Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Презентация «Экологическая тропа на территории дошкольного учреждения».




На столе ватман, фломастеры, листы бумаги, ножницы, тарелочки, клей-карандаш. ручки.

 

1.Знакомство с темой работы:

Формирование основ экологической культуры и экологически грамотного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного воспитания и образования 21 века. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.

Дети постоянно соприкасаются с природой. Такие встречи помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам, дать представления о том, что в природе все взаимосвязано, показать роль человека в жизни природы.

Сегодня как никогда актуально требование бережного отношения к природе, ее ресурсам, исправление ошибок деятельности человека на планете. Человек – не царь природы, а ее разумная часть, которая может навредить или помочь природе, в том числе и себе.

Знакомство дошкольников с экологическими знаниями, с природой я осуществляю в рамках проектного метода.

Значение проектного метода:

Проектный метод входит в современную жизнь как требование времени, ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.

Под методом проектов понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и

Значение проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников

Проектное обучение способствует:

· повышению личной уверенности ребенка;

· развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;

· обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;

· развивает у детей исследовательские умения;

· вовлекает в воспитательно-образовательный процесс всех его участников: детей, педагогов и родителей.

2.  Проблема: как можно в наших условиях (на территориях наших детских садов) грамотно с пользой для детей оформить участки детских садов и разнообразить деятельность детей на прогулке?

Одним из видов экологической работы является деятельность детей на экологической тропе. Разработки экологической тропы в литературе встречаются часто. Это является хорошим методом организации деятельности детей на прогулке и помогает продуманно, с пользой оформить территорию ДОУ.

Тема встречи: Я хочу предложить вашему вниманию знакомство с экологической тропой, ее организацией, созданием паспорта экологической тропы.

Презентация «Экологическая тропа на территории дошкольного учреждения».

-Экологическая тропа – это разработанный маршрут (в природе или на определенной территории), на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентированной экскурсионной деятельности. Экологическая тропа является ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира.

- Основные задачи экологической тропы:

1. формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам;

2. развивать устойчивый интерес детей к природе, ее неживым и живым объектам и явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы;

3. формировать систему практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить систему экологического мышления, познания, основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе;

4. воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

- Функции экологической тропы.

В ДОУ экологические тропинки, как назвала их Наталья Александровна Рыжова, выполняют:

· познавательную,

· развивающую,

· эстетическую,

· оздоровительную функции.

- Можно выделить 3 основных типа экологических тропинок:

1. на территории ДОУ,

2. в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер),

3. в здании ДОУ.

- Занятия на экологической тропе.

Система занятий на экологической тропе составляется в соответствии с требованиями образовательного компонента по экологическому образованию в рамках программы, которую реализует ДОУ («Детство», «От рождения до школы» и т.д.) и дополнительной программы конкретно по экологическому воспитанию («Мы» (Азбука экологии) Н.Н. Кондратьевой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой и т.д.).

Содержание экологического образования разрабатывается для каждой возрастной группы, как части целостной программы или проекта работы на экологической тропе.

Занятия на экологической тропе проводятся в течение года, исходя из принципа сезонности, продолжительность экскурсий-путешествий в зависимости от возрастных особенностей детей может составлять от 15 до 30 минут.

- Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих, культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, божьих коровок), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.д.

Взаимодействие человека с природой (положительное и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории ДОУ, скворечников.

- Формы работы на экологической тропинке (тропе):

1. ролевые и имитационные экологические игры,

2. систематические наблюдения за неживой природой и жителями экологической тропы,

3. проведение экологических опытов,

4. экологические практикумы,

5. ситуации эстетического восприятия природы,

6. продуктивная и художественная деятельность (по сезону и по погоде).

Эффективной организации работы с детьми на экологической тропе способствует прием использования сказочных героев (Дядюшка АУ, Незнайка, Старичок Лесовичок, Пес Барбос, Почтальон Печкин). Дядюшка АУ и Старичок Лесовичок – лучшие друзья и помощники ребят в решении экологических проблем.

- Этапы создания и оформления экологической тропы:

1. детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

2. составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов (нарисовать в кружочке бабочку, яркий цветок, дерево и соединить эти рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от объекта к объекту);

3. выбор с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, приглашать их в гости;

4. фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта экологической тропы);

5. изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

6. составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 363.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...