Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Требования к уровню освоения курса




Федеральное агентство по образованию

Вологодский государственный технический университет

Кафедра социокультурного сервиса и туризма

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

Методические указания

по организации самостоятельной работы

для студентов заочной формы обучения

всех специальностей

 

Вологда

2008


УДК 82.085


Русский язык и культура речи: методические указания по организации самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения всех специальностей. – 3-е изд., испр. и доп. – Вологда: ВоГТУ, 2008. – 48 с.

 

 

Составлено в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (февраль 2000 г.) с целью оказания помощи в организации самостоятельной работы при изучении курса.

 

 

Методические указания предназначены студентам заочной формы обучения всех специальностей ВоГТУ.

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ

 

 

Составитель:  Н.Д. Середа, канд. филол. наук, доцент

 

Рецензент:  Г.Ю.Козлова,  канд. филол. наук, доцент (Вологодский государственный педагогический университет)



В В Е Д Е Н И Е

 

Цель и задачи курса

Курс «Русский язык и культура речи» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком специалистами нефилологического профиля в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения гуманитарного кругозора, опирающегося на владение коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.

Задачами курса является формирование у студентов следующих основных навыков, которыми должен обладать профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества для успешной коммуникации в различных сферах (бытовой, научной социально-государственной, политической, правовой,): продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения; участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.

Этими навыками носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной форме. Они охватывают не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням: фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация). Знание того или иного элемента системы языка включает его правильное употребление (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании речи и интерпретацию при понимании речи.



Требования к минимуму содержания дисциплины

Язык как знаковая система. Язык как средство общения. Язык и речь, их роль, функции, особенности, соотношение.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Речевая (языковая) норма, ее особенности и роль в становлении и функционировании литературного языка.

Культура речевого общения. Правильность речи. Речевое мастерство. Лексические (тропы) и синтаксические (фигуры) средства выразительности речи. Орфоэпические нормы. Направления совершенствования навыков устной и письменной речи: литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление, дикция, др.

Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи. Функционально-смысловые типы речи. Функциональные стили современного русского литературного языка. Взаимодействие и взаимопроникновение функциональных стилей.

Художественный стиль в системе функциональных разновидностей литературного языка. Особенности, средства и приемы выразительности, жанры художественной речи.

Научный стиль в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Специфика элементов различных языковых уровней, языковые средства, приемы и речевые нормы в разных сферах и жанрах.

Официально-деловой стиль в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Сфера функционирования, видовое и жанровое разнообразие, языковые средства, специальные приемы и речевые нормы, особенности структурирования и оформления жанров. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи. Речевой этикет в документе.

Публицистический стиль в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Устная и письменная разновидности публичной речи. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи.

Разговорный стильв системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов, разграничение разговорности и просторечия.

Особенности устной публичной (ораторской) речи. Оратор и его аудитория. Контактоустанавливающие речевые действия. Этапы подготовки и проведения публичной речи. Правила построения ораторской речи и композиция устного публичного выступления. Логические законы, этические нормы, эстетические качества речи. Основные виды аргументов. Основные качества публичной речи.



Требования к уровню освоения курса

Курс «Русский язык и культура речи» призван формировать у студентов – будущих специалистов три вида компетенции: языковую, коммуникативную (речевую) и общекультурную с акцентом на коммуникативной.

Требования к уровню освоения курса подразумевают

· знание национального языка, его разновидностей, типов речи и функциональных стилей, этических, социолингвистических и психолингвистических аспектов речевой коммуникации;

· владение нормами культуры речи, навыками рационального чтения и слушания, методикой подготовки устного выступления и навыками его исполнения, а также навыками тестирования речевого поведения в сфере профессиональной деятельности;

· умение использовать языковые средства и речевые тактики в соответствии с целью и ситуацией общения;

· понимание принципов устной диалогической речи и составления текстов в зависимости от стиля речи.

Таким образом, в ходе изучения курса студенты должны укрепить знания в перечисленных областях дисциплины и получить практические навыки их применения для построения текстов, продуктивного участия в процессе общения, достижения коммуникативных целей. Это подразумевает расширение круга языковых средств и принципов их употребления, которыми активно и пассивно владеет говорящий, систематизацию этих средств в соответствии с тем, в какой ситуации в речи они используются, знание способов трансформации несловесного материала в словесный, а также различных возможностей перехода от одного типа словесного материала к другому.

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е   К У Р С А

 

Раздел 1.  

ЯЗЫК И РЕЧЬ

 

Библиографический список

Основной

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – 2-е изд., испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 540 с.

2. Данцев, А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов / А.А. Данцев, Н.В. Нефедова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 318 с.

3. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учеб. пособие / О.М. Казарцева. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 455 с.

4. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – 411 с.

5. Русский язык и культура речи: практикум по курсу: учеб. пособие для вузов / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – 301 с.

 

Методический

1. Русский язык и культура речи: Содержание курса и планы семинарских занятий для студентов дневной формы обучения всех специальностей. – 2-е изд., испр. и доп. – Вологда: ВоГТУ, 2005. – 52 с.

 

Дополнительный

1. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: учебник для вузов / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина; под ред. О.Я Гойхман. – М.: Инфра–М., 2001. – 271 с.

2. Головин, Б.Н. Основы культуры речи: учеб. для вузов. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1988. – 319 с.

3. Голуб, И.К. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / И.К. Голуб. – М.: Логус, 2001. – 431 с.

4. Иванова–Лукьянова, Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм.: учеб. пособие / Г.Н. Иванова–Лукьянова. – 3-е изд. – М.: Флинта; Наука, 2000. – 197 с.

5. Культура русской речи: учебник для вузов / отв. ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М. НОРМА – ИНФРА–М., 2000. – 549 с.

6. Основы культуры речи: хрестоматия: учеб пособие для вузов / сост. Л.И Скворцов. – М.: Высш. шк., 1984. – 312 с.

7. Розенталь, Д.Э. Управление в русском языке: словарь-справочник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Книга, 1986. – 304 с.

8. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / под ред. О.Я. Гойхман. – М.: ИНФРА–М., 2002. – 189 с.

9. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. шк., 2002. – 509 с.

10. Современный русский язык: учеб. для вузов / под ред. Л.А. Новикова. – 3-е изд. – СПб: Лань, 2001. – 855с.

 

 

Раздел 2.  

РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

 

Речевая коммуникация как форма взаимодействия людей в процессе познавательно-трудовой деятельности. Вербальная и невербальная коммуникация. Типы речевой коммуникации по способу выражения, количеству участников, цели, характеру ситуации. Экстралингвистические факторы речевой коммуникации. Структура речевой коммуникации. Ее основные единицы: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. Правила и тактики речевого общения. Типы, виды и формы речевой деятельности. Речевое поведение и его виды. Коммуникативная компетенция. Эффективность речевого взаимодействия.

Речевой этикет как выработанные обществом правила речевого поведения. Этикетное общение как реализация коммуникативных потребностей человека. Национально-культурные особенности русского вербального и невербального этикетного общения. Использование этикетных формул с учетом социальных, возрастных и психологических факторов и сфер общения. Виды устойчивых этикетных форм и формул. Стереотипы и творчество в речевом этикете. Правила ведения спора, дискуссии. Речевой этикет в Internet и тенденции его развития.

Невербальные средства: паралингвистические, кинесические, проксемические, фонационные, др. – коммуникации и их характеристика. Трансформации невербальных средств коммуникации в вербальные. Межнациональные различия невербальных средств коммуникации.

 

 

Раздел 3.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...