Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
А. П. Чехов обличитель мещанства и пошлости (на примере одного из произведений)
С человеком, ограничившим свои потребности только достижением материальных благ, происходит процесс постепенного обнищания души, ослабления воли, потери жизненной позиции и здоровой человеческой активности. Чехов негодует и протестует против такого назначения человека. Просто быть сытым – этого человеку мало для счастья. Должна же быть какая‑то высшая цель. Человек должен оправдывать свое предназначение, а не бесцельно прозябать, пеняя на окружающий мир. Сюжет рассказа "Ионыч" прост и показателен в этом плане: молодой, умный человек попадает в серый, затхлый городишко С. Много работает, живет отшельником,
13. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П Чехова «Вишневый Сад»
1. Прошлое представлено в пьесе персонажами старшего поколения: Гаевым, Раневской, Фирсом, но о прошлом говорят и другие герои пьесы. Оно связано прежде всего с дворянством, которое к концу XIX — началу XX века переживало явный упадок. Прошлое неоднозначно. С одной стороны, это было время крепостничества, социальной несправедливости и т.п., о чем, например, говорят Лопахин и Петя Трофимов. С другой стороны, прошлое представляется счастливым временем не только Раневской и Гаеву, но и, в частности, Фирсу, который воспринимает «волю» как несчастье. В прошлом было много хорошего: добро, порядок, а главное — красота, олицетворенная в образе вишневого сада. 2. Настоящее в России смутно, носит переходный, неустойчивый характер. Таким же оно предстает и в пьесе Чехова. Главным выразителем настоящего является Лопахин, но не следует забывать и о других героях (Епиходов, лакей Яша, Варя). Образ Лопахина весьма противоречив. С одной стороны, он, купец, выбившийся из бывших крепостных, является господином настоящего; не случайно именно ему достается вишневый сад. Это составляет его гордость: «битый, малограмотный Ермолай /…/ купил имение, прекраснее которого нет ничего на свете /…/ купил имение, где отец и дед были рабами». Но, с другой стороны, Лопахин несчастлив. Он человек по натуре тонкий, он понимает, что губит красоту, но иначе жить не умеет. Чувство собственной ущербности особенно проявляется в его монологе в конце третьего действия: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». 3. Будущее в пьесе совсем смутно и неопределенно. Казалось бы, оно принадлежит молодому поколению — Трофимову и Ане. Именно они, в особенности Трофимов, горячо говорят о будущем, которое представляется им, безусловно, прекрасным. Но Аня — еще совсем девочка, и как сложится ее жизнь, каким будет ее будущее — совершенно неясно. В том же, что Трофимов сможет построить то счастливое будущее, о котором говорит, возникают серьезные сомнения. Прежде всего потому, что он абсолютно ничего не делает, а только говорит. Когда же надо проявить способность хотя бы к минимальному практическому действию (утешить Раневскую, позаботиться о Фирсе), он оказывается несостоятельным. Но главное — отношение к ключевому образу пьесы, к вишневому саду. Петя равнодушен к его красоте, он призывает Аню не жалеть вишневого сада, вообще забыть о прошлом. «Мы насадим новый сад», — говорит Трофимов, а этот, значит, пускай погибает. Такое отношение к прошлому не позволяет всерьез надеяться и на будущее. Сам Чехов верил в то, что будущее его страны будет лучше ее прошлого и настоящего. Но какими путями это будущее будет достигнуто, кто его построит и какой ценой — конкретных ответов на эти вопросы писатель не давал.
14. Тема любви в прозе И. А. Бунина. (на примере одного из произведений) В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное в этой теме. У Бунина любовь не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви. Цикл рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» создавался в эмиграционные годы с 1938 по 1949 в очень тяжелое и драматичное для писателя время (Вторая мировая война и расставание со своей последней музой, Галиной Кузнецовой). Бунин, будучи уже старым человеком, снова и снова переживает в своих воспоминаниях любовь в очень разных, порой странных проявлениях. Сам Бунин так говорит об этой книге: «Это книга о любви с некоторыми смелыми местами. В общем, она говорит о трагичности и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни.» В «Темных аллеях» Бунин воспевает любовь во всех ее проявлениях: когда она остается неузнанной; когда она чуть теплится, но не вспыхивает; когда она переходит в страсть. Любовь в произведениях писателя не терпит длительности, так как, чтобы она не иссякла, не сошла на нет, необходимо расставание, расставание навсегда. Если герои не расстаются по своей воле, вмешивается рок. «Натали» - это рассказ из цикла «Темные аллеи» о роковой любви, которая преследовала героя на протяжении всей жизни. Герой рассказа приезжает в имение своего дяди с четким намерением, он хочет «нарушить свою чистоту, искать любви без романтики». И такую любовь дает ему его кузина Соня, в которую он когда-то был влюблен. Однако, познакомившись с Натали, молодой человек уже не может забыть эту девушку с «золотыми» волосами и глазами как «черные солнца». Соня и Натали – два совершенно противоположных человека. Несмотря на то, что девушки одного возраста, Соню Виталий сравнивает с «только что вышедшей замуж молодой женщиной», Натали же «казалась чуть не подростком». Отношение героя к обеим девушкам также различно. Молодого человека терзают противоречивые чувства, он «все дивился, ужасался: за что так наказал меня Бог, за что дал сразу две любви, такие разные и такие страстные, такую мучительную красоту обожания Натали и такое телесное упоение Соней.» Однако, Бунин ясно дает понять, что настоящая любовь бывает только раз в жизни, и у Виталия это любовь именно к Натали, «одна мысль о которой уже охватывает его таким чистым любовным восторгом…» Уехав из имения, молодой человек не вспоминает о своей страсти к Соне, о минутах, проведенных с ней, а Натали не может забыть, помнит о ней, и любовь к этой девушке живет в его сердце в течение всей жизни. Через много лет влюбленные снова встречаются уже другими, взрослыми людьми, многое изменилось в их жизни, осталось прежним только одно – их неугасающая любовь друг другу. Они полностью отдаются своему искреннему чувству, наслаждаясь теми недолгими мгновениями счастья, которые подарила им судьба. Любовь в изображении Бунина всегда трагична, у нее нет будущего. Но, несмотря на это, писатель глубоко убежден, что любовь – это величайшее счастье в жизни. Бунин пишет: «…разве бывает несчастная любовь?...Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» Любовь в понимании писателя – это таинственная стихия, ослепительная вспышка, озаряющая жизнь человека и наполняющая ее новым особым смыслом. 15. Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере одного произведения).
У любви каждого человека есть свой свет, своя печаль, свое счастье, свое благоухание. Любимые герои А. И. Куприна стремятся к любви и красоте, но обрести прекрасное в жизни, где царят пошлость и духовное рабство, они не могут. Многие из них не находят счастья или гибнут в столкновении с враждебным миром, но всем своим существованием, всеми своими мечтами они утверждают мысль о возможности счастья на земле.
16. Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М Горького «Старуха Изергиль»
В своем творчестве писатели часто обращаются к теме подвига. Героические поступки людей не могут не вызывать восхищения. Подвиг можно рассматривать с этих позиций. Но человеческое сознание устроено таким образом, что любой поступок можно трактовать двояко. И идея подвига в данном случае не исключение. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» как раз рассматривается подвиг во имя общего счастья. Писатель отвечает на этот очень важный вопрос легендой о Данко, герое, который отдал свое сердце ради других. На первый взгляд, поступок Данко заслуживает уважения и неподдельного восхищения. Данко безупречен. Он очень выгодно отличается от всех, кто его окружает. Данко не думает о себе, он живет интересами других, хочет изменить жизнь своих соплеменников. Данко олицетворяет революционера, человека, не желающего жить по тем правилам и устоям, которые были созданы задолго до его рождения. Если учитывать особенности эпохи, в которой довелось жить и творить М. Горькому, то становится понятным, почему его так привлекал образ Данко-революционера. Писатель сознательно идеализирует Данко, делает его безупречным. Герой живет ради того момента, когда он может совершить подвиг во имя общего счастья. Правда, он не задумывается о том, достойны ли этого подвига окружающие? Может быть, их целиком и полностью устраивала та жизнь, которая не менялась очень долгое время? Может быть, любые изменения пугают и огорчают их? Цель Данко-героя — преобразовать мир. В контексте легенды, рассказанной Горьким, Данко хотел сделать своих соплеменников счастливыми, вывести их из темного мрачного леса, чтобы они жили на светлом солнечном месте. Ради того, чтобы найти путь во мраке, Данко жертвует своим сердцем. Оно освещает путь, и слабые, несчастные соплеменники героя находят дорогу. Герой погибает, и никто не думает о нем жалеть. С одной стороны, Данко по-человечески жаль. Молодой, неравнодушный человек погибает в расцвете лет. С другой стороны, у него не было других перспектив. Данко не устраивала обыденность, жизнь как серое существование казалась ему неприемлемой. Иначе он бы не захотел пуститься в столь рискованное путешествие. Да, без сомнения, он очень много сделал для своих соплеменников. Он вывел их из мрака, показал путь к счастью. Люди, подобные Данко, живут ради подвига, ради этого короткого мига. Только так они понимают смысл своей жизни. Они не берегут жизнь, напротив, с готовностью расстаются с ней, оставляя на века легенды о себе. Не случайно соплеменники не слишком-то любили Данко. Они чувствовали в нем опасность. И были правы. Данко же, напротив, не понимал их. Он жил ради будущего, светлого и прекрасного. А окружающие жили сегодняшним днем. И беды настоящего казались им гораздо важнее, чем призрачное счастье будущего. Нужна ли была жертва Данко окружающим? Может быть, нет. По крайней мере, соплеменники героя так и не осознали, что они в этом нуждаются. Однако можно сказать с уверенностью, что смерть Данко была не напрасной. Он своим поступком показал, что есть люди, для которых общее счастье важнее, чем собственная жизнь.
17. Образ Луки в пьесе Горького «На дне»
«На дне» - пьеса, собравшая несколько различных характеров. Один из жителей ночлежки - старик Лука, который стал самым неоднозначным и противоречивым героем пьесы. Именно с ним связан главный философский вопрос этого произведения: «Что лучше - сострадание и «ложь возвышенная и утешительная» или истина?». Нужно ли проникаться настолько состраданием, чтобы потом использовать ложь как спасительный инструмент? Углубляясь в тему «Лука: характеристика» («На дне»), можно отметить, что именно этот герой становится единственным человеком, который по-настоящему сострадает жителям ночлежки. Он же отмечает, что есть «люди», и есть «человеки». «Люди» по натуре своей очень слабые и безвольные, они постоянно нуждаются в поддержке и силе другого, и для них мощным стимулом может служить вера и надежда. «Человеки» - напротив, сильные духом люди. Это те, кому не нужны ни жалость, ни сострадание, ни успокаивающая ложь. Именно таким является Герой Сатин, который считает, что человека, прежде всего, надо уважать, а жалость только унижает его, хотя сам Сатин является большим шулером, который живет заведомо ложью и обманом. Пьеса «На дне». Лука Лука умирающей жене Клеща Анне рассказывает, что она не должна бояться смерти, и что ей скоро будет хорошо на Небесах с Богом. Актеру он дарит надежду на город, в котором бесплатно лечат алкоголиков, правда, он забыл название города, но обещал обязательно вспомнить. В пьесе «На дне» Лука ко всем ласков, добр и милосерден. Про себя он особо ничего не рассказывает, только шутит, что его «мяли много, оттого он и мягок». У него нет плохих и хороших людей, в каждом он находит что-то хорошее и светлое, и каждого утешает и наставляет. Проститутке Насте он говорит о том, что если ты веришь, что была у тебя настоящая любовь, значит, она была. Лука в пьесе «На дне» вору Пеплу и Наташе советует уехать в Сибирь на вольную жизнь, где им будет намного легче начать все заново. Несчастным жителям ночлежки ничего не оставалось больше, как только верить его словам, которые хоть и звучали неправдоподобно, но дарили веру, как лучики солнца в кромешной тьме. Ложь во спасение или горькая, но, правда? Лука в пьесе «На дне» своей философией неким образом призывает к христианскому смирению, терпению и чуткости к ближним. Одному из героев он говорит: «Что тебе правда?». Ведь она может стать для тебя как удар обухом по голове. То добро, что несет в себе этот герой, пробуждает в человеке ночлежки, даже обреченном, желание жить и быть лучше. Но когда старик исчезнет, рухнет и вся жизнь многих людей этого проклятого места. В заключение темы «Лука: характеристика» («На дне»), надо отметить, что в этом вечном вопросе нет однозначного ответа, однако сам Горький считает, что истина лучше, чем сострадание. Сам автор выражает полную уверенность в том, что спасти человечество поможет только истина и правильное понимание значимости человеческого сострадания. 18. Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита» В романе М.А. Булгакова традиционно присутствуют два антагониста – Бог и дьявол, номинальное добро, и номинальное зло. Однако Булгаков в своём главном романе далёк от традиционного догматического деления на белое и чёрное. Об этом уже в самом начале книги говорит эпиграф, взятый автором у «Фауста» Гёте: «…Так кто ж ты наконец? Дьявол, или Воланд у Булгакова, очень человечен. Он не стремится кого-то искусить или кого-то наказать. Все герои в романе делают свой нравственный выбор исключительно сами, не в силу какой-то особой врождённой испорченности, или под действием нечистой силы, которой в романе предостаточно, а просто по слабости. Недаром через всю книгу красной нитью проходит мысль: «Трусость – самый тяжкий из пороков». Не лишён этого порока и один из главных героев романа – Мастер. Если Иешуа перед безжалостным лицом римской власти, зная, что ему грозит мучительная гибель, не отказался ни от своих слов, ни от своих убеждений, то Мастер сломался, укрывшись от внешних невзгод в безумии: «У меня нет больше никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, - ответил мастер, - ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, - он опять положил руку на голову Маргариты, - меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». Не даром в конце романа Иешуа грустно замечает, что Мастер не заслужил света, Мастер заслужил покой. Покой в качестве награды за перенесённые страдания, которые его сломали. Однако Мастер поддался самому тяжкому из пороков – трусости, поддался по своей внутренней слабости и сжёг дело всей своей жизни – книгу об Иисусе Христе. Встав перед нравственным выбором, Мастер делает его в пользу побега ценой потери себя. Перед мучительным нравственным выбором стоит и другой персонаж романа – библейский Понтий Пилат. В отличие от Мастера его нравственный выбор касается не только его самого, но и другого человека – Иешуа Га Ноцри. Пилат понимает, что Иешуа «философ с мирной проповедью», он даже в какой-то момент колеблется, но… многолетняя привычка подчиняться императорской службе («О, если бы не императорская служба…!») заставляют Пилата отправить философа на смерть. В отличие от Мастера нравственный выбор Пилата сложнее хотя бы потому, что касается не только его самого. Если Мастера сломила трусость перед жизненными трудностями, Пилат подчинился многолетнему чувству долга, это была трусость скорее по отношению к самому себе. 19. Тема революции в поэме Блока «Двенадцать» «Двенадцать» — одно из первых произведений русской литературы, написанных после октябрьской революции 1917 года. Все действие поэмы происходит на улице. Уже в первой главе слышится ее революционный гул. Блок начинает поэму с лаконичной и контрастной картины черного вечера и белого снега. Все герои выступают на фоне привычных блоковских образов — вьюги, ветра («ветер на всем Божьем свете»). Вся поэма представляет собой множество звучащих голосов, автора же почти не слышно. При этом Блок использует такие средства, как лозунги, солдатские частушки, разговорные интонации. Только во второй главе появляются «двенадцать». Блок не приукрашивает своих героев: они обещают раздуть «мировой пожар в крови», «пальнуть пулей в Святую Русь». Блок даже сгущает краски, показывая своих героев возможными каторжниками («На спину б надо бубновый туз!»). Но в своих действиях они несут как бы гнев всего народа, они действуют в согласии с народной стихией. Однако в центр поэмы Блок поставил «частную» судьбу — драматическую историю любви и преступления Петрухи, который ненароком убивает свою былую подружку Катьку. Это отдельная человеческая трагедия на фоне всемирной вьюги, революционного разрушения. Петруха — живой полнокровный человеческий характер. Он потрясен до глубины души делом рук своих. Блок очень верно выразил тяжелую тоску, муки совести, которые не прекращаются в душе героя: «Ох, товарищи, родные, / Эту девку я любил...» Его раскаяние в глазах «одиннадцати» выглядит душевной дряблостью: в такой ответственный исторический момент оно не к месту и не вовремя. («Не такое нынче время, / Чтобы нянчиться с тобой!»). Блок уловил одним из первых в русской литературе, как воспринималось отношение к личному, к чувствам в революционную эпоху. В последней главе более отчетливо выступает «старый мир» — в образе «паршивого пса». Но возрастает тревога... В финале поэмы неясное, непроницаемое, невидимое обретает контуры Христа. Блок сравнивал свою эпоху с эпохой начала христианства и падения Рима. Имя Христа стало символом особой исторической миссии, и в этом смысле он уместен впереди «двенадцати». Но вместе с тем у Блока он вырастает в громадный вопрос к будущему. Очень важно, что Христос в поэме незрим («двенадцать» не видят его за вьюгой). Блок всячески подчеркивает, что красногвардейцы «идут без имени святого», их свобода— «без креста». Фигура Христа может означать и то, что ужасы разрушения будут сняты и преодолены в возрожденной России. Блок воспроизводит стихийный взрыв, сохраняя свое личное отношение к нему. Нарисованная в «Двенадцати» картина поражает сочетанием несочетаемого. Все пришло в движение, рухнул устоявшийся быт, сдвинулись привычные соотношения, обнажились противоречия. Конфликт поэмы строится на противопоставлении двух начал — светлого, гармоничного, которое Блок видит «впереди», и темного, которое он видит в прошлом и олицетворением которого служит «старый мир». Сфера этого противопоставления захватывает и «большой» мир, и внутренний мир человека. Как и его герои, Блок и негодует, и страшится, и надеется. Всем своим существом он участвует в том, что происходит вокруг. Поэт берет на себя смелость «провести» своих героев через три основные временные сферы, показать в реальных картинах, что было, что есть и что должно быть. 20. Анна Ахматова и Марина Цветаева два поэтических женских голоса эпохи Анна Ахматова и Марина Цветаева — два ярких имени в русской поэзии. Им довелось не только жить в одно и то же время — время крушения старого мира, но и быть поэтическим голосом своей сложной эпохи. Обе поэтессы начали рано писать стихи. Марина — в шесть лет, а Анна — в одиннадцать, но каждой из них выпала своя трагическая судьба, каждая искала в поэзии свой собственный путь. Цветаева познакомилась с творчеством Ахматовой в 1915 году и сразу же написала стихотворение, обращенное к ней. Цветаева долгое время сохраняла к Ахматовой восторженное отношение, о чем свидетельствуют письма и дневники Марины Ивановны. Она посвятила Анне Андреевне небольшой цикл стихов, в котором выразила свое преклонение перед ней: И я дарю тебе свой колокольный град, Цветаева обращается к Ахматовой на «ты», хотя между ними не было личного общения, и горделиво утверждает: Мы коронованы тем, что одну с тобой Этим «мы» Цветаева старается показать, что она тоже обладает поэтическим даром и стоит рядом с прославленной поэтессой. Ахматова благосклонно принимала поклонение Цветаевой, но никогда особенно не ценила ее творчество. Цветаева же в конце жизни резко изменила свое отношение к Ахматовой, заявив, что все, написанное ею, особенно в последние годы, очень слабо. Единственная встреча двух поэтесс состоялась в Москве в июне 1941 года и, нужно думать, не привела к взаимопониманию — слишком уж различны по своим творческим устремлениям и характеру были эти женщины. Действительно, Марина Цветаева считала, что поэт должен быть погружен в себя и отстранен от реальной жизни. По собственному определению, она была «чистым лириком» и поэтому самодостаточна и эгоцентрична. Несмотря на это, эгоцентризм Цветаевой не был эгоизмом, он выражался в непохожести поэтессы на других, нетворческих людей. Именно поэтому мы часто встречаем в стихотворениях Цветаевой противопоставление «я» и «они»: Идите же! — мой голос нем, Ахматова же, на первый взгляд, была более приближена к реальной жизни. Встав в начале творческого пути под знамя акмеизма, она стремилась в своих стихах к предметной детализации. Все звучащие и красочные подробности входили в ее стихи, наполняя их живой силой жизни: Жарко веет ветер душный, Ахматовский стих произрастал из непосредственных жизненных впечатлений, хотя эти впечатления и ограничивались, особенно в раннем творчестве, заботами и интересами «своего круга». И Ахматова, и Цветаева много писали о любви. Любовь в их творчестве предстает чувством драматическим, а порой и трагическим: Брошена! Придуманное слово – У Ахматовой стихи о любви — это маленькие рассказы, не имеющие ни начала, ни конца, но все же сюжетные, как, например, «Вечером», «Сжала руки под темной вуалью…» и другие. Удивительное мастерство позволяло поэтессе с помощью одной, казалось бы, незначительной детали создать определенное настроение и передать чувства героини: Так беспомощно грудь холодела, Вот она — незначительная деталь — неправильно надетая перчатка — и перед нами нарисован образ растерянной и подавленной женщины. Мы понимаем, что ее бросил любимый, и жизнь для нее вот-вот рухнет. У Цветаевой сюжетности в любовных стихах практически нет, но она тоже пишет о любви не в момент счастья, а в напряженный, драматический момент: Хоть на алтын полюби — приму! Ахматова долгое время считалась поэтом одной темы — любовной, за что ее неоднократно упрекали. К теме России она начинает чаще обращаться уже в позднем творчестве, но эта тема, в сущности, является все той же темой любви — любви к своей стране. Цветаева несколько лет прожила в эмиграции. Ахматова никогда не уезжала надолго. Однако обе поэтессы не принимали и не понимали революцию. Ахматова стремилась в своих стихах уйти от политики в мир человеческих чувств и отношений, а Цветаева обращалась к далекому прошлому, которое она идеализировала и романтизировала. В ее творчестве слышится тоска по героическим натурам, по идеалам рыцарства, поэтому частыми образами ее произведений становятся меч, плащ и шпага. На страницах ее стихотворений мы встречаемся с яркими личностями прошлого: Казановой, Дон Жуаном, Наполеоном, Лжедмитрием и, конечно, прекрасной Мариной Мнишек. Кроме того, что Мнишек была полячкой (а Цветаева тоже имела частичку польской крови), она, безусловно, привлекала Цветаеву еще и тем, что носила ее имя. Поэтесса очень любила свое имя и видела в нем особый смысл. Как известно, Марина — это перевод на латинский язык одного из эпитетов богини любви и красоты Афродиты. «Пелагос» (по-латыни — «Марина») означает «морская». Цветаева неоднократно раскрывала в стихах поэтический смысл своего имени, и в нем тоже видела свою непохожесть на других: Кто создан из камня, кто создан из глины, — Море для Цветаевой — это символ творчества. Оно такое же глубокое и неисчерпаемое. Значит, человек, носящий имя Марина, — особый человек, художник. Ахматова также любила свое имя и считала себя достойной особого предназначения. Она видела в нем некую божественность и царственность: В то время я гостила на земле. Один из своих сборников Ахматова даже назвала «Anno domini». Латинское выражение, означающее «в лето господне», явно привлекало поэтессу созвучностью с ее именем Анна. И Ахматова, и Цветаева немало обогатили русскую поэзию. Ахматова продолжала и развивала традиции русской психологической прозы, являясь в этом смысле прямым наследником Достоевского, Толстого, Гаршина. Главным достоинством ее стиха была строго обдуманная локализованная деталь, несущая порой весь замысел. Достаточно вспомнить образ красного тюльпана в стихотворении «Не любишь, не хочешь смотреть…» Ахматова, умея очень тонко пользоваться словом, ввела в поэзию детали из обыденного мира, бытовые интерьеры, прозаизмы, которые помогали ей создавать образы, а главное — открывали внутреннюю связь между внешней средой и потаенной жизнью сердца. Сила стихов Цветаевой не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все время меняющихся, глубоких ритмов. То торжественно-приподнятые, то разговорно-бытовые, то песенно-распевные, то иронически-насмешливые, они в своем богатстве передают гибкость ее интонационного строя, находятся в зависимости от ритма ее переживаний. И если Ахматова тонко чувствует русское слово, то Цветаева идет еще глубже — она способна воспринимать язык на уровне морфемы. Классическим примером в этом отношении может служить стихотворение, посвященное Борису Пастернаку: Рас-стояния: версты, мили… Приставка «рас» в этом стихотворении имеет особое значение. Именно умелое использование ее помогает поэтессе передать чувство разлуки, разъединенности. Ахматова и Цветаева — самобытные поэтессы и очень разные, но между ними немало внутреннего сходства. Они обе были именно русскими поэтессами и безгранично любили Россию. В их творчестве и судьбе отразился сложный путь русской интеллигенции, которой пришлось жить в эпоху революционных бурь и глобальных перемен. 21. Тема родины и природы в лирике Есенина Одна из главных тем в творчестве Сергея Есенина – тема Родины, поэтому произведения этого поэта неразрывно связаны, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Свою родную деревню Константиново поэт покинул совсем еще молодым, потом жил в Москве, в Петербурге и даже за границей. Но именно разлука с любимой Родиной придавала его стихам особую, отличающую от других, теплоту воспоминаний о ней. Признания в любви к России звучат еще в ранних стихах С. Есенина. «Разбуди меня завтра рано…» Разбуди меня завтра рано, Я сегодня увидел в пуще На рассвете он завтра промчится, Разбуди меня завтра рано, Воспою я тебя и гостя, 22. Нравственная проблематика рассказа Солженицына «Матренин двор» Написан просто и о простом, обыденном. Главная героиня Матрёна, у неё необычная судьба. Её любимый Фадей во время войны попал в плен. Она вышла замуж за его младшего брата, а через некоторое время Фадей вернулся. Тосковал, женился только когда нашёл девушку по имени – Матрёна и похожую на Матрёну. Дети у героини умерли в младенчестве, она осталась одна. Тяжело трудилась не за деньги, а за трудодни (палочки). Помогала по хозяйству сёстрам и соседям. Денег за это не брала. Взяла на воспитание племянницу Киру. Трудная жизнь её не озлобила. Она всегда приветлива, готова отдать последнее. Погибла Матрёна попав под поезд, когда перевозили часть дома в райцентр для Киры. Ничем не исключительна судьба Матрёны, таких тружениц в послевоенные годы было много. Но по разному люди воспринимают данное им судьбой. Её жизнь высвечивает нравственные проблемы всегда волнующие людей, что же это за проблемы: 1. Нужно ли делать добро бескорыстно, как это делала Матрёна. Если нужно было копать картошку или пахать землю, или односельчане за помощью к ней обращались, она никому не отказывала и платы не брала. Вручную самую крупную картошку варила постояльцу, а сама жили впроголодь, в жалком доме с тараканами. Солженицын считает, что на таких людях держится земля русская. 2. Проблема одиночества. Из рассказа вытекает мысль, что одиночество понятие относительное. Есть способы не чувствовать себя ненужным, они в жизни Матрёны, это труд. Вся жизнь Матрёны в труде. Как для государства, так и для родных, соседей и чуть-чуть для себя, это притягивает к ней людей. Избавляет от одиночества. 3. Отношения личности гражданина с государством. Автор показал, что государство враждебно и к людям подобным Матрёне. А ведь таких большинство, оно использует их труд не оплачивая. Невольно люди обманывают государство, односельчан и Матрёну, воруют торф. Но ведь в такое положение их поставило само государство. По мнению Солженицына Матрёна и её односельчане не вызывают за это осуждения, они остаются праведниками, так как отстаивают свое право на жизнь в нечеловеческих условиях. 4. Проблема любви. Матрена верна народным представлениям о любви, семейной жизни. Она любит Фаддея, но не бросает своего мужа – его брата. Она верна ему, а вышла замуж она, так как в доме мужа нужны были женские руки, то есть из жалости. Она чувствовала, что должна была помочь дому, где раньше жил любимый ею человек. Автор с уважением относится к такому пониманию любви. Любовь – верность, жалость, выполнение долга. И это сильнее, чем пылкая страсть. Рассказ – ответ на вопрос: как надо правильно жить? Жизнь дана, чтобы сеять добро, не распространять зло, не возвышаться над людьми, а просто по-христиански нести выпавший тебе крест. Так живет Матрена. 23. Трагедия Григория Мелихова в романе Шолохова «Тихий Дон» В испытаниях, которые подстерегали главного героя романа, Григория, первым стало страсть к Аксинье: он не скрывал своих чувств, готов был ответить за их «незаконность» в казачьей среде. Однако, почувствовал естественную для нормального казака тягу к семье, к своему хозяйству, он порывает с Аскиньей, уступает ее мужу, весь отдается созданию своего гнезда с Натальей, пришедшей ему по душе и статью, и трудолюбием. Тем не менее он оставляет хутор и уходит с Аскиньей в Ягодное, предпочитая скорее не соответствовать расхожему образу казака, чем отказаться от самого себя, от свого нравственного чувства. Столь же цельным будет и поведение Григория на войне. Не только награды, но и подвиги, что он совершил (захват гаубичной батареи, спасение офицера), говорят о том, что Григорий не такой, как все, заметно выделяется в среде прочих казаков, хотя и лишен налета «сверхчеловеческого», столь заманчивого, к примеру, для Евгения Листницкого, тоже храброго воина. Убийства претят душе Григория: все, о чем он мечтает, - вернуться в родной курень, заняться любимым хозяйством. Он мечется меж двух лагерей, пытаясь понять, на чьей стороне истина, он чувствует, что и у красных, и у белых есть своя правда. Но ни тем ни другим Мелехов, с его обостренным чувством несправедливости, не нужен. Его в равной степени потрясает и убийство подтелкоцами пленного Чернецова и белых офицеров на станции Глубокая, и казнь Подтелкова и Кривошлыкова «со товарищи» в Пономаревом. Не приживается он в среде белых офицеров, презирающих новоявленного командира дивизии. Трагедия Григория Мелехова – это трагедия русского казачества в целом. И белые, и красные для большинства рядовых казаков – «иногородние», принесшие на донскую землю разлад и войну. Семь полных лет носило его войной, восемь раз возвращался он домой, потеряв за это время восемь родных ему человек, да и сам 16 раз был ранен и контужен. Многое изменилось в хуторе, изменился и Григорий: из живого, вспыльчивого паренька превратился в сдержанного, седого, смертельно уставшего мужчину. Мало у него надежды уцелеть; может, несмотря на грядущую амнистию, и вовсе нет. Впрочем, это неверно, потому что сын, которого держит Мелехов на руках, и есть та надежда, последняя ниточка, привязывающая Григория к жизни. Надломлен Мелехов, но не сломан, покалечен, но не изуродован войной, как например, брат его жены Митька Коршунов или большевик Илья Бунчук. Не кривил он душой, а если где и пошел против совести, то до конца расплатился с собою за это. И Мишатка, сидящий на руках отца, - лучшая награда ему за все от неласковой судьбы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 383. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |