Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные общие цели сбора фактов наблюдения




Метод наблюдения является одним из самых распространенных в психологии. Он широко применяется в научной и практической профессиональной деятельности, как в качестве основного метода, так и в сочетании с многими другими. Собираемые методом наблюдения факты используются психологами, главным образом, для достижения таких наиболее распространенных в их профессиональной деятельности общих целей, как исследование, диагностика и воздействие.

При проведении исследований эти факты используются как основание для выдвижения или проверки гипотез и теорий, объясняющих интересующие психологов явления. В качестве примеров продуктивного применения метода наблюдения в исследовательских целях можно привести описанные с привлечением фактов наблюдения очень известные в психологии феномены, которые использовались авторами не менее известных общепсихологических теорий в качестве эмпирического подкрепления отдельных положений этих теорий. Так, в бихевиоризме феномен изменения поведения, наблюдавшийся в опытах Дж. Уотсона с двумя маленькими детьми: Альбертом и Питером, использовался им как обоснование возможностей его теории для управления развитием поведения человека на основе механизма обусловливания. В гештальтпсихологии фи-феномен, а также феномены транспозиции и фигуры-фона использовались в качестве доказательства положения о том, что явлениям сознания присущи особые свойства целого (гештальт-качества), которые отсутствуют у входящих в его состав отдельных частей и не являются простой суммой их свойств. В деятельностном подходе феномен «неадекватного» поведения американского сомика, описанный в опытах А.В. Запорожца и И.Г. Диманштейн, являлся для А.Н. Леонтьева одним из эмпирических подкреплений его теории эволюции психики, а так называемый феномен горькой конфеты использовался им для иллюстрации важного теоретического положения об иерархии мотивов как образующей личность человека. Другими примерами могут служить многие известные в психологии теории типов индивидуальности (например, Э. Кречмера, У. Шелдона, К. Юнга, А.Е. Личко, Э. Фромма), которые были разработаны также с привлечением фактов наблюдения.

При проведении диагностического обследования, которое, как правило, завершается составлением психологического заключения, метод наблюдения применяется для сбора определенных фактов (признаков), которые могут служить психологу основанием для вывода о принадлежности предмета диагностического обследования к какой-то заранее известной категории. В психологии предметом диагностического обследования обычно являются особенности личности и поведения человека, его психические функции, процессы, состояния и свойства, а термин «категория» используется для обозначения разряда, рода или класса, к которому можно отнести обследуемый предмет на основании свойственных ему признаков[13]. Так, например, факты наблюдения о том, как человек выполняет инструкцию методики Л.С. Выготского и Л.С. Сахарова, используются в патопсихологии для диагностики уровня его способностей к образованию понятий[14]. Как правило, научное диагностическое обследование опирается на результаты предварительно проведенных исследований. В приведенном примере вышеупомянутая методика была изначально разработана и использована ее авторами для исследования проблемы развития значений слов в онтогенезе человека. В результате проведения этого исследования были выявлены явно наблюдаемые специфические особенности выполнения инструкции этой методики детьми разных возрастов, которые позволили авторам описать три основных стадии развития значений слов: синкрет, комплекс и понятие, а также критерии их отнесения к этим различным стадиям.

В научной и практической деятельности факты наблюдения очень часто используются психологами для планирования, оценки и коррекции своих воздействий на тех людей, с которыми они работают. В качестве примера можно привести классическое исследование Б.В. Зейгарник, посвященное проблеме запоминания завершенных и незавершенных действий, в котором факты наблюдения использовались ею для выбора момента прерывания работы испытуемых над заданиями. Более общим примером является психологическое консультирование, во время которого психолог, как правило, осуществляет постоянный мониторинг поведения своего клиента, целенаправленно наблюдая за его реакциями на свои воздействия и учитывая эти наблюдения в организации дальнейшего взаимодействия с ним.

 

Предмет наблюдения

Основным предметом наблюдения в психологии являются различные аспекты поведения людей или животных, к которым относятся, в узком смысле, любые внешне наблюдаемые проявления их активности в виде поз, действий или реакций, включая физиологические реакции организма, а более широко, со времен возникновением бихевиоризма, к ним относятся также и такие проявления их активности, которые не обязательно воспринимаются зрительно, например, различные характеристики речи человека. Помимо поведения, в качестве предмета наблюдения для психологов могут выступать различные аспекты внешности, анатомического строения, окружения и продуктов деятельности человека или животного.

Выбор предмета наблюдения (что наблюдать) определяется, прежде всего, знаниями или обоснованными предположениями психолога о том, какие аспекты внешней действительности являются наиболее информативными для достижения стоящей перед ним конкретной цели исследования, диагностики или воздействия, а также теоретическими представлениями и методологическими принципами, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности. Нередко выбор предмета наблюдения требует проведения специальной теоретической и эмпирической работы по его обоснованию. М.Б. Михалевская и Т.В. Корнилова обозначают выбранные психологом в качестве предмета наблюдения конкретные аспекты внешней действительности термином «единицы наблюдения»[15], который мы также в дальнейшем будем использовать в этом же смысле.

В тех случаях, когда конкретная цель наблюдения психологу до конца не ясна или сформулирована лишь в самом общем виде, как это часто бывает при проведении, например, поисковых исследований, и в связи с этим психолог пока еще точно не знает, что ему следует выбрать в качестве предмета наблюдения, то он вынужден максимально подробно описывать весь свой субъективный опыт ощущения и восприятия интересующей его наблюдаемой действительности в надежде на то, что, когда конкретная цель будет сформулирована, то из этого опыта можно будет вычленить наиболее информативные для достижения этой цели единицы наблюдения.

 

Условия наблюдения

Согласно самой известной классификации условий наблюдения они различаются на полевые и лабораторные[16]. Полевые условия нередко называются естественными[17]. Это различение проводится по двум важным критериям.

Один из них это степень соответствия условий наблюдения реальным условиям жизни человека или животного в средах их обитания. Чем больше это соответствие, тем с большей вероятностью выводы психолога, основанные на фактьах наблюдения, будут соотноситься с их реальной жизнью, то есть будут более экологически валидными. С этой точки зрения наблюдение в полевых условиях является более ценным, чем в лаборатории, поскольку оно как раз и происходит в реальных условиях жизни человека или животного. Примерами такого рода наблюдений могут служить наблюдения за поведением животных в местах их обитания, за трудовой деятельностью человека на его рабочем месте, за учениками в классе и т.п. В лабораторных условиях проблема экологической валидности решается за счет создания модели реальных условий жизни человека или животного. Однако между реальными условиями их жизни и моделью этих условий в лаборатории никогда не может быть полного тождества, а лишь большее или меньшее соответствие. Так, например, условия ситуативного запоминания официантом блюд, заказанных в ресторане его клиентами, о которых он сообщал сидящему за одним из столиков К. Левину, конечно же, не полностью соответствовали модели этих условий, созданных Б.В. Зейгарник в ранее упомянутом лабораторном исследовании ситуативного запоминания завершенных и незавершенных действий.

Другим критерием является степень контролируемости условий наблюдения. При этом контроль понимается как активные действия наблюдателя, направленные на организацию условий с целью управления влияниями различных переменных на предмет наблюдения или их учета. Поскольку наблюдение в полевых условиях не предполагает никакого участия наблюдателя в организации условий наблюдения, а также его вмешательства во все то, что в них происходит, то эти условия является полностью не контролируемыми. Отсутствие контроля нежелательно, прежде всего, для психолога-исследователя. Это обстоятельство существенно ограничивает возможности выявления им необходимых, достаточных или сопутствующих условий, при которых возникают определенные интересующее его наблюдаемые явления, а, следовательно — ограничивает и его возможности объяснения этих явлений. Отсутствие контроля также нежелательно и для проведения диагностического обследования ввиду того, что какие-то неконтролируемые психологом побочные влияния на предмет обследования могут исказить его результаты. Лабораторные условия как раз и создаются с целью контроля влияний различных переменных на предмет наблюдения. Максимально полный контроль обеспечивается в лабораторных экспериментах, где метод наблюдения может использоваться для описания зависимой переменной при предъявлении разных условий независимой переменной[18].

Таким образом, полевые и лабораторные условия наблюдения одновременно имеют и достоинства, и недостатки. Полевые условия более предпочтительны с точки зрения возможностей достижения экологической валидности выводов, основывающихся на результатах наблюдения, и менее предпочтительны для обеспечения контроля влияний различных переменных на предмет наблюдения. В отношении лабораторных условий все обстоит с точностью наоборот. Поэтому при выборе условий наблюдения психологи, как правило, стремятся найти какой-то компромиссный вариант, оптимально сочетающий в себе достоинства полевых и лабораторных условий наблюдения.

 

Средства наблюдения

Средства наблюдения могут быть естественными или искусственно созданными.

Естественные средства это органы чувств человека, данные ему от природы. Они приспособлены для ощущения и восприятия только определенного рода воздействий со стороны внешней действительности. Известно, что существуют, например, пороги ощущений, ограничивающие диапазоны воспринимаемых и различаемых интенсивностей стимулов, пороги остроты зрения, ограничивающие способности человека к распознаванию мелких деталей предметов и границ между ними. Многие виды физических воздействий: ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, ультразвук, электромагнитное излучение и др., вообще не воспринимаются человеком.

К искусственно созданным средствам наблюдения относятся всевозможные технические устройства, выполняющие функцию органов чувств. Они существенно расширяют естественные возможности ощущения и восприятия человека, поскольку с их помощью становится возможным наблюдение за такими проявлениями активности, которые недоступны для наблюдения, опирающегося только на органы чувств. Примерами такого рода устройств могут служить устройства для регистрации движений глаз, размера зрачка, тремора рук, кожно-гальванической реакции, электрической активности мозга и мышц, частоты сердечных сокращений, и др.

Способы наблюдения

Существует множество классификаций способов наблюдения[19]. Мы рассмотрим только три наиболее известные из них. Все эти классификации являются независимыми, поэтому они могут использоваться для характеристики любого конкретного способа наблюдения одновременно.

В первой классификации способы наблюдения подразделяются по степени их открытости для наблюдаемого человека на открытое, скрытое и неявное.

При открытом наблюдении человек, за которым наблюдают, знает об этом, и наблюдение за ним ведется, как правило, с его согласия. Открытое наблюдение имеет один существенный недостаток — знание человека о том, что он является объектом наблюдения, может изменить его обычное для этих условий поведение. Оно может стать, например, более социально желательным, дезорганизованным вследствие излишнего волнения, более мотивированным и др. Понимая это, психолог должен в каждом конкретном случае предпринять соответствующие меры, направленные на устранение возможного негативного влияния этого фактора на поведение наблюдаемого: расположить его к себе, демонстрируя доброжелательное и безоценочное к нему отношение, успокоить, если он волнуется, объяснить ему, что он должен вести себя обычным образом, мотивировав это, например, тем, что в противном случае результаты наблюдения не будут иметь никакой ценности ни для него, ни для науки, и др. Если влияние этого фактора устранить не удается, то психолог должен обязательно учесть его в своих выводах, основывающихся на фактах наблюдения.

При скрытом наблюдении наблюдаемый человек не видит психолога и не знает о том, что за ним ведется наблюдение. Такой способ наблюдения абсолютно не мешает ему вести себя реалистично, то есть проявлять в своем поведении все свойственные ему реальные психологические особенности. Очевидно, что скрытое наблюдение позволяет психологу собирать факты, в большей степени соответствующие реальному поведению человека в определенных условиях. Вместе с тем, этот вид наблюдения порождает определенную этическую проблему, а именно: в какой степени допустимо наблюдение за личной жизнью человека без его согласия. И в каждом конкретном случае психологу необходимо этическое обоснование использования скрытого наблюдения, в том числе, опираясь на этический профессиональный кодекс. Так, например, в соответствии с этическим кодексом Американской психологической ассоциации скрытое наблюдение вполне допустимо, «если поведение изучается в общественном месте (а не в чьей-то спальне), люди не подвергаются никакому воздействию и сохраняется конфиденциальность информации»[20].

Неявное наблюдение занимает промежуточное положение между открытым и скрытым. Это самый распространенный среди психологов способ наблюдения. Он заключается в том, что психолог предлагает наблюдаемому человеку выполнить в своем присутствии какое-то задание или побеседовать с ним на определенную тему, давая понять, что ему интересен, прежде всего, результат выполнения этого задания или тема беседы, а сам он в это время исподволь, незаметно наблюдает за его поведением. При неявном наблюдении указанные основные недостатки открытого и скрытого способов наблюдения устраняются. С одной стороны, это связано с тем, что в этом случае наблюдаемому трудно заметить, что психолог целенаправленно наблюдает за ним, поскольку он этого никак не показывает, а это значит, что фактор «знания о наблюдении» здесь чаще всего отсутствует. С другой стороны, психолог неявно наблюдает за такими формами поведения наблюдаемого человека, которые он сам ему демонстрирует, то есть они не являются тайной его личной жизни, а, следовательно, неявное наблюдение не нуждается в специальном этическом обосновании.

Вторая классификация различает способы наблюдения по той роли, в которой психолог предстает перед наблюдаемым человеком. По этому критерию выделяются стороннее и включенное наблюдение.

Стороннее наблюдение это традиционный и наиболее распространенный в психологии способ наблюдения, который обычно ведется открыто или неявно, в полевых или лабораторных условиях. При этом способе наблюдения психолог выступает для наблюдаемого, прежде всего, как специалист, выполняющий свою профессиональную работу. Они однократно или периодически встречаются только для решения тех вопросов, которые входят в сферу профессиональной компетенции психолога, и больше никаких иных поводов для встреч у них нет.

Включенное наблюдение осуществляется, как правило, скрыто или неявно и, преимущественно, в полевых условиях. При включенном наблюдении психолог специально внедряется в какую-то интересующую его формальную или неформальную группу, вместе с которой он проживает довольно значительную часть своей жизни, вступая с членами этой группы в различного рода деловые и межличностные отношения. Это внедрение обусловлено профессиональной мотивацией психолога, прежде всего, его стремлением глубже и полнее узнать о людях интересующей его группы и их взаимоотношениях. Такого рода способ наблюдения используется в психологии гораздо реже, поскольку он часто требует от психолога большого мужества и самопожертвования в связи с тем, что ему приходится для этого менять свой привычный образ жизни на довольно продолжительное время.

В третьей классификации выделяются различные способы категоризованного наблюдения.

Как было убедительно показано в работах Дж. Брунера восприятие человека всегда предполагает процесс категоризации, содержанием которого является отнесение единичных воспринимаемых объектов по их признакам к более общему классу объектов, то есть к определенной их категории. Категория определяется им «как совокупность признаков, в зависимости от которых объекты группируются как эквивалентные»[21]. Через отнесение к той или иной категории единичные воспринимаемые объекты приобретают определенное значение.

Из этих работ следует важный вывод о том, что некатегоризованного наблюдения, по крайней мере, у человека, овладевшего языком, не существует. Собираемые наблюдателем в процессе наблюдения факты это всегда категоризованные факты.

Способы категоризованного наблюдения, которые реально используются в психологии, можно классифицировать по двум основаниям.

Первое основание это степень свободы психолога в выборе и использовании им в наблюдении тех или иных категорий. По этому основанию выделяются следующие два способа наблюдения: с использованием любых категорий и с использованием заранее выбранных категорий.

При способе наблюдения с использованием любых категорий психолог полностью свободен в выборе и использовании категорий в процессе наблюдения. Этот способ применяется, например, в поисковых исследованиях, когда конкретная цель наблюдения психологу до конца не ясна или сформулирована лишь в общем виде, и поэтому он вынужден описывать весь свой субъективный опыт ощущения и восприятия наблюдаемой действительности в таких категориях, которые он произвольно выбирает сам и которыми ему удобно пользоваться.

Способ наблюдения с использованием заранее выбранных категорий предполагает применение психологом ограниченного числа категорий, перечень которых составляется до начала наблюдения. Яркими примерами реального применения данного способа наблюдения могут служить очень известная в социальной психологии методика Р. Бейлза, в которой используются 12 стандартных категорий для наблюдения за взаимодействием людей в малой группе[22], и не менее известная в психологии труда методика Ф. Гилберта, в которой используются 18 стандартных категорий для наблюдения за трудовой деятельностью человека[23].

Вторым основанием является отсутствие или наличие у наблюдателя определений признаков, по которым предмет наблюдения может быть отнесен к той или иной категории. Данное основание используется для выделения двух других способов категориального наблюдения: без определений признаков категорий и с определениями признаков категорий.

Категории без определений признаков представляют собой такие категории, признаки которых либо совсем не осознаются наблюдателем, либо осознаются им не полностью, и, кроме того, они участвуют в процессе наблюдения непроизвольно. Так, наблюдая за поведением человека, психолог может, например, непроизвольно воспринять, что он улыбнулся, и при этом у него может не быть осознанного определения всех признаков категории «улыбка». Использование этого вида категорий в наблюдении уместно в тех случаях, когда психолог считает, что имеющийся у него опыт вполне достаточен для того, чтобы однозначно категоризовать факты наблюдения.

Категории с определениями признаков характеризуются тем, что эти определения, напротив, полностью осознаны, и они произвольно используются в процессе их соотнесения с наблюдаемыми фактами. Достаточно очевидно, что такого рода процесс категоризации будет более точным и обоснованным. Подобные категории широко применяются в процедуре оценки или подбора персонала, где требуется оценить степень соответствия уровня компетенций работников или кандидатов на должность необходимым для занимаемой должности требованиям[24].

В свою очередь, категории с определениями признаков могут различаться по степени четкости их формулировок и степени их операционализации. Чем более четкими и более операциональными будут эти определения, тем точнее окажется категоризация интересующих психолога единиц наблюдения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...