Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 9. Совесть. Вина. Любовь




Авторитарная совесть. Предписания, долг, запреты – чувствовать себя; сила воли. Гуманистическая совесть как реакция целостной личности.

Роман Кафки «Процесс».

Вина. Антропологические предпосылки.

Христианское понимание греха. Киркегор. Виновность как предпосылка духовности. Вина как уход от ответственности. Вина и свобода. Понятие вины в концепциях З. Фрейда, В. Райха.

Воззрения современной психологии на любовь.

Три составляющие любви: интимность, сексуальность, ответственность.

Западные люди – дети внутренней бедности. Миф о Тристане и Изольде. Понятия романтической любви, религиозного опыта.

Медард Босс – сексуальность как попытка выразить любовь. Сексуальность и индивидуация.

Тема 10. Страх. Антипсихиатрия Р. Лэйнга

Страх как условие становления подлинного существования, как «фундаментальная расположенность перед «Ничто» (М. Хайдеггер), и как выражение совершенства человеческой природы (Киркегор).

Онтологичечски уверенная личность. «Несчастное сознание» и три формы тревоги: «поглощение», «прорыв», «окаменение».

Истинное Я и ложное Я – причины, структура.

Поглощение - страх человека быть понятым. Шизофрения как форма онтологического беспокойства. Современная цивилизация – цивилизация «одномерных людей».

Темы 11, 12. Экзистенциально-аналитическая школа. (Л. Бинсвангер)

История становления и развития. Знакомство с Гуссерлем. Идея интенциональности – способность улавливать субъективные смыслы.

«Общая психопаталогия» К. Ясперса – критика теории понимания.

«Бытие и время» М. Хайдеггера. Понятие экзистенционального анализа.

Критика психоаналитических идей о природе экзистенции.

Определение психической болезни как неподлинности, в которой нет свободы, как компульсивный мир, в котором господствуют внешние силы.

Модус заброшенности. Термин соучастие.

Неврозы и психозы в модификации фундаментальных сущностных структур.

Две формы «бытия–в–мире».

Подлинный модус существования.

Понятие экзистенциальной коммуникации.

Примеры форм разрушения целостности.

Причина заболевания как узость опыта экзистенции, как неспособность осмысления феномена, который выступает как бессознательное. Отрыв духовного измерения экзистенции от телесного. Человек выбирает себя в качестве больного.

Экзистенциальная коммуникация – соотнесение себя с основанием бытия, непрерывность становления, смена идеалов, свободное проектирование будущего. Это состояние, в котором нет блуждания от одной цели к другой, нет конечности человека, нет времени, движения. Это тотальность бытия. Любовное бытие друг с другом. Подлинное и неподлинное существование.

Неподлинное существование – это детерминированное отношение (внешнее отношение к миру и себе), в котором ролевые определяют сущность личности, отношение с предметным окружением (Umwelt), с другими людьми (Mitwelt), с собой (Eigenwelt), вследствие чего человек детерминирован нечто.

Л. Бинсвангер. Психическая болезнь как феномен жизни – истории и как психическое расстройство. Случай Ильзы.

Л. Бинсвангер. Случай Эллен Вест. Антропологически-клиничес­кое исследование.

Тема 13. Экзистенция. Новое измерение психиатрии и психологии. Р. Мэй, Э. Энджел, Г. Элленберг

Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение.

К чему привело развитие экзистенциально-аналитического направления.

Это такое экзистенциализм. Связь с онтологией, наукой о бытии. Сходство экзистенциализма с восточной мыслью в писаниях Лоа-Цзы и дзен-буддизма.

Пути возникновения экзистенциализма и психоанализа из единой социокультурной ситуации.

Раздробленность и внутренний раскол в XIX веке. Кьеркегор, Ницше и Фрейд.

Тревога и вина как онтологические понятия.

Бытие-в-мире.

Три формы мира:

1. Umwelt- «мир вокруг», биологический мир, окружающая среда, предметный мир вокруг нас, природный мир. Это мир природных законов и природных циклов сна и бодрствования, рождения и смерти, желания и покоя, мир конечности и биологического детеминизма. «Природный закон также ценен, как и все остальное». (Кьеркегор).

2. Mitwelt – мир взаимоотношения с человеческими существами. Главное отличие стада животных от общины людей. У животных - окружающая среда, у человека – мир. Сущность отношений заключается в том, при встрече оба человека меняются.

3. Eigenwelt – самосознание, самоотношение. Это базис, на котором мы можем увидеть реальный мир в его истинной перспективе. Это понимание того, что какая-либо вещь в мире – этот букет цветов, этот человек значит для меня.

Трансцендирование и сиюминутные ситуации.

Тема 14. Кризисные состояния

Психология острого горя (утраты).

Феноменология горя и его понимание как процесса.

«Симптоматология и работа острого горя» (Э. Линдеманн, 1943).

Проявление – физическое страдание в виде физических приступов, психическое страдание в виде эмоционального напряжения или душевной боли.

Поглощенность образом утраченного. Чувство вины. Враждебная реакция. Утрата прежних естественных моделей поведения.

Идентификация с утратой. Шоковое состояние, этап переживания, стадия принятия утраты (интеграция утраты).

Осложненное горе. Формы:  хроническое горе,  конфликтное (преувеличенное) горе,  подавленное (маскированное) горе,  неожиданное горе, отставленное горе,  отсутствующее горе.

Темы 15, 16. Экзистенциальная природа человека.

Человеческая природа по Э. Фромму.

Человек – единственный биологический тип, истребляющий себе подобных.

Учение о характере как о второй природе человека.

Экзистенциальная дихотомия человека в мире.

Человек – часть природы, он бездомен, но стремиться к гармонии с миром; он конечен и смертен, знает об этом и пытается максимально реализовать себя; человек одинок, но его счастье зависит от солидарности с другими.

Человек – идеалист и религиозное существо, так как не может жить без идеалов, без надежды и веры.

Экзистенциональная противоречивость – источник человеческих нужд: ему необходимы новые формы соотнесенности с миром (он должен преодолевать бессилие, обособленность, потерянность).

Экзистенциальные дихотомии неустранимы. Человек должен давать свой индивидуальный ответ, не умом, а всем своим существом.

Природой человека («второй» природой) являются страсти, в которых он находит выражение отношения к миру, целостный ответ на экзистенциальную противоречивость. Таким ответом являются стремления к справедливости, свободе, истине, любви, ненависти, садизму, деструктивности. Эти специфические человеческие черты Фромм называет «укорененными в характере страстями».

Содержание дисциплины.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...