Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ.




Те мА: Принципы организации и деятельности прокуратуры.

 

Содержание.                                     

1. Принципы организации деятельности прокуратуры.

2. Принцип  централизации;

3. Принцип единства организации и деятельности прокуратуры.

4. Принцип законности

5. Принцип независимости прокурорского надзора.

6. Принцип гласности.

 

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ.

Деятельность органов и учреждений прокуратуры очень многогранна и разнопланова. Для сохранения единства целей, задач и предмета прокурорского надзора на всех направлениях  необходима крайне чёткая организация этой деятельности, жестко закреплённая организационная структура.    

Принципы прокурорского надзора – это мировоззренческие идеи основополагающего характера, выраженные в нормах права, определяющие место и роль прокуратуры в механизме осуществления государственной власти, а также устанавливающие цели, задачи её деятельности, полномочия и правовые средства их реализации.

Отдельно взятый принцип не оказывает никакого регулирующего воздействия на организацию и деятельность органов прокуратуры.

Отраженные в законе принципы деятельности прокуратуры являются обязательными для соблюдения прокурорскими работникам и всех уровней и направлений. Невозможно разделить организацию прокурорского надзора и его осуществление, из чего следует, что столь же неразделимы принципы осуществления надзора и принципы организации соответствующей деятельности прокурора.

Основные из этих принципов закреплены законодательно в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации». Законодательная регуляция принципов организации и осуществления прокурорского надзора призвана подчеркнуть  значимость и обязательность следования их всеми прокурорскими работниками.

 

Основные принципы организации и осуществления прокурорского надзора таковы:

1. Принцип централизации;

2. Принцип единства прокурорского надзора;

3. Принцип законности;

4. Принцип независимости прокурорского надзора;

5. Принцип гласности.        

2.Принцип централизации в организации и деятельности органов прокуратуры.

Формула принципа: в основе прокурорского надзора лежит единое централизованное руководство всей деятельности органов прокуратуры при неукоснительном подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, а также безусловном выполнении указаний вышестоящих прокуроров нижестоящими.

Содержание этого принципа выражается в законодательном закреплении  вертикальных связей на основе которых строится вся система органов прокуратуры и управление её структурными подразделениями.

Суть рассматриваемого принципа выражается том, что все нижестоящие прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Для всех нижестоящих прокуроров обязательны для исполнения приказы и распоряжения вышестоящих прокуроров.  В свою очередь прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур районов и городов, иных приравненных к ним специализированных прокуратур. Они также издают приказы и распоряжения, которые обязательны для исполнения нижестоящими подчинёнными прокурорами.

Согласно принципу централизации нижестоящие прокуроры обязаны подчиняться распоряжениям, требованиям, указаниям вышестоящих прокуроров. В случае неисполнения адресованных им предписаний они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. В соответствии с распоряжением Генерального прокурора РФ от 06.08.2002г. №48 «О полномочиях руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской федерации в дисциплинарной и некоторых других сферах»,  Генеральный прокурор РФ в полном объёме пользуется правом применять меры дисциплинарного взыскания к нижестоящим прокурорским работникам. Заместители Генерального прокурора РФ, прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры вправе налагать дисциплинарные взыскания к нижестоящим прокурорским работникам. Заместители генерального прокурора РФ, прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры вправе налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых га должность Генеральным прокурором РФ (кроме его заместителей), за исключением лишения их нагрудного знака «Почётный работник прокуратуры Российской Федерации», понижения в должности и увольнения из органов прокуратуры.

Принцип централизации в организации и деятельности органов прокуратуры выражается также в обязанности вышестоящих прокуроров контролировать деятельность подчинённых прокуроров. Контроль является важнейшим условием организации работы , одной из основных обязанностей всех должностных лиц прокуратуры и имеет следующие цели: обеспечить высокую исполнительскую дисциплину ; выявить, исправить и предупредить недостатки в работе; реализовать принцип персональной ответственности каждого работника органов прокуратуры за порученное дело.

Цели контроля достигаются путём заблаговременного истребования информации о ходе выполнения поручения, напоминание конкретным исполнителям о необходимости добросовестного отношения к возложенным обязанностям , проверкой качества исполнения, а также своевременным и принципиальным реагированием на выявленные упущения, допущенные при исполнении возложенных полномочий.

  1. Принцип единства в организации деятельности прокуратуры.

Формула принципа: прокуратура является единой системой специальных федеральных государственных органов и учреждений, созданных для обеспечения верховенства Конституции, исполнения законов, а также непосредственно охраны прав и свобод личности, общества, государства на всей территории России.

Содержание принципа выражается в единстве системы органов прокуратуры в РФ, а характер её деятельности обеспечивается непосредственно правовыми средствами.

Организация единой системы органов прокуратуры устанавливается на основании Конституции Российской Федерации, Закона «О прокуратуре» и других федеральных законов. Единство правового пространства в рамках которого действует прокуратура, позволяет определить общие для всех её структурных подразделений цели, задачи и направление деятельности , а также сформировать общий для всех прокуроров статус и единые средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности.

Принцип единства в организации и деятельности органов прокуратуры позволяет обеспечить единообразный подход к вопросам организации управления, а также способствовать  реализации сочетания единоличных и коллегиальных начал в организации деятельности органов прокуратуры.

В соответствии с принципом единства не допускается создание государственных и негосударственных органов, подменяющих или дублирующих деятельность по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законности на территории РФ.

4.Принцип законности

Формула принципа: органы прокуратуры осуществляют возложенные на них полномочия на территории России в строгом соответствии с конституцией и федеральным законодательством.

Это самый важный принцип организации и осуществления прокурорского надзора, который является необходимым условием соблюдения всех прочих принципов.  Суть его состоит в том, что вся деятельность прокуратуры происходит строго в рамках закона. У прокуроров нет иных полномочий, кроме определённых законном, и иных целей, нежели защита законных прав и интересов граждан, предприятий, государства. При осуществлении своей деятельности прокурор не должен ущемлять права и законных интересов каких бы то ни было затронутых его действиями физических и юридических лиц

Защищая закон, прокурор прежде всего должен беспрекословно следовать ему сам. Нарушение этого основополагающего принципа т.е. даже незначительное отклонение от закона в действиях прокурора можно рассматривать как угрозу состоянию законности в государстве. Авторитет прокуратуры в обществе может основываться только на неукоснительном соблюдении принципа законности всеми работниками органов прокуратуры. Лица, защищающие закон от имени государства, должны осуществлять свою надзорную деятельность с безупречным уважением к предмету своей защиты. Отклонение от этого правила т.е правонарушения со стороны прокурорских работников, а также ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, т.е. недостаточно тщательное и целенаправленное осуществление прокурорского надзора, расцениваются как проступки в той или иной степени тяжести наказываются дисциплинарными взысканиями.

Соблюдение принципа законности является основой прокурорской деятельности любого направления, но особую, критическую важность приобретает в сфере вынесения прокурорских решений о наказании правонарушителей. Точное следование закону в этой ситуации – гарантия соблюдения основных прав и свобод человека и гражданин, утверждённых конституцией РФ . всякий акт Прокутского реагирования, всякое его решение должны быть безупречно обоснованы со стороны закона, и все действия, направленные на наказание правонарушителей должны происходить исключительно в определённывх законом формах.

5.Принцип независимости прокурорского надзора.  

В осуществлении надзорной деятельности каждый прокурор независимо от  каких бы то ни было органов, учреждений, организаций, общественных объединений. Он действует строго в соответствии с законами и руководствуется помимо них только распоряжениями (приказами, указами) Генерального прокурора РФ.

Принцип независимости подтверждён ФЗ «О прокуратуре РФ», согласно которому прокуратура должна действовать независимо от федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного управления и т.д. никакие из перечисленных органов не могут вмешаться в надзорную деятельность прокурора, что позволяет гарантировать неукоснительное соблюдение законов при осуществлении этой деятельности. Законом строго урегулирована подотчётность и подчинённость прокуроров всех уровней. Никто, кроме вышестоящего прокурора , не имеет право требовать от осуществляющего надзор прокурора отчётов, объяснений по существу производимой им деятельности. Порядок представления материалов, находящихся в производстве у прокурора, для ознакомления лицам, не являющимся вышестоящими прокурорами, определён законодательно.

Любые посягательства на принцип независимости прокурорского надзора со стороны органов власти любого уровня, органов местного самоуправления, любых должностных лиц, общественных организаций, представителей средств массовой информации и т.д. являются нарушением закона. Попытки повлиять на решения, принимаемые прокурором, или препятствовать его деятельности относятся к правонарушениям, влекущим за собой административную или уголовную ответственность.

Соблюдение принципа независимости прокурорской деятельности требует, в частности, иполитической независимости прокурора.Для того, чтобы исключить возможность политического влияния на прокурорских работников, ФЗ «О прокуратуре РФ» запрещает последним вступать в любые общественные организации, преследующие политические цели. Также запрещено создавать такие общества в самих органах прокуратуры.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...