помощи взрослого или самостоятельно;

• все трудовые действия выполняют достаточно качественно и самостоятельно.

4.Приемы постановки и объяснения трудового задания, закрепления материала.

5.Взаимодействие детей в процессе труда.

6.Результативность трудовых действий детей, качество навыков и умений, значимость для жизни живого.

7.Отношение к труду (с интересом, безразлично).

8.Уровень умений и навыков у детей по уходу за животными и растениями.

9.Экологическая направленность труда детей.

10.Оценка деятельности, самооценка.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...