Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологический аспект проблемы «норма - аномалия»




Проблема нормы и патологии в развитии и поведении

Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка. Критерии явления «норма - аномалия». Предметная норма, социально-возрастная норма, индивидуальная норма, нормы психического развития. Общепсихологический и возрастно-психологический аспекты проблемы «норма - аномалия» (Л.С. Выготский). Причины и условия деформации личностного развития ребенка. Источники и механизмы развития личности ребенка. Психологический климат школы как фактор развития личности ученика.

ПОНЯТИЯ «НОРМА» И «АНОМАЛИЯ» В ПСИХИЧЕСКОМ И ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов - одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий. Одно из основных значений термина «норма» (от лат. norma) - установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

Понятие «аномалия» в переводе с греческого – не правильный, – это патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей развития.

Виды нормы:

  • предметная норма - знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования);
  • социально-возрастная норма - показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа;
  • индивидуальная норма - проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А. К. Маркова).

Категория нормы психического развития, по убеждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.

Проблема психологической нормы - междисциплинарная. Ею занимаются различные отрасли психологической науки: дифференциальная психология, психология развития (детская), педагогическая психология, психология личности, нейропсихология и др. Соответственно существуют и различные подходы к этой проблеме.

Современная отечественная нейропсихология, созданная трудами выдающегося отечественного нейропсихологаА.Р.Лурия и его учеников, опирается на одно из центральных положений теории мозговой ориентации высших психических функций о том, что мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган. Иначе говоря, при осуществлении любой психической функции «задействованы» оба полушария головного мозга, но каждое играет свою роль.

В психологии в большинстве случаев используется понятие лево-правополушарность, рассматриваемое как лево-праворукость, т. е. предпочтение правой, левой руки или их равенство в различных актах. Многочисленными зарубежными и отечественными исследованиями получены факты, свидетельствующие о связи полушарности (рукости) с эмоционально-личностными и познавательными особенностями человека. Так, отмечена связь между рукостью и уровнем невротизации. Мужчины-правши имеют более низкие показатели нейротизма, чем левши и амбидекстры (равенство рук). Леворукие мужчины отличаются большей эмоциональностью, но имеют более низкие показатели социальной адаптированности и уровня самоконтроля по сравнению с праворукими.

Леворукость не является отклонением от нормы, а есть проявление индивидуальности в пределах нормы. Насильственное переучивание детей вместе с другими отрицательными воздействиями может быть причиной тяжелых психических заболеваний ребенка.

Виды заболеваний:

  • писчий спазм (это невроз, ребенок пишет аккуратно, медленно; когда его просят писать быстрее – возникает дрожь в руках и он не может продолжать писать)
  • дисграфия (нарушается способность к пространственному синтезу)

Психологический аспект проблемы «норма - аномалия»

Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты. Остановимся на проблеме возрастной периодизации, в контексте которой рассматриваются основные характеристики нормального психического и личностного развития. Предлагаемая психологами периодизация имеет свою интерпретацию фактов, т. е. объясняет, почему что-то происходит, случается или не случается, а это может служить основанием для выбора конкретных способов воздействия на индивидуальную судьбу человека.

Над периодизацией психического развития работал Л.С.Выготский. Психическое развитие он понимал как процесс качественных преобразований (кризисов), периодической ломки старых, отживших структур и формирования новых. Он разработал периодизацию психического развития в детском возрасте, в которой в качестве основного выступает понятие критический возраст. Выготский выделял несколько критических, поворотных пунктов психического развития ребенка, полагая, что кризисы - это необходимые этапы развития. Более того, чем ярче, острее, энергичнее протекает кризис, тем продуктивнее идет процесс формирования личности. В периодизации Л.С.Выготского представлены следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет.

Согласно взглядам Л. С. Выготского, личность ребенка изменяется как целое, и законы изменения этого целого определяют изменение каждой из психических функций. Каждый возрастной период характеризуется особым строением сознания в целом, что и обусловливает особую роль каждой психической функции. В каждом возрасте есть центральное новообразование, которое объединяет и другие.

(добавить о кризисах различных, они есть проявление нормы и бла-бла)

Существуют и другие научные позиции, в русле которых решается и проблема нормы – аномалии. Они широко представлены в зарубежных концепциях личности. Э. Эриксон анализирует жизнь человека изнутри и показывает источники его развития по линии норма – аномалия («Детство и общество», «Идентичность: юность и кризис»).

Базовым качеством нормального человека является идентичность или целостность. Это обобщенное понятие, которое включает в себя понятие психического здоровья человека, чувство устойчивости и непрерывности Я, причастности к социальной группе, принятости ею, тождественности. Идентификация, по Эриксону, определяет целостность личности, систему ее ценностей, идеалы, жизненные планы, способности и потребности (Периодизация по Эриксону).

В отечественной психологии проблема нормы – аномалии представлена в работах Б. С. Братуся. Согласно его точке зрения, степень личностного здоровья человека определяется его отношением к другому человеку. Признаками и атрибутами нормального развития он считает:

  • отношение к другому человеку как к самоценности, способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения
  • творческий, целеустремленный характер жизнедеятельности
  • потребность в позитивной свободе
  • способность к свободномуволепроявлению
  • возможность самопроектирования будущего
  • веру в осуществление намеченного
  • внутреннюю ответственность перед собой и другими, прошлым и будущим поколениями
  • к обретению сквозного, общего смысла жизни

Здоровая личность по Маслоу










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 574.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...