Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Динамика производства и реализации продукции




Лекция 3. Анализ выполнения плана производства и реализации продукции.

 

Задачи и источники анализа производства и реализации продукции.

 

Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

Анализ производства и реализации продукции должен осуществляться во взаимосвязи с конъюнктурой рынка (спрос и предложение на продукцию, уровень цен, действия конкурентов и др.).

Цель анализа производства и реализации продукции ________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основными задачами анализа производства и реализации продукции являются:

Ø __________________________________________________________________________________________________________________________

Ø __________________________________________________________________________________________________________________________

Ø __________________________________________________________________________________________________________________________

Ø __________________________________________________________________________________________________________________________

Ø __________________________________________________________________________________________________________________________

 

Объекты данного направления анализа представлены на рис 3.1.

 

Как видно из рисунка, основными показателями объема производства и реализации продукции являются товарная, валовая и реализованная продукция.

 

 


      

 

 

Рис. 3.1. Объекты анализа объема производства и реализации продукции

 

Валовая продукция – это ______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Товарная продукция __________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Реализованная продукция _____________________________________

___________________________________________________________________

 

 

Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

 

Объем реализации продукции определяется _______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Натуральные показатели объемов производства и реализации продукции _________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 Условно-натуральные показатели  _____________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Нормативные трудозатраты ________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Изучение объемов производства осуществляется в определенном диапазоне деловой активности, т.е в границах минимум-максимум, представляющих релевантный ряд. Анализ может производиться не только в границах абсолютного минимума – максимума, но и в пределах неизменных постоянных издержек. Релевантный ряд составляют минимально допустимый, максимально допустимый, оптимальный и фактический объемы выпуска и реализации продукции.

Минимально допустимый (безубыточный) объем реализации продукции – _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимальный объем _________________________________________

___________________________________________________________________

Оптимальным ________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть раскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно:

 

ü ____________________________________________________________

ü ________________________________________________________________________________________________________________________

ü ____________________________________________________________

 

Для проведения анализа используются такие источники информации:

 

- статистическая отчетность:

 

Ø ________________________________________________________________________________________________________________

Ø ________________________________________________________________________________________________________________

Ø ________________________________________________________________________________________________________________

Ø ________________________________________________________________________________________________________________

 

- бухгалтерская (финансовая) отчетность:

 

Ø ________________________________________________________

Ø ________________________________________________________

Ø ________________________________________________________

Ø ________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

 

Анализ производства и реализации продукции начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 3.1).

                                                                                                                             Таблица 3.1

Динамика производства и реализации продукции

Год

Объем производства продукции тыс.грн.

Темпы роста, %

Объем реализации, тыс.грн.

Темпы роста, %

базисные цепные базисные цепные
ххх1 80000     79500    
ххх2 82400     82600    
ххх3 85000     84300    
ххх4 84100     83500    
ххх5 90800     86600    

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической взвешенной.

                                             

                                                                     (3.1)

 

По данным табл.3.1 среднегодовые темпы роста составили:

 

______________________________________________________________

 

______________________________________________________________

 

______________________________________________________________

 

______________________________________________________________

 

 

По данным табл.3.1 ____________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчётный период (месяц, квартал, год) производится по методике, приведённой в табл. 3.2.

 

Таблица 3.2.

Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции

Изделие

Объем производства продукции в плановых ценах, тыс.грн.

Реализация продукции в плановых ценах, тыс.грн.

план факт абсол. откл. % вып плана план факт абсол. откл. % вып плана
А 27800 24200     27500 23250    
Б 32600 32264     32600 30800    
В 18200 21176     17900 20350    
Г 13400 19160     13250 18200    
Итого 92000 96800     91250 92600    

                                                                                   

Из таблицы 3.2 видно, что _____________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В рыночных условиях большое значение приобретает оценка выполнения договорных обязательств.

Анализ выполнения договорных обязательств предусматривает исследование и оценку:

ü ______________________________________________________________________________________________________________________

ü ______________________________________________________________________________________________________________________

ü ______________________________________________________________________________________________________________________

ü ______________________________________________________________________________________________________________________

ü ______________________________________________________________________________________________________________________

 

Оценка выполнения договорных обязательств может быть осуществлена двумя методами.

 

Первый метод предусматривает ________________________________

___________________________________________________________________

Второй метод предусматривает ________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Промежуточные расчеты для оценки выполнения договорных обязательств представлены в табл.3.3.

Таблица 3.3

Промежуточные расчеты для оценки выполнения договорных обязательств

Вид продукции

Поставки

Недопоставлено продукции

Засчитано в выполнение договорных обязательств

По договору Фактически
А 25 27    
Б 15 12    
В 40 45    
Г 30 60    
Итого 110 114    

 

По первому методу выполнение договорных обязательств рассчитывается по формуле 3.2.

 

                                                                                 (3.2)

где

Iд.о. – показатель выполнения договорных обязательств;

– общий объем поставки продукции по одоговру;

– общий объем недопоставленной продукции.

 

Iд.о. =____________________________________________________________

 

 

По второму методу выполнение договорных обязательств рассчитывается по формуле 3.3.

 

                                                                                      (3.3)

где

Qз.д – объем продукции, засчитываемой в выполнение плана договорных обязательств в целом по всему ассортименту продукции.

 

Iд.о.=_________________________________________________________

 

 

Таким образом, ________________________________________________

___________________________________________________________________

Выполнение договорных обязательств ____________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На завершающем этапе следует __________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ выполнения договорных обязательств тесно связан с анализом реализации продукции.

На изменение объема реализации продукции влияют факторы, приведенные в факторной модели (рис.3.2).

 

 


Рис.3.2. Модель факторной системы объема реализации продукции

 

Для того, чтобы оценить влияние отдельных факторов на объем реализованной продукции, необходимо составить балансы продукции.

 

Если выручка от реализации продукции рассчитывается по отгруженной продукции (метод начисления), то баланс продукции имеет вид:

 

                                              (3.4)

 

где

 - остатки готовой продукции на складе и в дороге соответственно на начало и конец периода;

Vпр-ва отч. – объем произведенной продукции в отчетном периоде;

Vреал. – объем реализованной продукции.

 

Отсюда выручка от реализации составит:

 

                                              (3.5)

 

Если выручка от реализации определяется после оплаты отгруженной продукции (кассовый метод), то товарный баланс можно определить следующим образом:

 

            (3.6)

 

где

ОПост.н., ОПост.к. – остатки отгруженной продукции неоплаченной покупателем соответственно на начало и конец периода.

 

Отсюда выручка от реализации составит:

 

            (3.7) 

 

Для оценки вляиняи факторов на величину реализованной продукции рассмотрим баланс продукции на основе условных данных (табл.3.4).

 

Таблица 3.4.

Баланс продукции

Показатель

Отчетный период

Абсолютное отклонение от плана

по плану фактически
1. Остатки готовой продукции на складе и отгруженной на начало периода 500 450  
2. Выпуск продукции в ценах плана 60000 65500  
3. Остатки готовой продукции на складе и отгруженной на конец периода 400 600  
4. Реализованная продукция      

 

На основании табл.3.4 можно оценить выполнение плана по реализации продукции (табл.3.5).

Таблица 3.5

Оценка выполнения плана по реализации продукции

Показатель

Отчетный период, тыс.грн.

Процент выполнения плана, %

по плану фактически
1. Выпуск продукции      
2. Изменение остатков готовой продукции      
3. Объем реализованной продукции      

 

Как свидетельствуют данные табл.3.5, ____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

По результатам анализа необходимо выяснить причины, обусловившие рост остатков готовой продукции и разработать мероприятия по устранению таких недостатков.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...