Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Введение. Компьютерные технологии в моделировании теплоэнергетических систем, процессов и установок. Модели и виды моделирования.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция 1
План: Введение. Цели и задачи курса. Политика курса. Состояние и перспективы использования компьютерных технологий в моделировании теплоэнергетических систем, процессов и установок. Классификация моделей и видов моделирования.
Курс «Компьютерные технологии в теплоэнергетических расчетах» является дисциплиной по выбору для студентов бакалавриата и включен в учебные планы в качестве базовой дисциплины. Цель курса – формирование знаний, умений и навыков применения компьютерных технологий для расчета объектов теплоэнергетики и теплотехнологии. Задачи курса: овладение элементами численных методов; приемами алгоритмизации; закрепление навыков, приобретенных в курсе «Информатика», использования языков программирования; проведение вычислительного эксперимента; использование компьютерных технологий и пакетов прикладных программ для исследования процессов, установок и систем теплоэнергетики и теплотехнологии. Политика курса дана в силлабусе. Дисциплина «Компьютерные технологии в теплоэнергетических расчетах» базируется на знаниях и умениях, приобретенных студентами при изучении курсов «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Материаловедение», «Техническая термодинамика», «Механика жидкости и газа», «Тепломассообмен». Знания, умения и навыки, полученные студентами, используются при изучении специальных дисциплин, в частности, курса «Методы моделирования и оптимизации теплоэнергетических и теплотехнологических процессов и установок», выполнении курсовых, дипломной и научно-исследовательских работ. В результате изучения дисциплины бакалавры должны: - иметь представлениео возможностях компьютерных технологий при решении прикладных задач теплоэнергетики и теплотехники; - владеть: - способами алгоритмизации и программирования, хранения, обработки и представления информации; - методами: - интерполирования функций; - численного интегрирования; - решения трансцендентных уравнений, систем алгебраических уравнений, обыкновенных дифференциальных уравнений; - решения задач оптимизации; - решения задач стационарной и нестационарной теплопроводности, конвективного теплообмена и т.д.; - уметь: - выбирать эффективный численный метод для решения конкретной задачи, оценивать его точность и надежность; - использовать: - языки высокого уровня для составления программ расчета; - текстовые и графические редакторы, мультимедийные средства и компьютерную сеть; - готовые пакеты прикладных программ для выполнения теплоэнергетических расчетов; - автоматизированные экзаменационно – обучающие компьютерные системы для самообучения и самоконтроля; - разрабатывать и использовать информационно-справочные системы и базы данных для обеспечения моделирования теплоэнергетических объектов. - быть компетентным в выборе: - численных методов и их программного обеспечения для решения профессиональных задач; - средств их компьютерной реализации. Для современного этапа развития теплоэнергетики характерны две тенденции. Первая - увеличение разнообразия условий функционирования теплоэнергетических установок, вызванное расширением диапазона видов, качества и стоимости сжигаемого топлива, типов применяемых систем охлаждения и режимов использования. Вторая – увеличение числа типов и модификаций, используемых и разрабатываемых теплоэнергетических установок, что связано с развитием атомных энергоустановок различных типов, созданием высокоманевренных модификаций паротурбинных, газотурбинных и парогазовых установок. Эти тенденции приводят к возрастанию значимости технико-экономических исследований по определению оптимальных значений параметров, рационального вида технологической схемы и профилей оборудования энергоустановок различных типов. В настоящее время решение таких задач немыслимо без широкого использования компьютерных технологий и методов моделирования. Специалист в области теплоэнергетики должен иметь достаточную подготовку в области информационных технологий - использовать программные средства общего пользования: Microsoft Office, Corel Draw, Adobe Photoshop и т.д., специализированные программные средства: AutoCAD, MathCAD, Mathlab, уметь работать в сети, с электронной почтой, в Интернете, знать языки высокого уровня, составлять алгоритмы и программы для решения профессиональных задач. Трудно назвать отрасль знаний, указать сферы человеческой деятельности, где бы ни применялись и куда бы ни внедрялись в настоящее время методы моделирования. Использование методов моделирования обусловлено: - общей тенденцией расширения и углубления исследования процессов в реальном физическом мире; - длительностью ряда процессов (например, экологических); - практической невозможностью получать необходимую информацию путем исследования объекта-оригинала (микро- и макрообъекты); - неполнотой данных о реальных процессах и высокой стоимостью исследований объекта-оригинала, когда с экономических позиций наиболее приемлемо перенести их на объект-модель; - наличием критических режимов функционирования объекта, когда исследования в некоторых областях изменения экзогенных параметров являются попросту опасными, а результаты исследования не поддаются прогнозу; - отсутствием условий, а иногда и недостаточной квалификацией персонала для исследования объекта-оригинала; - необходимостью большого числа экспериментов; - уникальностью объекта исследования; - отсутствием объекта-оригинала и т.д. Моделирование – метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (инженерных устройств, физико-химических процессов) и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т.п. Модель – аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности – оригинала модели. Такой аналог служит для: хранения и расширения знаний об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им. Формы моделирования разнообразны и зависят от используемых моделей и сферы применения моделирования. Предметным называется моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические либо функциональные характеристики объекта моделирования – оригинала. К предметному относится аналоговое моделирование, когда оригинал и модель описываются едиными математическими соотношениями. При знаковом моделировании моделями служат чертежи, схемы, формулы. Важнейшим видом знакового моделирования является математическое моделирование. Моделирование применяется вместе с другими общенаучными методами исследования: экспериментом, абстрагированием, идеализацией и т.д. Модели и виды моделирования можно разделить на три группы: - первая – определяется характером функционирования объекта; - вторая – средствами моделирования; - третья (относится к математическим моделям) – типом математического описания.
Рисунок 1.1 - Классификация видов моделирования Поскольку все процессы могут протекать при наличии или отсутствии случайных воздействий, их моделирование носит детерминированный или стохастическийхарактер. Динамическое илистатическое моделирование определяется стационарностью и нестационарностью процессов в исследуемом объекте. Периодичность функционирования объекта-оригинала отражается дискретным, дискретно-непрерывными непрерывныммоделированием. Наглядное моделирование связано с описанием модели на основе представлений, гипотез, выдвигаемых человеком, и применения аналогий различных уровней. Символьное моделирование отображает свойства объекта-оригинала определенной заранее отработанной системой символов. Модели на микроуровне обычно формализуют объекты с распределенными параметрами и описываются системами дифференциальных уравнений в частных производных. Модели на макроуровне обычно представляются обыкновенными дифференциальными уравнениями (задача Коши и краевая задача) и алгебраическими уравнениями. Они используются для моделирования процессов с сосредоточенными параметрами в стационарной и нестационарной постановках. Модели на метауровне создаются для сложных технических объектов и используются в основном при моделировании систем массового обслуживания и систем автоматического управления. Имитационное моделирование заключается в создании модели-имитатора работы сложных (чаще при наличии стохастических факторов) систем и процессов при неполных знаниях о ряде процессов в моделируемых объектах. Они не позволяют в отличие от аналитических моделей формировать решение в обычном виде, но за счет перебора вариантов позволяют выбрать приемлемое решение. Комбинированное моделирование состоит из аналитического моделирования, включая элементы имитационного моделирования, и наоборот. Реальное моделирование представляет разработку физических полноразмерных или масштабных моделей агрегатов (процессов). В 2007г. кафедрами ТЭУ и ПТЭ приобретен программный продукт МЭИ «ТВТ Shell» и материалы Электронной Энциклопедии Энергетики. Электронная Энциклопедия Энергетики включает следующие разделы: общие вопросы теплоэнергетики; теоретические основы теплотехники; тепломеханическое оборудование ТЭС; теплообменное оборудование ТЭС; водоподготовка; водно-химический режим; КИП и автоматика; энергосбережение, экология и охрана труда; топливоиспользование и технология масел; эксплуатация оборудования; тепловые сети. Кроме того, энциклопедия содержит виртуальные лабораторные работы, программы тестирования и тренажеры. Достаточно большое количество материалов по применению компьютерных технологий в теплоэнергетике и теплотехнике представлено в настоящее время в Интернете. Это – интерактивные справочники по теплоэнергетике и теплотехнике, каталоги энергетического оборудования, нормативно-правовая документация (ГОСТ, СНиП, СН, СО, РД и т.п.), типовые энергетические характеристики и их расчеты, тренажеры и программно-технические средства для производственного персонала энергетических предприятий, таблицы теплофизических свойств энергоносителей и т.д. Литература: [1],[5],[8],[11],[13],[18].
Лекция 2
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 219. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |