Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Й вопрос. Становление экономической науки




Исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений очень важен для понимания многих экономических категорий, а также для оценки перспектив развития экономической науки. Уже в древнем мире крупные мыслители, философы, религиозные деятели являлись выразителями экономической мысли этого времени. Кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) уделяет особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей, дает возможность сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилоне. Конфуцианство и индийский трактат «АРХАШАСТРА» (буквально наука о пользе, о практической жизни) закладывают экономические и нравственные основы существования рабовладельческого государства. Впервые об экономике, как самостоятельной науке упоминается в трудах древнегреческого ученого Ксенофонта, который впервые выдвинул идею о том, что любой товар обладает полезными свойствами (потребительной стоимостью) и способностью обмениваться на другие товары (меновой стоимостью). Занимались экономическими вопросами также Платон и Аристотель. Эконо­мическая теория как систематизированное знание о сущности эконо­мики окончательно сформировалась в XVII — XVIII вв., в период ста­новления товарного хозяйства. 

Первая экономическая школа — меркантилизм (от итальянского  «mercante» — купец, торговец). Меркантилисты искали источник богат­ства во внешней торговле. Меркантилизм — это система взглядов, оп­ределенный этап в развитии экономической теории. Известный пред­ставитель раннего меркантилизма — Томас Мэн (1571-1641), чью книгу "Богатство Англии — во внешней торговле" называют Евангелием мерканти­лизма, отождествлял богатство с золотом. Поздний меркантилизм исследовал не только денежный, но и товарный обмен. Вершиной позднего меркантилизма явилась разработка теории торгового баланса. Отличительная черта меркантилизма — исследование сферы не производства, а обращения. Причины такой направленности меркантилизма заключались, во-первых, в том, что это было время первоначального накопления капитала, а изначально капитал завоевал торговлю. Во-вторых, это была эпоха великих географических открытий, открытия новых торговых путей, а следовательно, бурного развития международной торговли. В России взгляды меркантилистов разделял Петр I. Один из первых русских экономистов И.Т. Посошков также был меркантилистом.

Дальнейшее развитие экономической теории связано с классической школой политической экономии. Главная отличительная черта классической школы — исследование сферы производства. Источник богатства — не торговля, а производство товаров. Именно они составляют истинное богатство. У истоков классической школы стоят англичанин У. Петти и француз П. Буагильбер.

Однако Европа в то время была аграрным континентом, поэтому экономисты отождествляли производство лишь с сельским хозяйством. В рамках классической политической экономии выделяют школу физиократов. Физиократы выдвинули концепцию «чистого продукта». Землевладелец получает больше зерна, чем он посеял. Поэтому излишек, образующийся сверх затраченного на семена зерна, они назвали чистым продуктом. Он существует только в земледелии. Руководствуясь этим, физиократы делили общество на три класса: собственников, производителей и бесплодный класс. Производители (земледельцы) создают чистый продукт. Собственники имеют право на получение чистого продукта, как вознаграждение за прошлые затраты, Бесплодный класс — ремесленники, слуги, торговцы, чиновники — полезны для общества, но богатства не увеличивают. Так выглядели основные идеи физиократов.

Одним из наиболее ярких представителей школы физиократов был Франсуа Кенэ (1694-1774). Он разработал первую в истории макроэкономическую модель экономики в виде экономических таблиц. Главная идея его таблиц — это поиск взаимосвязи продуктовых потоков экономики в целом. Предложенные Ф. Кенэ таблицы послужили основой моделей воспроизводства К.Маркса, а также широко применяемых в современных экономических расчетах моделей межотраслевого баланса.      Самым влиятельным экономистом XVIII века считается величайший представитель классической политической экономии, "шотландский мудрец" Адам Смит (1723-1790). Он разработал экономическую картину общества как систему, а не как свод рекомендаций по вопросам хозяйственной практики. 

А.Смит родоначальник трудовой теории стоимости — он считал, что основным источником богатства является труд. При этом он утверждал, что рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся под влиянием спроса и предложения, — единственно возможный механизм хозяйствования. Эти экономические регуляторы — спрос, предложение, цену, конкуренцию — он назвал "невидимой рукой рынка", которая способна обеспечить саморегулирование рыночной экономике, а следовательно, функции государства по А.Смиту должны быть ограничены Большой вклад в развитие классической школы внес англичанин Давид Рикардо (1772-1823) — он завершил создание классической системы политической экономии,

В середине XIX в. политическая экономия распалась на две ветви — марксизм и маржинализм. Карл Маркс (1818-1883), является осново­положником экономической доктрины, получившей название "марксизм". Главное в экономической теории Маркса — учение о прибавочной стоимости. В нем доказывалось, что производство прибавочной стоимости (излишка над затратами капитала) достигается путем эксплуатации наемных рабочих. Исходные положения экономической доктрины К. Маркса состоят в том, что основой существования и развития общества являются материальное производство и те кардинальные изменения, которые обусловлены прогрессом производительных сил. Экономическое учение К. Маркса в Х1Х и первой половине ХХ века завоевало многие умы и получило широкое распространение в России. В настоящее время это учение подвергается переосмыслению, но многие идеи и инструменты экономического анализа используются и современными экономистами.

Другое направление, восходящее от классической школы, — это маржинализм (от французского marginal — предельный).

Основоположники маржинализма — австриец К. Менгер, англичанин У. Джевонс, швейцарец Л. Вальрас. Маржиналисты рассматривали существующее общество как реальность, не пытаясь переделать его по каким-либо рецептам. Социальная нейтральность — характерная черта маржинализма. Свою задачу маржиналисты видели в поиске эффективных способов распределения и использования ограниченных ресурсов. Маржинализм положил начало применению математических методов в экономических исследованиях. Термины предельная полезность, предельный доход, предельная склонность к потреблению и многие другие введены в научный оборот маржиналистами, и именно маржиналисты заменили в своих сочинениях термин «политическая экономия» на термин «экономика» (economics).

В современной экономической теории представлено множество научных школ. Условно их можно разделить на три направления: неоклассика, кейнсианство и институционализм. Неоклассики, начиная с А. Маршалла, обращали особое внимание на взаимодействие спроса и предложения, при этом они не участвовали в теоретических спорах вокруг категории «стоимость». Представители этого направления  — Д.Кларк, А. Пигу, В. Парето и другие предметом своих исследований считали "чистую" экономику, абстрагируясь от общественной формы ее организации. Объектом же своих исследований они считали «экономического человека», который руководствуется лишь личным интересом, а именно максимизацией своих доходов и минимизацией затрат. В дальнейшем это направление стали называть «микроэкономикой».

Одной из наиболее ярких фигур экономики ХХ столетия был английский экономист Джон Мейнард Кейнс Его книга «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) подвела теоретическую базу под концепцию государственного регулирования. Кейнсианство, возникшее на фоне мирового экономического кризиса 30-ых годов и послужившее основой макроэкономических исследований, выдвинуло следующие основные идеи:

- теорию эффективного спроса — Кейнс предлагает активизировать и стимулировать совокупный спрос (общую покупательную способность) и это, по его мнению, приведет к расширению производства и предложения;

- масштабы и темпы производства Кейнс связал с прибыльностью инвестиций, при этом он указывал на то, что основным источником инвестиций являются сбережения населения, но для того, чтобы сбережения превратились в инвестиции, необходимы определенные экономические условия;

- Кейнс и его последователи поддерживали вмешательство государства в экономику, считая, что рыночная экономика сама по себе не может достигнуть равновесия. Особенно важно, по мнению Кейнса, воздействие государства на инвестиции через ставку банковского процента, а также организация общественных работ в целях поддержки безработных и стимулирования спроса.

Однако в 70-80 годы ХХ века кейнсианские рецепты стали давать сбой, и на первый план вышла другая экономическая концепция — монетаризм Лидером этого течения стал представитель чикагской экономической школы Милтон Фридман (1912 — 2006) — лауреат Нобелевской премии 1976 года. Основное в монетаризме — это исследование обратного воздействия денежного мира на товарный мир.

Основные положения монетаризма заключаются в следующем:

- рыночное хозяйство в силу своих внутренних тенденций стремится к саморегулированию и устойчивости — это неоклассический подход (назад к А.Смиту против Кейнса);

- число государственных регуляторов должно быть сокращено до минимума, и должны быть исключены прямые административные методы;

- основной регулятор экономики, по мнению монетаристов, денежная масса или объем денежной эмиссии;

- необходима долгосрочная денежная политика.

Институционально-социологическое направление современной эко­номической мысли (Т. Веблен, У. Митчелл, М. Вебер, В. Зомбарт, Д. Гелбрейт и др.) выдвинуло положения, согласно которым характер эко­номического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система общественных институтов. Рынок — лишь ее составная часть. Основные идеи институционализма заключаются в следующем:

- институционалисты расширенно трактуют предмет экономики. Они считают, что важно учитывать весь комплекс факторов, влияющих на экономическую жизнь общества — следует учитывать правовые, социальные, психологические и политические факторы;

- следует изучать возможности развития и трансформации капиталистического общества и более глубоко изучать возможные подходы к решению социальных проблем;

- необходимо отказаться от концепции «экономического человека» и изучать организации членов общества (например, профсоюзы). При этом, государство должно поддерживать эти организации и взять под опеку такие сферы, как экология, образование, медицина.

В настоящее время современное направление институционализма (так называемый «новый институционализм» или неоинституционализм) многими учеными считается наиболее перспективным направлением экономической мысли.

Более детально основные положения «старого» и «нового» институционализма студенты-экономисты изучают в рамках другой дисциплины «Институциональная экономика», которая не предусмотрена в учебном плане студентов технических специальностей в связи с тем, что в их будущей профессиональной деятельности они не должны заниматься развитием экономической науки.

Однако любая профессиональная деятельность в условиях современной экономикой возможна лишь на основе анализа и правильного приложения различных экономических идей.

Литература

1. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. — М.: ИНФРА-М, 2014. – 714 с.

2. Экономическая теория: Учебное пособие /Под ред. В.И. Видяпина. — М.: ИНФРА – М, 2013. – 714 с.

3. Липсиц И.В. Микроэкономика. Макроэкономика : учебник для бакалавриата / И. В. Липсиц. — М. : КНОРУС, 2016. — 608 с. — (Бакалавриат)

4. Микроэкономика. Макроэкономика : учебник / Т. А. Борисовская,. М.З. Ильчиков ; под общ. ред. В.Д. Камаева. — М. : КНОРУС, 2016. —. 382 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...