Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века (на примере одного произведения)
Тема Великой Отечественной войны в литературе. Великая Отечественная война 1941-1945 гг., унесшая жизни многих миллионов, стала одним из самых трагических фактов истории XX в. Такое событие, как война, Л. Н. Толстой определял как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе». Военное лихолетье, человек на войне, память потомков о подвиге солдат — тематика многих художественных произведений, созданных как в военные годы, так и после Победы, разнообразна: К. Симонов «Живые и мертвые», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», В. Быков «Альпийская баллада», «Сотников», Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие…», К. Воробьев «Убиты под Москвой», В. Кондратьев «Сашка» и другие. Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Страдания и беды войны ложатся не только на плечи воюющих мужчин — не обходят они стороной и хрупких женщин. Так, например, С. Алексиевич назвала свою книгу «У войны неженское лицо», отразив в заглавии основную мысль: убийства противны женской сущности, главному назначению женщины на земле — дарить жизнь. Подвигу девушек-зенитчиц посвящена повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» (1969). В центре произведения — пять женщин с разными характерами, разными судьбами. Они даже на войне не перестают быть девушками, не теряют своего неповторимого очарования: Соня Гурвич любит поэзию Блока, Рита Осянина постоянно думает о своем маленьком сыне, красотой Жени Комельковой, получавшей наряды за стремление отстоять свое право оставаться женщиной на войне, любуются остальные девочки. Под командованием старшины Васкова пять девчонок отправляются на перехват двух диверсантов, а их оказалось два десятка. Вернуться из этого похода было не суждено солдатам Гурвич, Комельковой, Осяниной, Бричкиной и Четвертак. Стремление не пропустить фашистов, любой ценой остановить захватчиков, отомстить за порушенную любовь, уничтоженные семьи, придает хрупким девчонкам недюжинную силу духа. Попрание правил человеческого общежития ставит самих фашистов вне всяческих законов, а потому подвиг зенитчиц обретает общечеловеческое значение. Трагичен образ старшины, стремившегося спасти своих «солдат», но не сумевшего защитить их. Мысль о том, что с них, с мужчин, спросится после войны, терзает совесть Васкова: «Что же вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Со смертью их оженили?» Символичность финала повести (Васков выполняет обещание, данное Рите, позаботиться о ее сынишке) вводит в произведение тему памяти. Повесть легла в основу знаменитого художественного фильма С. Ростоцкого, а в последние годы была снята китайская версия. Тема Великой Отечественной войны еще долгие годы будет находить свое отражение в литературе, кино, живописи. Память — это то, что отличает человека от других живых существ. Пока жива память, подвиг павших в годы войны будет предостерегать потомков от страшных и жестоких войн, от бессмысленного кровопролития. 25. Поэма Твардовского «Василий Теркин»- энциклопедия Великой Отечественной войны Когда перелистывает ь последнюю страницу поэмы А. Т. Твардовского "Василий Теркин", в глаза бросаются годы ее написания — 1941—1945. То есть Твардовский писал свое произведение не по воспоминаниям, а, если можно так выразиться, "но свежим следам". Он переживал войну вместе со своим героем. Более того, вряд ли автор в процессе создания поэмы знал, что станет с его героем завтра. Задуманный как образ простого, — может быть, даже лучше сказать простоватого, — русского парня, в котором сочетаются героизм и юмор, Василий Теркин перерос границы писательского замысла. Он стал жить самостоятельной жизнью, как любой другой участник войны. "На войне сюжета нету", как сказал Твардовский, так же и в поэме нет четко прослеживаемой сюжетной линии. Поэма строится в форме дневника, хроники жизни одного человека. Короткие эпизоды часто объединены лишь главным героем, если смотреть поверхностно. Но на самом деле "Василий Теркин" имеет достаточно стройный сюжет, сюжет жизни на войне. Также важно, что у поэмы нет ни начала, ни конца. Автор это особенно подчеркивает. Такое построение им позволяет не следить за развитием действия, а просто погрузиться на время в реальность, созданную авторским вдохновением. Твардовский показал нам войну со всех ее сторон. Она может быть неприглядной, страшной, черной. Но даже и в самом пекле есть место шуткам, песням, музыке, смеху. Не могут без этого жить люди. Твардовский подчеркивает, что в русских солдатах серьезность, сосредоточенность, готовность рискнуть собой сочетаются с упорством, бесшабашностью, чувством юмора. Может быть, именно это помогало им стойко переносить тяготы войны. Обширная картина войны возникает в представлении читателя, создаваясь из мелких сцен, эпизодов, деталей. Солдатские будни и солдатский досуг — всему этому есть место в поэме. Вот, например, глава "Переправа", которую издают иногда даже отдельно от поэмы. Ночь, ледяная вода, внезапно прорезающий тьму свет прожекторов: перед читателем картина, набросанная весьма скупыми штрихами, но вполне представимая. Это лишь один из эпизодов, где Твардовский показывает неприкрытое лицо войны, ее страшный оскал. В поэме не один раз встречается описание боев, но самое неизгладимое впечатлеиие производит глава "Поединок". Теркин один на один, без оружия, сражается с немцем. Для того чтобы усилить различие между двумя солдатами, русским и немецким, поэт представляет немца довольно отталкивающим существом. По большому счету здесь сошлись не два отдельных солдата» а две враждующие стороны, поэтому эпизод приобретает общенародные масштабы. Теркин дерется с немцем ожесточенно и самоотверженно, причем особенно нужно обратить внимание на то, что поединок происходит один на один, их никто не видит. В такой ситуации нет смысла показывать свою удаль, проявлять показной героизм. Теркин дерется, потому что видит в этом свой священный долг: Не затем на смерть идешь, Чтобы кто-нибудь увидел. Хорошо б. А нет — ну что ж... Теркин несколько раз был ранен. Он описывает госпиталь, в котором лежал, медсестру, отдавшую ему свою шапку. На самом деле таких госпиталей и сестричек, заботящихся о раненых, как о кровных братьях, было в Советском Союзе немало. Твардовский замечает, что как на передовой, так и в тылу, в госпиталях и лазаретах, царил дух товарищества. Каждый готов был поддержать другого и поделиться последним. Сразу же вспоминается эпизод про бабку, пожалевшую в первый раз для солдата сала, а во второй встретившая его, как сына. Не все, конечно, выживали даже в госпиталях. Кто-то умирал на руках у врачей, кто-то — прямо на поле боя, не успев проститься с родными. Письма домой продолжали идти, а человека уже не было в живых. Это война, у нее свои законы. Об этом пишет Твардовский в главе "Смерть и воин". Умирающий солдат разговаривает со склонившейся к нему Смертью, прося ее позволить ему хотя бы последний раз побывать на Родине, увидеть родных или: ... Смерть, а Смерть, еще мне там Дашь сказать одно словечко? Полсловечка? Нет, не дам... Теркин выжил в тот раз. Но ведь были миллионы людей, умолявшие смерть подарить им хотя бы еще немного времени. Смерть неумолима, она не отмеряет время своим жертвам. Разве легко умирать молодым? Полушутя пишет об этом Твардовский: не хочется умирать летом, в жару, или осенью, в слякоть, или зимой, в стужу. Но как же тяжело умирать весной, когда вся природа возрождается и зовет к жизни! Редко, но и у солдата бывают "выходные". Солдаты любят хорошо поесть, поболтать на мирные темы, забыв, где находятся, любят попариться в баньке и спеть, любят сплясать под гармонь. Не против иногда и пропустить стаканчик-другой спирта. Солдат весел иногда и перед лицом самой страшной опасности. Он знает, что каждая секунда может стать последней, и все же смеется. Смеется назло врагам, назло смерти. Сразу чувствуется, если человек пишет о том, что пережил сам, о том, что увидел и прочувствовал. В таких произведениях слышится правда. К числу подобных книг принадлежит и "Василий Теркин". Эта поэма — не только лишь о войне. Она о родной земле, где местечко Борки на болоте так же ценно, как сама столица. Она о миллионах Теркиных, совершивших подвиги или просто выполнивших свой священный долг. Она о том, как умеет сплачиваться русский народ в годы испытаний. Поэтому и можно с полным правом назвать "Василия Теркина" энциклопедией войны. 26. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского (чтение наизусть) Поэты всегда задумывались о цели поэтического творчества, о месте поэта в жизни страны, народа. Что и для кого должен писать поэт — эти вопросы возникли еще в глубокой древности одновременно с самой поэзией. Поэт или гражданин? Поэт и гражданин? Поэт — гражданин? Необходимо ли поэту — Божьему избраннику — быть еще и гражданином?
Трагична была судьба великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, который не нашел себе места в жизни среди бесчисленных «масок». Одиночество тяжелой печатью легло на его стихи. О своем назначении поэта, о своих стихах он говорил: 27. Поиски нравственного идеала в прозе В. Шукшина .. Ты хоть зашевелился.. А то бы тебя с печки не стащить с равновесием-то душевным.\" И Шукшин соглашается со своими героями, что самая совершенная вера — в людей, в прогресс: \"В авиацию, в химизацию, в механизацию сельского хозяйства, в научную революцию-у! В космос и невесомость! — ибо это объективно-о!\"
28. Современная поэзия: Заболоцкий, Бродский |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 288. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |