Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Функциональная карта решения задачи




«Принятие различий как нормы и всеобщего принципа развития»

Ориентировочный компонент

Опыт

когнитивный операциональный рефлексивно-волевой
 Знание о единстве человечества на Земле    Знание основных признаков, объединяющих всех людей, живущих на Земле     Знание основных признаков, по которым люди могут различаться   Знание того, что проявление различий – основа развития человечества   Понимание относительности нормы стандарта Владение критериями оценки своего переживания при встрече с иным, другим     Владение приемами установления признаков единства человечества как вида   Владение средствами и приемами организации своего поведения в ситуации взаимодействия с отличающимся другим     Владение способами снятия внутреннего напряжения   Опыт взаимодействия с различными людьми Опыт рефлексии ситуаций толерантного/интолерантного взаимодействия

 

 

Таблица 2

Функциональная карта решения задачи

«Совладание с внутренним напряжением через формирование дифференцированных представлений о добре и зле»

Ориентировочный компонент

Опыт

когнитивный операциональный рефлексивно-волевой
Знание обобщенной характеристики добра как безусловного требования человечности, как всего, что способствует гомеостазу   Знание обобщенной характеристики зла как всего, что препятствует интересам человека и человечества   Знание о взаимосвязанности добра и зла    Знание способов определения границ толерантности через определение добра и зла   Знание об эмоциональных признаках состояния напряжения, расслабления   Понимание необходимости знания о добре и зле, умении их различать Владение критериями оценки степени выраженности добра и зла   Владение критериями оценки своего эмоционального состояния   Владение приемами и способами снятия внутреннего напряжения     Владение способами саморегуляции     Владение приемами рефлексии собственного поведения Опыт оценки ситуации с точки зрения добра-зла   Опыт саморегуляции состояний

 

Таблица 3

Функциональная карта решения задачи

«Урегулирование конфликтной ситуации на основе дифференцированных представлений о добре и зле»

Ориентировочный компонент

Опыт

когнитивный операциональный рефлексивно-волевой
Знание признаков конфликтной ситуации   Знание продуктивных приемов поведения в конфликтной ситуации   Знание приемов кооперативного поведения     Понимание значимости кооперативного поведения Владение способами эффективного поведения в конфликтной ситуации   Владение критериями оценки своего поведения в конфликте с точки зрения добра и зла   Владение приемами и способами кооперативного поведения     Владение приемами поведения в конфликтной ситуации Владение приемами преодоления обиды   Опыт анализа конфликтных ситуаций   Опыт применения приемов кооперативного поведения

 

Обучение решению соответствующих задач взаимодействия будет способствовать формированию толерантности у детей 6-11 лет.

Первичной формой толерантности служит ее коллективно-распределенное существование в детской группе под управлением взрослого. В процессе интериоризации формируется индивидуальная толерантность, показателем которой является наличие у ребенка умения творчески решать сложные задачи взаимодействия и уже не только действовать под управлением взрослого, но и самостоятельно управлять процессом взаимодействия на основе толерантности. Таким образом, изначально толерантность формируется на уровне поведения, затем через подражание и усвоение интериорзируется во внутренние структуры.

Толерантность является сложной, многокомпонентной психической структурой. Асинхронность развития ориентировочного компонента будет заключаться в том, что когнитивная составляющая при целенаправленном воздействии формируется быстрее, чем операциональная и рефлексивно-волевая. Кроме того, для нее более характерна относительная независимость от двух других составляющих: т.е. знание о толерантности может существовать без ее проявления. Знания должны стать действенными. Это обеспечивается развитием операциональной и рефлексивно-волевой составляющих. Сложнее всего поддается формированию рефлексивно-волевая составляющая. Это обусловлено несколькими причинами: особенностями самих процессов регуляции и рефлексии, спецификой психического развития младших школьников и особенностями учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Толерантность можно и необходимо формировать.Формирование толерантности – это направленное, закономерное ее изменение в ходе специально организованной деятельности в результате которого возникает ее новое качественное состояние.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...