Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модель взаимодействия «преподаватель – обучающийся» при работе над проектом




Роль преподавателя

При работе над проектом обучающийся решает значимую для него лично проблему. Основное время, выделяемое на проектную деятельность, необходимо для самостоятельной работы обучащегося с различными ресурсами (информационными, техническими и т.п.), поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках коллектива. При этом обучающийся достигает поставленной цели средствами различных учебных дисциплин, а также информации и технологий, выходящих за их пределы, значит, работа над проектом не может быть организована в рамках традиционного урока.

Роль преподавателя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а направляет деятельность обучающегося, то есть:

- Консультирует. Провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п. При реализации проектов преподаватель в учебной группе – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что обучающиеся «делают что-то не то». Во время консультирования важно отвечать только на возникающие у обучающихся вопросы.

- Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы преподаватель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

- Наблюдает. Следует особо отметить, что при использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.

Роль обучающегося

Роль обучающихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, обучающийся становится субъектом познавательной деятельности.

С самого начала обучающийся оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределенности при выполнении проекта вызывает у обучающихся специфические сложности, которые носят объективный характер.

Обучающимся трудно:

- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;

- осуществлять и аргументировать выбор, предусмотреть последствия выбора;

- действовать самостоятельно;

- сравнивать полученное с требуемым;

- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

- объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов. При этом у обучающихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию и уже не действует заданная преподавателем оценочная схема: «это верно, а это – нет».

 

Этапы работы над проектом

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.

Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:

ПОИСКОВЫЙ
- Определение тематического поля и темы проекта. - Поиск и анализ проблемы. - Постановка цели проекта.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
- Анализ имеющейся информации. - Поиск информационных лакун. - Сбор и изучение информации. - Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. - Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ. - Анализ ресурсов.
ПРАКТИЧЕСКИЙ
- Выполнение запланированных технологических операций. - Текущий контроль качества. - Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
- Подготовка презентационных материалов. - Презентация проекта. - Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
КОНТРОЛЬНЫЙ
- Анализ результатов выполнения проекта. - Оценка качества выполнения проекта.

Поисковый этап

Данный этап начинается с определения тематического поля проектов. Выбор тематического поля - это организуемая и координируемая преподавателем процедура, результатом которой является определение темы проектной работы.

Мы сознательно употребляем не понятие "тема", а "тематическое поле", так как тема - это нечто застывшее, раз и навсегда определенное. Тематических полей для проектов неисчерпаемое множество, и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные» - дело совершенно безнадежное, поскольку это живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.

Первый и самый простой способ: преподаватель предлагает список примерных тем для работы над проектами, при этом темы могут каким-то образом анонсироваться, а могут просто вывешиваться на стенде в виде списка.

Следующим шагом является постановка проблемы. Под проблемой мы понимаем противоречие между идеальной и реальной ситуацией. Более общее понимание проблемы – «осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в той или иной ситуации, средствами наличного знания или опыта» - в данном случае можно сузить до противоречия между субъективной «нуждой» и условиями внешней среды, не позволяющими ее удовлетворить.

Возможными источниками проблемы могут выступать базовые дидактические противоречия:

- между известным и неизвестным;

- между знаниями и умениями;

- между сложностью задачи и наличием способа ее решения;

- между потребностями и возможностями их реализации.

Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия — расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями.

Аналитический этап

После постановки цели проекта в первую очередь на этом этапе необходимо определить, какая информация необходима для ее достижения (реализации проекта).

Вопрос об используемых источниках информации руководитель проекта и обучающийся могут решать на свое усмотрение в зависимости от цели проекта, в то время как со стороны их количество может показаться избыточным или недостаточным. Подростки способны самостоятельно планировать поиск информации, о ходе которого преподаватель, как правило, узнает во время первых консультаций. Даже при высоком уровне сформированности умений работать с информацией обучающиеся могут столкнуться с объективными трудностями. Задача педагога в этом случае будет состоять в том, чтобы "снять" их тем или иным образом.

На этом этапе обучающийся выполняет все основные шаги по разработке проекта. Уровень его самостоятельности при выполнении каждого шага может быть различным. Обучающийся конкретизирует свои намерения, описывая желаемую для него ситуацию.

На основе анализа ситуации студент может поставить (с помощью преподавателя, а позже – самостоятельно) проблему или конкретизировать ту проблему, с которой он пришел в проект. Постановке проблемы предшествует выявление противоречий между реальной и желаемой ситуацией.

Практический этап

На этом этапе обучающиеся реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль. При работе над проектом обучающиеся реализовывают, осваивают различные технологии деятельности, новые способы деятельности.

На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности обучающихся, а преподаватель выступает преимущественно в роли консультанта.

При консультировании преподаватель - руководитель проекта может занимать разные позиции: инструктора, эксперта, тьютора. Выбор зависит от степени самостоятельности обучающихся и специфики деятельности в проекте. Консультант может также выступать с экспертных позиций, при этом экспертом, то есть носителем определенных знаний и опыта, может и должен стать не только руководитель проекта.

Если обучающиеся демонстрируют достаточно высокую степень самостоятельности при работе над проектом, то руководителю проекта логичнее при консультировании занять позицию тьютора.

Тьютор - наставник, осуществляющий постоянную помощь одному или нескольким взрослым обучающимся в решении вопросов организации обучения.

В этом случае ему ни в коем случае не следует предлагать обучающимся готовую версию «правильного ответа». Такой консультант обязан переводить вопросы, связанные с получением конкретного ответа, в поиск студентами оснований для самостоятельного принятия решения.

Презентационный этап

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта.

Презентация по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта, а не для рассказа о процессе работы над проектом.

По своему педагогическому эффекту это один из самых важных этапов проекта, когда обучающийся получает возможность предоставить плоды своего труда.

Контрольный этап

После проведения презентации обучающимся проводится оценка как полученного продукта, так и собственного продвижения в проекте.

Важным шагом является предложение и обсуждение прозрачных, то есть заранее известных и понятных для подростков критериев оценки качества продукта.

Цель проектной деятельности:

Добиться понимания и применения обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении дисциплины «Электроснабжение отрасли»

Задачи проекта:

· Обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).

· Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информации и правильно ее использовать).

· Умение анализировать (креативность и критическое мышление).

· Умение составлять письменный отчет (обучающийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).

· Формировать позитивное отношение к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

 

Курсовое проектирование










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...