Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекарственные растения Казахстана




Предлагаемая статья имеет региональный характер, в ней описаны лекарственные растения, широко распространенные и Казахстане.
Наша республика по своим естественно-природным ресурсам — богатейший регион Советского Союза, земля больших природных контрастов. Здесь можно побывать в суровой тайге и знойных пустынях, на высочайших, покрытых печными снегами горных вершинах и в самых глубоких долинах, лежащих ниже уровня моря.

Среди огромного разнообразия растительности особое место занимают лекарственные растения, их можно встретить всюду — в лесах, степях, пустынях, горах, на лугах. Многие из них имеют большое народнохозяйственное значение как источники пищевых, лекарственных, дубильных, ароматических, красильных и других веществ. Но последним данным, в Казахстане насчитывается около тысячи видов растений, из них 300— полезных, лекарственных. Некоторые виды встречаются в большом количестве, образуют огромные заросли и служат предметом производственных заготовок, другие — малочисленны.

В любой части республики можно найти ценные лекарственные растения, характерные для определенной зоны. Например, в пустынной зоне — цитварную полынь, во влажных лесах — валериану, в растительном покрове южных пустынь — солянку малолистную, в переходной зоне от пустынь к степям растут различные виды полыни, эфедры, тысяче листник, пустырник.

В северных степях можно встретить горицвет (адонис). Горный вид эфедры, виды ревеней, душицы произрастают в предгорьях и нижнем поясе гор, папоротник мужской — в горах. Большое народнохозяйственное значение имеют запасы солодки голой, богатейшие заросли которой расположены в долине реки Урал, в поймах рек Или и Сырдарьи.

Десятки стран покупают сегодня у нас это ценное лекарственное сырье. Велики запасы и дубильных растений — щавеля тянь- шаньского, тарана дубильного, полыни горькой, ревеней. А из таких дикорастущих лекарственных растений, как эфедра, цитварная полынь, софора и др., вырабатывают ценные меди цинские препараты:
- анабазин, эфедрин, сантонин, пахикарпин, сальсолин и другие.
Имеются запасы бессмертника, шиповника, боярышника, мать и мачехи, девясила, душицы, подорожника, тысячелистника, коровяка и тд.

 




Немного о древней казахской медицине

PAUL VON ELGER 1 июля 2012 г.

29308

13

148

0

У казахской народной медицины богатое прошлое. Древняя народная медицина у казахов возникла на основе практического опыта многих поколений. Казахские лекари придавали большое значение профилактике ...

Буквально вчера закончил работу над серией исторических статей про Казахстан, для небольшого казахстанского сайта. Все кроме этой статьи заказчику понравились и были куплены.

Ну, а коль исследование литературы проведено и текст написан, то пожалуй грех не поделиться интересными фактами о медицине древнего Казахстана, тем более такой инфы на просторах казнета я пока не встречал.

Итак, собственно и сама статья!

У казахской народной медицины богатое прошлое. Исследование дошедших до нас источников показало, что на территории Казахстана, как и в других странах мира, в народе накапливались и культивировались различные медицинские навыки и представления.

Древняя народная медицина у казахов возникла на основе практического опыта многих поколений. Так, к примеру, охота и животноводство давали знание строения и функций внутренних органов животных, что способствовало знанию анатомии человека. Казахи знали практически все органы человеческого организма и их функции и для каждого из них в казахской лексике имелось свое обозначение.

Казахские лекари придавали большое значение профилактике и своевременности лечения. Они систематизировали заболевания в две группы: наружные и внутренние. Кроме того, все болезни делили на заразные («жукпалы ауру») и незаразные («кай наукас»).

У казахов есть поговорка: «Сыныктан озгенiн бэрi жугады», что в переводе на русский язык означает «Кроме перелома, все заразно». Названия болезням народные врачеватели давали или по органам, как, например «окпе ауру», т.е. болезни легких, «журек ауру» (болезни сердца), или по симптомам: «кызылша» (корь), или в зависимости от их причины: «суыктан» (от простуды), «ыстыктан» (от жары, перегрева) и т.д. Заметим, что такого рода названий болезней в казахском языке известно более двухсот. Принцип, в соответствии с которым они получили свои названия, полностью соответствует следующему положению великого Ибн-Сины: «Наименования приходят к болезням с различных сторон». Их называют либо по органам - носителям недуга, либо по проявлениям – «падучая», либо по причинам – «болезнь от желчи».

Кстати, в казахской народной медицине есть много общего с методами, применявшимися арабскими и персидскими врачевателями. Это проявилось не только в использовании того или иного лекарственного средства, но и оставило следы в лексике. В казахский язык вошло очень много «медицинских» слов и терминов арабского и персидского происхождения, как, например, «аруах» – дух предков (перс.), «ауа» - воздух (араб.), «жан» - душа (перс.), «дэрi» - лекарство (перс.) и т.д.

Ну и, разумеется, лечение заболеваний казахскими врачевателями имело много общего с народной медициной других народов Востока. Однако у народных лекарей имелись также свои, оригинальные, методы и средства профилактики и лечения.

Лекари древнего Казахстана в основе своей были невежественны и их методы имели мало общего с медициной и лекарским делом. Всякого рода лекарей на территории древнего Казахстана была масса: табибы, дазаны, баксы и знахари. В подавляющем большинстве это были самоучки-практики, заимствовавшие отдельные сведения и навыки лечения от родственников или проезжих лекарей.

Также, кроме знахарей всех перечисленных видов лечением больных занимались муллы, которые в своей целительной практике применяли религиозно-магические приемы. Они объясняли причинами болезни гнев аллаха, который населял человеческий организм «злыми духами» и т. д.

Камлание – лечение, проводимое баксы или целителем, сопровождалось, подобно спиритическому сеансу, вызыванием духов предков с помощью музыки, пения, танцев и ритуалов с огнем. Суть всех этих магических ритуалов сводилась к одному: целитель выкрадывал или выторговывал у злых духов отобранную у больного душу. В риатуалах, сопровождаемых музыкой, баксы медитировали под звуки кобыза, но в более позднее время, когда Казахстан уже подвергся исламизации, музыка стала табу и лечение проходило в тишине или под песнопения знахаря.

Использование музыкальных инструментов в лечении объяснялось тем, что на звук мелодии кобыза слетались духи, которые использовались в ритуале. Зачастую баксы входили в транс под воздействием музыки, и якобы отправлялись в другие миры на поиски души больного.

Согласно мнению ряда ученых само слово «баксы» произошло от общетюрского корня «бак/баг», что значит «смотреть, всматдриваться или видеть». Говоря иначе, значение слова «баксы» - «высматривающий душу больного».

Основным действом ритуала лечения, проводимого баксы, являлось «высасывание» духа болезни через щеку, живот или спину больного. В этом видно сходство шаманских ритуалов всех тюркских народов. Чаще всего болезнь «высасывалась» шаманов из плеча, щеки или затылка, при этом часто шаман выплевывал волоски, щепки или нечто похожее на кровь, что якобы являлось злым духом.

Бытовали и более экстремальные виды лечения, такие как лечение туберкулеза, малокровия и болезней суставов при помощи свежеснятой бараньей шкуры, которой больного оборачивали на сутки.

С приходом ислама на территории древнего Казахстан стало практиковаться лечение освященными камнями, амулетами и тумарами, которые привозились из Мекки и Медины.

Еще одним направлением древней казахской медицины было лечение лекарственными растениями, на основе которого сложилась народная казахская медицина.

Условно все лекарственные растения, применяемые казахами для лечения, делились на крепительные, освежающие, согревающие и слабительные.

До наших дней дошли рецепты приготовления лекарств на основе ревеня, которые применялись при лечении заболеваний брюшных органов, из аира – для лечения хронических поносов, из трелистной вахты – для лечения слабого пищеварения, а также из можжевельника – для лечения задержки мочи.

В основном, в арсенале знахаря были плоды и семена растений, но встречались и корни с корневищами.

Народная казахская медицина также знала о лекарственных свойствах Кузьмичевой травы (по-казахски – «кылша»), почечуйной травы («кымыздык»), девясила («карандыз»). При сухом кашле больному давали настой, приготовленный на основе солодкового корня («мия»), при обычном кашле - настой стручкового перца («шар-дар»). В редких случаях использовались и белена, и чилибуха и прочие опасные растения.

Одним из значимых приобретений современной науки, полученным из кладовой казахской медицины, является противоглистное средство – фитварная полынь («дармине»), соцветия которой издревле применялись казахами для лечения гельминтоза.

В лечебных целях казахами использовался кумыс, до сих пор остающийся отличным средством при лечении ряда заболеваний.

----------------------------------------------

От себя хочу добавить: Люди, если у кого-то в закромах есть интересная информация о редких казахских традициях и обычаях или просто интересная информация по истории Казахстана, давайте делиться ею!

PS. Прошу сильно не ругаться за написание слов на казахском языке - шрифтов казахских у меня нет, ибо тексты на нем я не набираю. Если кто напишет в комментах, как правильно пишуться эти слова, да желательно со специфическими буквами, с удовольствем заменю ими соответствующие слова в посте!

На территории Казахстана около 6000 видов растений. Самая древняя растительность это водная. Водные растения служат нерестилищем для рыб, кормовой базой для них и водоплавающих птиц. Во флоре болот, речных пойм и лиманов более 450 видов. Флора Казахстана насчитывает 250 видов растений, приспособленных к условиям пустынь. В степной зоне произрастают реликтовые растения такие как: ковыль сибирский, чий и лук многокорневой. В лесах Казахстана встречаются виды растений которые произрастают только в Казахстане и нигде более не встречаются это : джузгун — который в свою очередь имеет 28 видов , астрагал-так же представлен 35 видами, береза киргизская, яблоня Линчевского, боярышник закаспийский, тополь, груша Вавилова, розы Шренка и туркестанская, ива белоснежная и др.

В Казахстане насчитывается до 600 видов редких и исчезающих растений, значительная часть из них включена вКрасную Книгу Казахстана. Редкие и исчезающие растения Казахстана подлежат специальной охране в национальных

Барбарис Илийский
Барбарис Илийский
парках и заповедниках. Так только в одном Алмаатинском заповеднике насчитывается 1000 видов высших растений, в том числе 50 редких видов, 26 из которых занесены в Красную книгу Казахстана. В заповеднике встречаются такие виды растений как: абрикос, курчавка Мушкетова, яблоня Сиверса, крайне редко яблоня Недзвецкого, каркас кавказский, гимноспермиум алтайский, тюльпаны Колпаковского и Островского, очень редко ирис Альберта и иридодиктиум Колпаковского, ревень Виттрока, очень редки хохлатка Семенова, желтушник оранжевый, остролодочник
алма-атинский, адонисы — золотистый и тянь-шаньский, кортуза Семенова. Но самые редкие виды растений встречаются в труднодоступных высокогорьях заповедника. В Казахстане 10 заповедников и 12 национальных парков, в которых можно встретить очень редкие растения,описание некоторых из них предлагаем вашему вниманию:

Барбарис илийский. Барбарис илийский относится к редким растениям Казахстана. На территории Казахстана встречается в восточной части Заилийского Алатау и Кетменьского хребта , также растет на южных склонах Джунгарского Алатау.Охраняется в Чарынском национальном парке Казахстана.Растет кустарником высотой до 1,5 м. Молодые побеги красно-коричневого цвета, шипы достигают 3 сантиметров соломенного-цвета. Листья узко-обратно яйцевидные в длину они растут до 5 сантиметров и в ширину до 2 сантиметров. Соцветия кистевидные, малоцветковые. Цветки ярко-желтые , плоды ярко-красные. Цветет в мае, плодоносит в августе — октябре. В медицинской практике барбарис илийский используют наравне с другими видами. Из плодов барбариса готовят вкусные кисели, варенья и сиропы. Плоды закрепляют желудок, увеличивают отток желчи, улучшают аппетит. Съедобные ягоды содержат яблочную, лимонную и винную кислоты. Миндаль Ледебура. Миндаль Ледебура относится к редким видам растений

Миндаль Ледебура
Миндаль Ледебура
Казахстана. На территории Казахстана встречается в предгорьях Алтaя и Тарбагатaя. Растет в луговой степи, в предгорьях и низкогорьях. Это кустарник. Листья крупные, темно-зеленые. Цветки розовые, плоды до 4 см длиной. Цветет раньше многих миндалей, продолжительность цветения весной 2—3 недели. Плоды появляются с 11 лет произрастания. Они очень красивы в одиночной и групповой посадке, их используют для оформления каменистых горок и опушек. Очень эффектны миндали, посаженные по 3 — 5 штук, на газоне, на фоне хвойных пород. Саксаул. Саксаул это кустарники или небольшие деревья, высотой от 1,5 до 12 м.В Казахстане произрастает три вида саксаула:саксаул чёрный,саксаул белый ,саксаул зайсанский . Растет саксаул в полупустынях и пустынях. У саксаула мощные корни,которыми он закрепляет пески и встает преградой на пути пыльных бурь, защищая плодородные земли, реки и каналы от губительного нашествия песков. Ствол саксаула всегда принимает причудливые формы,он никогда не бывает прямым. Само название говорит за себя , «саксаул» означает растопыренный, корявый. Он изгибается во все стороны, скручивается немыслимыми спиралями,причиной которой является его слоистая спрессованная древесина. Листья имеют вид шилообразных чешуек. Растет не густо — расстояние между деревьями обычно не менее 5-10м, быстро размножается.Это отличное топливо. Вырубка саксаула на участках государственного лесного фонда в Казахстане запрещена до 2019 года. Тюльпан Шренка. Удивительный по своей красоте цветок, растущий в дикой природе Казахстана. Тюльпан достигает высотой до 30 см имеет луковицу шаровидной формы, до 3 см шириной; стебельлистья тонкие по краям курчаво-волнистые. Цветки одиночные и имеют разный окрас бордово-красный, розовый, желтый, белый, реже — пестрый с черным или желтым пятном в основании лепестков или без него, до 5 см длиной. Цветет тюльпан в мае,преображая степь. Тюльпан Шренка предполагают ,что в создании знаменитых голландских сортов не последнюю роль сыграл именно он,так как в средние века Голландия, занимающая разведением этих дивных цветов, получала луковицы из Средней Азии и других стран

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 1000.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...