Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность, цели и задачи стандартизации. Принципы стандартизации.
Действие Закона РФ «О защите прав потребителей», планирование вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и принятие в декабре 2002 года Федерального закона «О техническом регулировании» резко повышают роль и значимость деятельности в области стандартизации, метрологии и сертификации. Стандартизация играет важную роль в повышении безопасности и качества продукции, так как располагает объективными возможностями совершенствования средств производства, внедрения новых прогрессивных технологических процессов, новых методов организации управления производством. Несмотря на имеющиеся сегодня в России экономические трудности стандартизация остаётся средством упорядочения деятельности в той или иной сфере жизни общества. Стандартизация– деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Стандарт – документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Основнымицелями стандартизации являются: - повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, государственного имущества или физических и юридических лиц, экологической безопасности и безопасности жизни или здоровья животных и растений; - повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - обеспечение научно-технического прогресса; - повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг; - рациональное использование ресурсов; - техническая и информационная совместимость; - сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; - взаимозаменяемость продукции. Основными задачами стандартизации являются: - обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями; - установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции; - унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов; - установление метрологических норм, правил и требований; - нормативно-техническое обеспечение контроля, сертификации и оценки качества продукции; - установление требований к технологическим процессам; - создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации; - создание системы каталогов для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции. Принципы стандартизации: - добровольное применение стандартов; - максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; - применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение невозможно вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим, географическим или техническим особенностям РФ или по иным основаниям; - недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ или оказанию услуг; - недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; - обеспечение условий для единообразного применения стандартов.
Основные органы и службы по стандартизации. 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «О техническом регулировании». Целями реформирования сферы технического регулирования являются: - снижение административного и экономического давления на производителей; - расширение возможностей производителей за счет устранения избыточных требований и процедур; - снятие технических барьеров в торговле; - повышение эффективности защиты рынка от опасной продукции. 9 марта 2004 г. Указом Президента Российской Федерации № 314 на базе Госстандарта России была создана Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии, которая в дальнейшем Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 была преобразована в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). В результате административной реформы создана исполнительная вертикаль власти: Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России) — Федеральное агентство по техническому регулированию иметрологии, которая наделена необходимыми полномочиями, обеспечивающими реализацию Федерального закона «О техническом регулировании». Минпромэнерго России осуществляет правовое регулирование отношений в области технического регулирования и метрологии, Ростехрегулирование обеспечивает оказание государственных услуг в сфере технического регулирования и метрологии. Минпромэнерго России осуществляет: - правовое регулирование в области технического регулирования и метрологии, разработки технических регламентов, развитии системы аккредитации и добровольной сертификации; - функции федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию определяет: - порядок формирования экспертных комиссий по техническому регулированию; - порядок исполнения функций национальным органом по сертификации; - формы сертификата соответствия и декларации о соответствии продукции нормам технических регламентов; - правила регистрации деклараций о соответствии продукции; - порядок передачи сведений о выданных сертификатах соответствия в единый реестр выданных сертификатов; - порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации. Ростехрегулирование осуществляет: -государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов; - сбор и обработку информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов и информирование; - функции национального органа по стандартизации (утверждает и издает национальные стандарты и классификаторы, создает ТК и координирует их деятельность); - опубликование уведомления о разработке технических регламентов и стандартов, утверждение перечня национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов; - работы по аккредитации осуществляет ведение: - федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов; - единой информационной системы по техническому регулированию; - перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия; - реестра зарегистрированных деклараций о соответствии; - единого реестра выданных сертификатов; - государственного реестра аккредитованных организаций. Основными задачами Федерального агентства являются: - исполнение функций национального органа по стандартизации в России; - утверждение национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации; - опубликование программы разработки и уведомлений о разработке национальных стандартов; - методическое обеспечение работ в сфере технического регулирования и опубликование уведомлений о разработке проектов технических регламентов; - создание и обеспечение функционирования единой информационной системы по техническому регулированию; - проведение работ по аккредитации в Российской Федерации, регистрация добровольных систем сертификации и ведение соответствующих реестров; - исполнение функций национального органа по обеспечению единства измерений; - исполнение функций по организационно-методическому обеспечению работ в области каталогизации продукции; - осуществление государственного контроля и надзора за исполнением обязательных требований к продукции; - оказание прочих государственных услуг в сфере технического регулирования. В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии Ростехрегулирование выполняет возложенные на него функции и оказывает государственные услуги через находящиеся в его ведении организации. В 2004 г. в ведении Федерального агентства находилось 136 организаций, в том числе 95 федеральных государственных учреждений (ФГУ), 23 федеральных государственных унитарных предприятия (ФГУП) и 18 организаций иных форм собственности. В 2004-2005 гг. продолжились структурные преобразования Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Структура подведомственных организаций Ростехрегулирования отличается от структуры Госстандарта России. Прежде всего, было образовано семь межрегиональных территориальных управлений (МТУ): Центральное (ЦМТУ), Северо-Западное (СЗМТУ), Южное (ЮМТУ), Приволжское (ПМТУ), Уральское (УМТУ), Сибирское (СМТУ), Дальневосточное (ДМТУ). МТУ переданы функции по осуществлению государственного надзора. В 2004-2005 гг. продолжились работы по оптимизации сети подведомственных Ростехрегулированию ФГУ — центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ): проведена реорганизация восьми подведомственных Федеральному агентству ФГУ ЦСМ Приволжского и Сибирского федеральных округов. В настоящее время насчитывается 86 ФГУ ЦСМ. 11 февраля 2005 г. путем слияния двух организаций, занимающихся изданием и распространением стандартов — ВНИИКИ и ИПК «Издательство стандартов», — был образован Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия — ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ». Для организации и осуществления разработки и подготовки к утверждению национальных стандартов РФ, других нормативных документов по стандартизации создают Технические комитеты по стандартизации. Основные функции Технических комитетов: - составление проектов новых стандартов и обновление действующих; - оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим НД; - привлечение потребителей через союзы и общества потребителей. К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномочные представители всех заинтересованных сторон: федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций, изготовителей (потребителей) продукции, исследователей и разработчиков, органов и организаций по стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации и лицензирования, общественных организаций предпринимателей и потребителей, научно-технических и инженерных обществ. Научно-технической базой для создания ТК служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации ТК.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 228. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |