Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 8. Одиночество и скука. Эгоизм, себялюбие, своекорыстие




Введение

ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - одно из направлений в психологии, которое изучает проблемы времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственности и выбора; проблемы общения, любви и одиночества; проблемы поиска смысла существования. Экзистенциональная психология подчеркивает уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека. Одной из целей экзистенциональной психологииявляется решение проблемы восстановления аутентичности личности – соответствия её бытия в мире её внутренней природе.

Экзистенция – это человеческая самость. Экзистенция говорит о том, что человек созидает самого себя не по заранее заданному плану, а самостоятельно в своем внутреннем мире. Задачей философа, психолога является ознакомление человека с тем, что тот на самом деле знал всегда, так как каждый человек на определенном этапе погружается в раздумье и вступает в контакт с конечными данностями жизни. Таким образом, экзистенциональная психология фокусирует свое внимание на базисных проблемах человеческого бытия.

Цель курса:

дать представление о базисных проблемах существования человека;

развить у слушателей курса качества, обеспечивающие адекватную самореализацию личности.

Задачи курса:

 – дать четкое представление о задачах, теоретической базе и технических методах экзистенциальной психологии;

- раскрыть психологические проблемы человеческой жизни и смерти;

- показать, что экзистенциональная парадигма является стол же рациональной, связной и систематичной как любая другая;

- сформировать понятие, что экзистенциональная психология – наука о разнообразии и типологии человеческой жизни, что это наука о человеческом сознании и субъективной реальности, которая есть отражение жизни в образе индивидуального жизненного пути.

В результате изучения курса слушатель должен

знать:

– о основных проблемах человеческого бытия;

– о базовых постулатах экзистенциональной психологии;

– об основных экзистенциалах – смерти, свободе, изоляции и смысла жизни.

уметь:

– пользоваться психологической литературой и справочными пособиями;

– анализировать собственные эмоциональные, когнитивные и поведенческие стереотипы поведения, препятствующие саморазвитию;

владеть:

– методами экзистенциональной психологии на практике;

– корректировкой негативных социальных стереотипов, навязанных окружающими их жизненными сценариями и неудачами в прошлом;

– эмоциональной и рациональной компетентностью, адекватно реализовывать процесс самопознания, адекватностью оценки;

– анализом стиля реагирования на стресс или кризис.

 

 

Структура и содержание дисциплины.

Структура курса.

Темы 1, 2. Происхождение экзистенциальной психологии

Введение. Экзистенциальная психодинамика, общие характеристики. Вопрос глубины. Экзистенциальная философия. Базовые постулаты. Экзистенциал смерти. Экзистенциал свободы. Экзистенциальная изоляция. Смысл жизни.

Сила экзистенциальной психологии – онтологический фундамент, глубочайшая структура человеческого существования и имеет гуманистическую основу.

Пространство экзистенциальной парадигмы – философы, художники, терапевты, целители.

Тема 3. Кьеркегор – родоначальник экзистенциализма

Работа Кьеркегора «Вера и разум». Основной тезис работы – загадка существования человека на земле.

Понятие страха, вины, отчаяния, стремление к самоуничтожению. Безосновность бытия. Работы «Страх и трепет», «Дневник обольстителя», «смертная болезнь». Человек как духовное существо, находящееся постоянно в критическом состоянии.

Тема 4. Экзистенциальная концепция личности. К. Ясперс, А. Камю, М. Хайдеггер

Трансцендентная структура человеческого «Я» как фундаментальная предрасположенность.

Конформистское сознание и онтологический страх.

Экзистирование – выход из упорядоченного сознания.

Фундаментальная настороженность и настроение.

Трансцендирование к себе как самобытной самости.

К. Ясперс. Выбор себя самого – основное требование экзистенциализма.

«Миф о Сизифе» – самоубийство как проблема.

Тема 5. Представление о смерти в различных типах культуры и типах сознания

«Каждая культура рождается с новым видом на смерть» О. Шпенглер. «Человек – существо погребающее» Н. Федеров.

Архетипы смерти – Вавилон, Древний Египет, Древняя Индия (брахманизм). Иудаизм, греки, славяне.

Тема смерти в античной философии. Учение Платона о бессмертии души. Взгляды античных атомистов на смерть. Демокрит, Эпикур, Лукреций.

Смертность интеллекта и бессмертие воли. А. Шопенгауэр. Ложность жизни и подлинность не-жизни. Бессмертие рода. Ложность страха смерти. Смерть – космическое зло. «Общее дело» – преодоление смерит. Смерть – помеха всеединству.

Феномен смерти в экзистенциальной онтологии.

Тема смерти в русском менталитете и утопическое сознание.

Дети и смерть. Человек на пороге XXI века – философско-антропологические интерпретации проблемы смерти. Смерть в сновидении.

Тема 6. Встречи с архетипами

Персона как часть видимой, «наружной» стороны динамической системы психики. Функции. Положительные и структурные стороны. Уровень персоны на коллективном уровне – флаги, форменная одежда, гимны, законы.

Тень – непризнанная, внутренняя сторона. Цель и предназначение. Коллективная тень – «еретики», «ведьмы».

Миф о Пентее.

Архетип и символ. Дитя или божественный ребенок. Функция – компенсация односторонности и отклонений сознательной психики. Сюжеты мифов, в которых дети убивают родителей, умерщвление родителями своих детей. Архетип Предвечного Младенца.

Тема 7. Психологические аспекты смысла жизни.

В. Франкл. Смысл и русская ментальность в русской волшебной сказке.

Проблема смысла. Человеческое существо нуждается в смысле. Нет никакого великого замысла Вселенной, никаких жизненных ориентиров жизни не существует, за исключением тех, которые создает индивид.

Определение смысла жизни – космический, личный смысл. Самотрансценденция и жизненный цикл.

Вклад В. Франкла. Потеря смысла: значение в терапии. Наша меняющаяся культура: куда ушли смыслы. Клинические проявления. Экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз. Крусадерство, нигилизм.

А. Камю «Посторонний».

Смыслоутрата в «Мифе о Сизифе». Смысл страдания. Смысл жизни как взаимопереход из бытия возможностей в бытие действительности, как «преодоление зазора» (Мамардашвили).

Смысл жизни народа – тип личности героя народных сказок. Соборный смысл жизни. Дух героя есть дух народа. Именинники – почему нас кличут Иванами. Святость. Простота. Созерцательность и метафизичность поступков.

Тема 8. Одиночество и скука. Эгоизм, себялюбие, своекорыстие

«Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; и всем трудам его нет конца; и глаз его не насыщается богатством» Экклезиаст. Августин определяет смертность человека как одиночество перед лицом Бога. Каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире. Одиночество и отношение. Заботиться о другом означает бескорыстно стремиться от сознательного внимания к себе; полноту знания другого и сопереживание ему; заботу о сущности и росте другого; забота активна; забота – это способ человека быть в мире.

Скука как основное последствие современного общества. Причины. Легенда о Поликрате. Источники скуки.

Шопенгауэр – «внутренняя пустота».

Взгляды Кальвина и Лютера на представление эгоизма. Любовь к себе и эгоизм. Отношение эгоиста к другому. Своекорыстие – осуществление себя как человека.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...