Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность, цели и задачи стандартизации. Принципы стандартизации.




Действие Закона РФ «О защите прав потребителей», планирование вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и принятие в декабре 2002 года Федерального закона «О техническом регулировании» резко повышают роль и значимость деятельности в области стандартизации, метрологии и сертификации. Стандартизация играет важную роль в повышении безопасности и качества продукции, так как располагает объективными возможностями совершенствования средств производства, внедрения новых прогрессивных технологических процессов, новых методов организации управления производством. Несмотря на имеющиеся сегодня в России экономические трудности стандартизация остаётся средством упорядочения деятельности в той или иной сфере жизни общества.

Стандартизация– деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандарт – документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Основнымицелями стандартизации являются:

- повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, государственного имущества или физических и юридических лиц, экологической безопасности и безопасности жизни или здоровья животных и растений;

- повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обеспечение научно-технического прогресса;

- повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;

- рациональное использование ресурсов;

- техническая и информационная совместимость;

- сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

- взаимозаменяемость продукции.

Основными задачами стандартизации являются:

- обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями;

- установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции;

- унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов;

- установление метрологических норм, правил и требований;

- нормативно-техническое обеспечение контроля, сертификации и оценки качества продукции;

- установление требований к технологическим процессам;

- создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;

- создание системы каталогов для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции.

                Принципы стандартизации:

- добровольное применение стандартов;

- максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

- применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение невозможно вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим, географическим или техническим особенностям РФ или по иным основаниям;

- недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ или оказанию услуг;

- недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

- обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

 

 

Основные органы и службы по стандартизации.

1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «О техни­ческом регулировании».

Целями реформирования сферы технического регулирова­ния являются:

- снижение административ­ного и экономического давления на производителей;

- расширение возможнос­тей производителей за счет ус­транения избыточных требова­ний и процедур;

- снятие технических барье­ров в торговле;

- повышение эффектив­ности защиты рынка от опасной продукции.

9 марта 2004 г. Указом Пре­зидента Российской Федера­ции № 314 на базе Госстандарта России была создана Федераль­ная служба по техническому ре­гулированию и метрологии, ко­торая в дальнейшем Указом Президента Российской Феде­рации от 20 мая 2004 г. № 649 была преобразована в Феде­ральное агентство по техничес­кому регулированию и метро­логии (Ростехрегулирование).

В результате административ­ной реформы создана исполни­тельная вертикаль власти: Ми­нистерство промышленности и энергетики Российской Фе­дерации (Минпромэнерго Рос­сии) — Федеральное агентство по техническому регулированию иметрологии, которая наделе­на необходимыми полномочи­ями, обеспечивающими реа­лизацию Федерального закона «О техническом регулирова­нии». Минпромэнерго России осуществляет правовое регу­лирование отношений в облас­ти технического регулирования и метрологии, Ростехрегулиро­вание обеспечивает оказание государственных услуг в сфере технического регулирования и метрологии.

Минпромэнерго России

осуществляет:

- правовое регулирование в области технического регулирования и метрологии, разработки технических регламентов, развитии системы аккредитации и добровольной сертификации;

- функции федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию

определяет:

- порядок формирования экспертных комиссий по техническому регулированию;

- порядок исполнения функций национальным органом по сертификации;

- формы сертификата соответствия и декларации о соответствии продукции нормам технических регламентов;

- правила регистрации деклараций о соответствии продукции;

- порядок передачи сведений о выданных сертификатах соответствия в единый реестр выданных сертификатов;

- порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации.

Ростехрегулирование

осуществляет:

-государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов;

- сбор и обработку информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов и информирование;

- функции национального органа по стандартизации (утверждает и издает национальные стандарты и классификаторы, создает ТК и координирует их деятельность);

- опубликование уведомления о разработке технических регламентов и стандартов, утверждение перечня национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов;

- работы по аккредитации

осуществляет ведение:

- федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;

- единой информационной системы по техническому регулированию;

- перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

- реестра зарегистрированных деклараций о соответствии;

- единого реестра выданных сертификатов;

- государственного реестра аккредитованных организаций.

Основными задачами Феде­рального агентства являются:

- исполнение функций на­ционального органа по стандар­тизации в России;

 - утверждение национальных стандартов и об­щероссийских классификаторов технико-экономической и соци­альной информации;

- опубликование програм­мы разработки и уведомлений о разработке национальных стан­дартов;

- методическое обеспечение работ в сфере технического регу­лирования и опубликование уве­домлений о разработке проектов технических регламентов;

- создание и обеспечение функционирования единой ин­формационной системы по тех­ническому регулированию;

- проведение работ по ак­кредитации в Российской Федерации, регистрация добровольных сис­тем сертификации и ведение соответс­твующих реестров;

- исполнение функций нацио­нального органа по обеспечению един­ства измерений;

- исполнение функций по органи­зационно-методи­ческому обеспече­нию работ в области каталогизации про­дукции;

- осуществле­ние государственно­го контроля и надзо­ра за исполнением обязательных требований к про­дукции;

- оказание прочих государ­ственных услуг в сфере техни­ческого регулирования.

В соответствии с Положени­ем о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии Ростехрегулирование выполняет возложенные на него функции и оказывает государственные услуги через на­ходящиеся в его ведении органи­зации. В 2004 г. в ведении Фе­дерального агентства находилось 136 организаций, в том числе 95 федеральных государственных учреждений (ФГУ), 23 федераль­ных государственных унитарных предприятия (ФГУП) и 18 орга­низаций иных форм собствен­ности.

В 2004-2005 гг. продолжи­лись структурные преобразова­ния Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Структура подве­домственных организаций Ростехрегулирования отличается от структуры Госстандарта Рос­сии. Прежде всего, было обра­зовано семь межрегиональных территориальных управлений (МТУ): Центральное (ЦМТУ), Северо-Западное (СЗМТУ), Южное (ЮМТУ), Приволжское (ПМТУ), Уральское (УМТУ), Сибирское (СМТУ), Дальневос­точное (ДМТУ). МТУ переданы функции по осуществлению го­сударственного надзора.

В 2004-2005 гг. продолжи­лись работы по оптимизации сети подведомственных Ростехрегулированию ФГУ — центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ): проведе­на реорганизация восьми под­ведомственных Федеральному агентству ФГУ ЦСМ Приволж­ского и Сибирского федераль­ных округов. В настоящее время насчитывается 86 ФГУ ЦСМ.

11 февраля 2005 г. путем слия­ния двух организаций, занимаю­щихся изданием и распростране­нием стандартов — ВНИИКИ и ИПК «Издательство стандар­тов», — был образован Российский научно-технический центр инфор­мации по стандартизации, метро­логии и оценке соответствия — ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ».

Для организации и осуществления разработки и подготовки к утверждению национальных стандартов РФ, других нормативных документов по стандартизации создают Технические комитеты по стандартизации.

Основные функции Технических комитетов:

- составление проектов новых стандартов и обновление действующих;

- оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим НД;

- привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.

К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномоч­ные представители всех заинте­ресованных сторон: федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций, из­готовителей (потребителей) про­дукции, исследователей и разра­ботчиков, органов и организаций по стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации и лицензирования, общественных организаций предпринимателей и потребителей, научно-техни­ческих и инженерных обществ.

Научно-технической базой для создания ТК служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации ТК.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...