Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагог, работающий с одаренными детьми




Личные качества педагога, работающего с одаренными детьми

Ведущие специалисты предполагают у педагога, работающего с одаренными детьми, наличие следующих характеристик:

  1. Понимает, принимает, уважает, доверяет и нравится сам себе;
  2. Обладает выдающейся эго-силой;
  3. Чувствителен к другим, меньше озабочен собой, своими проблемами; поддерживает, уважает других и доверяет им;
  4. Умственное развитие выше среднего;
  5. В интеллектуальном стиле отмечается стремление к концептуализации, генерализации, креативности;
  6. Инициативен, обладает организаторскими способностями, легко завязывает отношения;
  7. Имеет развитое воображение, гибкость, открытость новым идеям;
  8. Обладает интересом к интеллектуальной деятельности, к литературе, культуре, искусству;
  9. Отличается потребностью учиться, увеличивать запас знаний;
  10. Высокие потребности в достижении целей;
  11. Интуитивен, хорошо развито восприятие;
  12. Стремится к совершенствованию;
  13. Энтузиаст;
  14. Обладает чувством ответственности за собственное поведение и его последствия.

Безусловно, эти качества желательны для всех педагогов, однако они регулярно повторяются в перечне характеристик, обязательных для тех, кто работает с одаренными детьми. Обобщая, можно сузить этот перечень до таких требований к педагогу, которые представляются абсолютно необходимыми:

  1. Высокий интеллект и глубокие знания своего предмета;
  2. Эмоциональная зрелость в сочетании с сильной «я-концепцией»;

3. Способность принять другого человека как личность и его право на свою точку зрения.

К приоритетным умениям педагога для одаренных относятся следующие:

  1. Склонен скорее вести, направлять, чем управлять или оказывать давление;
  2. Демократичен, а не авторитарен;
  3. Внимателен как к процессу обучения, так и к его результату;
  4. Склонен к новаторству, экспериментам, но не к подражанию образцам;
  5. Стремится решить стоящие перед ним педагогические задачи, а не делать необоснованные выводы;
  6. Стремится вовлекать других в поиск, а не давать готового решения.

Легко заметить, что большая часть приведенных умений определяет именно содействие одаренным детям.

Выше уже отмечалось, что различия в одаренности могут быть связаны как с мерой проявления признаков одаренности, так и с оценкой уровня достижений ребенка. Разделение одаренности по данному основанию, несмотря на его условность, происходит на основе сравнения различных показателей, характеризующих детскую одаренность, со средней возрастной нормой достижений. О детях, которые настолько превосходят по своим способностям и достижениям остальных, обычно говорят как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Однако именно эти дети чаще других имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны педагогов и психологов.

Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе. Неподготовленные специалисты часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие педагоги часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с педагогом для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности его работы является глобальная личностная характеристика - система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

По мнению некоторых исследователей, поведение педагогов одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам, как уже указывалось выше: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Успешный педагог для одаренных детей - прежде всего прекрасный специалист, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным воспитанником.

Педагогу можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

1) С помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;

2) Предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;

3) Тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Техника преподавания у прошедших специальную подготовку педагогов для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Вообще, практика показывает, что в традиционном обучении на 90% преобладает монолог педагога, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде. Даже на тех занятиях, где присутствует диалог, функции его ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом (зачастую) педагоги не обращают внимания на содержание задач, характер и форму вопроса, их место в системе урока. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность воспитанника. Педагоги, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за обучающихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это детям. Они больше спрашивают и меньше объясняют.

Заметны также различия в технике постановки вопросов. Педагоги одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют обучающихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как дети пришли к выводу, решению, оценке.

Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а педагоги одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...