Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Национальная процедура ОВОС




Национальная политика Российской Федерации в области ОВОС определена в законах «Об охране окружающей среды» (2000), «Об эко­логической экспертизе» (1995), в Положении об оценке воздействия

намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (2000) и частично в Инструкции по эколо­гическому обоснованию хозяйственной деятельности (1994).

В федеральном законе «Об охране окружающей среды» сказано: «Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной деятельности, которая может оказать пря­мое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйствен­ной и иной деятельности. Она проводится при разработке всех альтерна­тивных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельности с участием общественных объединений».

В Положении об ОВОС (2000) дано следующее определение: «Оцен­ка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее — оценка воздействия на окружающую среду или оценка воздействия) — это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реали­зации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий».

В национальной процедуре ОВОС отчетливо прослеживается не­сколько стадий:

1. Стадия разработки технического задания (ТЗ) на проведение ОВОС.

2. Стадия исследований воздействия хозяйственной деятельнос­ти на окружающую среду с выявлением экологических, соци­альных, экономических последствий и прогнозов, которая за­вершается составлением «Предварительных материалов по оцен­ке воздействия».

3. Стадия выработки окончательного варианта «Материалов по оценке воздействия».

Процедурные моменты ОВОС.В ОВОС, как процедуре выработки экологических требований к проектированию и принятия решений, участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке воздей­ствия и общественность. Действия каждого из участников процедур регламентированы.

Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду де­ятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятель­ности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружаю­щую среду. Исполнитель проводит исследование по оценке воздей­ствия — сбор и анализ информации, необходимой для осуществления оценки воздействия, и готовит материалы по оценке воздействия — комплект документов, разработанных при проведении оценки воз­действия, представляемых на экспертизу.

Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соот­ветствие их экологическим нормативам и стандартам. Он также пла­нирует проведение исследований, готовит техническое задание (ТЗ) па ОВОС и, при необходимости, разрабатывает программу экологи­ческого мониторинга и контроля.

В процессе выполнения ТЗ на ОВОС исполнитель проводит иссле­дования по оценке воздействия с учетом альтернатив проекта, целей деятельности, способов их достижения и т.д., результатом которых является предварительный вариант материалов по оценке воздействия,с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замеча­ний общественности и результатов общественных слушаний испол­нитель готовит окончательный вариант материалов по оценке воздей­ствия. Окончательный вариант ОВОС представляется на государствен­ную экологическую экспертизу в составе другой предпроектной и проектной документации. Возможно также проведение общественной экологической экспертизы.

Третий участник ОВОС — общественность региона.Он может вклю­чаться в процедурный процесс на этапе представления первоначаль­ной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.

Общественные обсуждения— слушания, направленные на информирование общественности о намечаемой деятельности и ее последствиях для окружающей среды с целью выявления общественных мнений и их учета при принятии решений.

Участие общественности в процессе оценки воздействия на окру­жающую среду.Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС организуется местным самоуправлением и обеспе­чивается заказчиком.

В публикациях в официальных изданиях должны быть название, цель и местоположение намечаемой деятельности, а также сведения о заказ­чике и его представителе, о сроках проведения ОВОС. Должен быть указан ответственный за организацию общественных слушаний (опрос, обсуждение, референдум). Заказчик доводит до сведения общественно­сти о форме представления материалов, сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду. Распространение инфор­мации может осуществляться по радио, на телевидении, через Интер­нет, в периодической печати. Заказчик принимает и документирует замечания и предложения в течение 30 дней со дня публикации и учиты­вает их при доработке ТЗ и в материалах по оценке воздействия на окру­жающую среду. Порядок проведения общественных слушаний опреде­ляется исполнительной властью по согласованию с общественностью, все протоколируется. В протоколе общественных слушаний четко фик­сируются основные вопросы обсуждения, конфликты, он подписыва­ется всеми участниками общественных слушаний и входит в качестве Приложения в окончательный вариант «Материалов ОВОС». Процедура общественного обсуждения предварительного варианта «Материалов по оценке воздействия» идентична выше приведенной.

Исследования по оценке воздействия на окружающуюсреду наме­чаемой хозяйственной и иной деятельности включают:

  • определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказ от деятельности);
  • анализ состояния территории в рамках географического охва­та ОВОС (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки, экологическая ситуация и т.д.);
  • выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, сте­пени, характера, масштаба, зоны распространения воздей­ствий, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
  • оценки значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
  • определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценки их эффек­тивности и возможности реализации;
  • сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых аль­тернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, обо­снование варианта, предлагаемого для реализации;
  • разработку предложений по программе экологического мони­торинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хо­зяйственной и иной деятельности;
  • разработку рекомендаций по проведению послепроектного анали­за реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Результаты исследования оформляются в виде предварительного варианта Материалов по оценке воздействия на окружающую среду на­мечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изло­жение для неспециалистов). Заказчик предоставляет возможность обще­ственности ознакомиться с предварительным вариантом Материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности и представить свои замечания. Подготовку окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду заказчик проводит учетом этих замечаний. Дальнейшая процедура ОВОС заключается ознакомлении с материалами всех заинтересованных сторон, прежде всего общественности региона размещения объекта.

В настоящее время внедряется принципиально новый подход к участию общественности в ОВОС — конкретный механизм реализа­ции прав граждан на участие в подготовке и принятии экологически значимых решений. Требуется открытость материалов по оценке воз­действия (в том числе их предварительного варианта). Общественнос­ти предоставляется возможность влиять на цели и задачи экологичес­кой оценки, начиная с ранних стадий. Основная ответственность за обеспечение информирования общественности и организацию общественого участия при этом несет заказчик, хотя определенные фун­кции возлагаются на местные органы власти.

Становлению национальной процедуры ОВОС способствует новое Положение об оценке воздействия, которое максимально сбли­жает нормативную основу ОВОС и экологическую экспертизу и подчеркивает ее обязательность не только при разработке проектов, но и при подготовке стратегических плановых программ, а также непроектных объектов, таких как новые технологии и т.д. Самое главное, оценка воздействия и экологическая экспертиза рассматриваются как часть единой национальной процедуры оценки воздействия.

Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:

  • информация о характере и масштабах воздействия на окружа­ющую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реа­лизации, оценке экологических и связанных с ними социаль­но-экономических и иных последствий их значимости и воз­можности минимизации;
  • выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
  • решения заказчика по определению альтернативных вариан­тов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отка­за от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздей­ствия на окружающую среду.

Типовое содержание Материалов по оценке воздействия намечае­мой хозяйственной деятельности на окружающую среду при инвестици­онном проектировании.

1. Общие сведения.

1.1.Заказчик деятельности с указанием официального названия организации (юридического, физического лица), адрес, теле­фон, факс.

1.2. Название объекта инвестиционного проектирования и плани­руемое место его реализации.

1.3. Фамилия, имя, отчество, телефон сотрудника — контактного лица.

1.4. Характеристика типа обосновывающей инвестиции докумен­тации: Ходатайство (Декларация) о намерениях; Обоснование инвестиций; Технико-экономическое обоснование (проект); Рабочий проект (утверждаемая часть).

2. Пояснительная записка по обосновывающей документации.

3. Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

4. Описание альтернативных вариантов достижения цели намечае­мой хозяйственной и иной деятельности (различные расположе­ния объекта, технологии и иные альтернативы), включая пред­лагаемый и «нулевой вариант» (отказ от деятельности).

5. Описание возможных видов воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернатив­ным вариантам.

6. Описание окружающей среды, которая может быть затронута на­мечаемой хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам).

7. Меры по предотвращению и/или снижению возможного нега­тивного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

8. Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяй­ственной и иной деятельности по альтернативным вариантам, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий на­мечаемой инвестиционной деятельности.

9. Выявленные при проведении оценки неопределенности в опре­делении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятель­ности на окружающую среду.

10. Краткое содержание программ экологического мониторинга и послепроектного анализа.

11.Обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов.

12. Материалы общественных обсуждений, проводимых при прове­дении исследований и подготовке материалов по оценке воздей­ствия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности:

12.1. Способ информирования общественности о месте, времени
и форме проведения общественного обсуждения.

12.2. Список участников общественного обсуждения с указанием их фамилий, имен, отчеств и названий организаций (если они представляли организации), а также — адресов и теле­фонов этих организаций или самих участников обсуждения.

12.3. Вопросы, рассмотренные участниками обсуждений; тезисы выступлений, протоколы проведения общественных слушаний.

2.4. Все высказанные в процессе проведения общественных об­суждений замечания и предложения с указанием их авторов, в том числе по предмету возможных разногласий между об­щественностью, органами местного самоуправления и заказ­чиком.

12.5. Выводы по результатам общественного обсуждения относи­тельно экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

12.6. Сводка замечаний и предложений общественности, с указа­нием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком и в каком виде, какие — не учтены, основание для отказа.

12.7. Списки рассылки соответствующей информации, направляе­мой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.

13.Резюме нетехнического характера.


Методология ОВОС

Алгоритм исследований воздействия проектируемой хозяйствен­ной деятельности определяется типом воздействия и природными условиями региона размещения. Последовательность исследования такова: характеристика природных условий района строительства (не­редко специализированная), вычленение объекта на базе концепции геотехнических систем; определение механизмов связи; веществен­ных, энергетических и информационных потоков; границ сферы воз­действия. В пределах нее — вычленение зон влияния, дифференциа­ция знака и интенсивности влияния на экосистемы и ландшафты, определение степени воздействия в экстремальных ситуациях по тех­нологическим, экономическим и социальным критериям. Важное зна­чение имеет обоснование выбора параметров хозяйственной деятель­ности, природной среды, методов, систем прогнозирования и оце­нивания.

По Ю. Г. Пузаченко к основным характеристикам хозяйственной деятельности, учет которых крайне необходим для составления ОВОС, относятся:

1) пространственно-временная структура непосредственно исполь­зуемых видов ресурсов и интенсивность их использования (в ка­честве ресурса может рассматриваться и физическое простран­ство, необходимое для размещения объекта проектирования);

2) энергетическая мощность объекта (потребление энергии в еди­ницу времени);

3) проектируемое время жизненного цикла производства;

4) интенсивность и изменчивость во времени и пространстве про­изводства вещественно-энергетических отходов (выбросов, потерь) и их структурные пространственно-временные характе­ристики;

5) компоненты природной среды (переменные), непосредственно подвергающиеся воздействию в результате прямого исполь­зования ресурсов и отходов.

Важнейшие параметры природной среды (ландшафтов, речных бассейнов и других используемых моделей пространственной органи­зации территории):

  • естественный энергетический уровень — радиационный баланс и показатели структуры теплового баланса — затраты энергии на испарение (LЕ/К), турбулентный теплообмен с атмосфе­рой (Р/К);
  • естественный водный баланс и показатели структуры водного баланса (коэффициент стока, соотношение поверхностного и подземного стока);
  • естественный баланс вещества (приход вещества с атмосфер­ными осадками, соотношение твердой фазы стока на входе и на выходе)
  • естественный (нормальный) биогеохимический фон (показа­тели емкости и скорости биологического круговорота ве­ществ);
  • биологическая продуктивность ландшафтов;
  • КПД фотосинтеза естественного растительного покрова;
  • естественная (нормальная) сложность (био- и ландшафтного разнообразия) на различных иерархических уровнях простран­ственной организации;
  • прогнозируемый энергетический уровень и тепловой баланс (структура теплового баланса, отношение радиационного баланса к суммарной солнечной радиации — КД2);
  • прогнозируемый водный баланс;
  • прогнозируемый биогеохимический фон;
  • прогнозируемый уровень структурной сложности (био- и лан­дшафтного разнообразия);
  • собственные частоты динамики основных переменных;
  • характерное время самовосстановительных процессов;
  • оценка стационарности и факторов, ответственных за стаци­онарность.

Оценка стационарности показывает, насколько стабильна систе­ма и что именно определяет эту стабильность. Намеченная програм­ма интегрального подхода к составлению ОВОС для ландшафта как геосистемы в целом в настоящий момент сложна для полной реали­зации из-за недостатка фактического материала и недостаточной раз­работки частных методик измерения параметров геосистем, но мо­жет рассматриваться как основа для будущих построений

Методы ОВОС.В основе составления ОВОС лежит, прежде всего), эмпирическое обобщение данных (типовая схема) о влиянии тех­нического (инженерного) объекта на окружающую территорию. При этом используется вся совокупность частных и общих методов гео­графических, инженерно-геологических, экологических исследова­ний (полевых и камеральных). Они дополняются математическими методами, моделированием процессов, построением ГИС и т.д.

На этапе создания ОВОС проектируемых объектов на первый план выступает прогнозирование — это процесс получения данных о воз­можном состоянии исследуемого объекта и природно-антропогенных ландшафтов в зоне его влияния на заданный период времени. Прогноз — результат прогнозных исследований. ОВОС включает не только физико-географический, но и инженерно-геологический, эко­номический, социальный прогнозы. Географическое прогнозирова­ние— самостоятельная учебная дисциплина и междисциплинарное научное направление. Поэтому мы ограничимся самыми общими со­ображениями по данному вопросу*.

Методы прогнозирования делятся на интуитивные (экспертные) и формализованные (фактографические). Экспертные оценки приме­няются в случае, если об объекте оценивания нет достоверных сведе­ний и неизвестны количественные зависимости между прогнозируе­мыми процессами и явлениями. Экспертные оценки применяют при построении ранжированных шкал оценок воздействия, они могут быть качественными, количественными, либо воздействие выстраивается по мере убывания или возрастания и выявляются сопутствующие ему состояния компонентов, ландшафтов, социума других видов деятель­ности и т.д. Экспертные оценки широко применяют при анализе аль­тернативных решений, определении неопределенности экологичес­кого риска и отдаленных последствий воздействия.

Среди прогнозных методов отметим экстраполяцию и метод про­гнозирования по аналогиям. Экстраполяция применяется при нали­чии статистических рядов (пространственно-временных рядов).

Наибольшее развитие в 70-80-е годы XX в. в прогнозировании получил метод географических аналогий, особенно при прогнозиро­вании последствий создания крупных водохранилищ и мелиоратив­ных систем. Прогнозирование по аналогии предусматривает экстрапо­ляцию закономерностей, найденных на существующих объектах, на проектируемые при условии сходства природных условий двух райо­нов и технологии производства. Метод географических аналогий, по существу, представляет совокупность методов (картографического, геохимического, геофизического, расчетных и др.), использование которых подчинено одному стратегическому замыслу. Объектом про­гноза выступают природно-территориальные комплексы, интегриро­ванные потоками вещества, энергии и информации от технического объекта в геотехническую систему.

Прогнозирование по аналогиям позволяет: 1) определить разме­ры зон и поясов влияния технического сооружения на отдельные ком­поненты ПТК и на природные комплексы в целом; 2) наметить ос­новные тенденции в изменении отдельных компонентов природы по сезонам года и в зависимости от специфики функционирования тех­нического объекта; 3) выявить временные стадии развития процесса влияния. Это в свою очередь создает основу для проведения оценки (природной, экологической, экономической, технологической, со­циальной) последствий.

Различают, как минимум, пять основных взаимодополняющих методов проведения ОВОС. К числу часто применяемых относятся системы измеряемых природных параметров (характеристик). Причин­но-следственные связи между возможными воздействиями на объек­ты устанавливаются матричным методом.Широко распространен ме­тод сопряженного анализа карт,позволяющий определять и демонст­рировать масштабы распространения воздействия. Хорошо зарекомендовала себя система потоковых диаграмм,описывающая природные системы как сложные структуры массообмена. Использу­ется метод имитационного моделирования. Метод экспертных групп.несмотря на его недостатки (субъективность оценок и т.п.), служи! для определения граничных параметров воздействия и используется для построения ранжированных шкал оценок воздействия и различ­ного рода матриц.

Матричный метод оценок воздействия.При применении метода оценки воздействия объектов на природную среду используют раз­личные типы матриц:

1. Перечни типов воздействий, простые контрольные списки.

2. Списки объектов, испытывающих влияние и изменяющихся под воздействием, простые контрольные списки.

3. Простейшие причинно-следственные матрицы, устанавлива­ющие взаимодействие типов воздействия и объектов, испы­тывающих их.

4. Сложные матрицы экологических последствий хозяйственной деятельности и обратных реакций.

Перечни типов воздействия, либо списки компонентов природ­ной среды, изменяющихся под воздействием, служат основой про­стых и сложных контрольных листов. На базе контрольных листов гео­логической службой США разработан ряд причинно-следственных матриц, в частности матрица Л. Леопольда, предназначенная для оценки воздействия самых разнообразных проектов, которая дает наглядное представление о структуре взаимодействий. Однако она выявляет лишь первичные изменения в природе и не позволяет проследить всю цепь сложных взаимодействий. В строках матрицы перечислено 88 компонентов природной среды, а в столбцах приведено 100 типов воздействия. В случае если определенный процесс, связанный с осуществле­нием проекта, вызывает изменение того или иного компонента среды, отмечается соответствующая клетка в матрице, фиксирующая таким образом взаимодействие. Число возможных взаимодействий 8 800, по на практике для любого проекта оно колеблется от 25 до 50.

В более сложных матрицах проводится ранжирование интенсивного воздействия (придается вес или балл интенсивности) и по значи­мости изменений в экосистемах (определяется значимость изменения под воздействием объекта, испытывающего воздействие). Агрегированные показатели рассчитываются при перемножении веса воздей­ствия и значимости изменений в экосистемах, затем эти значения суммируются по горизонтали и по вертикали матрицы, таким образом определяются наиболее интенсивные воздействия и выявляются наиболее чувствительные или наиболее изменяющиеся объекты, испытывающие воздействие.

Применяют четыре типа матриц, которые позволяют выявить и паленные последствия воздействий. На рис. 5 приведены четыре типа матриц: от простых — воздействие на компоненты природы — до более сложных, позволяющих проследить распространение изменений в природе (цепные реакции) и обратное влияние измененной природы па деятельность общества (X + Н), а также последствия этого влия­ния, т.е. распространение последствий в обществе (Н + X) и цепные реакции в деятельности человека.

Совместный анализ картвпервые был использован Я. Мак Хартом, который применил совмещение схем на кальке для оценки воз­действия на среду. Суть метода заключалась в том, что исследуемая территория делилась на участки (исходя из топографических характеристик, типов землепользования и т.п.) и по каждому участку собиралась информация о компонентах окружающей среды и потенциальных воздействиях на них. Для каждого из показателей и для каждого варианта проекта вычерчивались схемы на кальке, совмещением которых выявлялись как интенсивность нарушений среды, так и факто­ры природного и социально-экономического характера, затрудняю­щие осуществление проекта. С помощью метода совмещения оценива­лись воздействия линейных сооружений (автодорог, линий ЛЭП и т.п.), определялось свободное пространство для застройки, обосновывались границы охраняемых территорий, регионов со сложной экологичес­кой ситуацией. В настоящее время картографические методы приме­няют для определения географического охвата ОВОС, т.е. определе­ния пространства и масштаба воздействия. Пространственно-временные рамки воздействия устанавливают с учетом интенсивности воз­действия в рамках ландшафтной, бассейновой организации террито­рии или ее административного деления.

Территориальной оценочной ячейкой может быть выбрана иерар­хическая ландшафтная единица, соответствующая масштабу карто­графирования, при крупномасштабных исследованиях — урочище, группа урочищ, при более мелком масштабе — ландшафт, ландшафт­ный район. При этом могут быть использованы любые ландшафтные классификации, как традиционные морфологические, классические ландшафтно-геохимические, так и типологические (группировки ланд­шафтных единиц по экологическому потенциалу, ценности и значи­мости, по ответной реакции на воздействие, по типу хозяйственного использования, по типам антропогенных нарушений и т.д.).

При экологическом проектировании использования водных ре­сурсов, гидротехнических сооружений, обустройства нефтяных мес­торождений оценивание производится в рамках бассейновой органи­зации территории. Географический охват ОВОС ограничивается водо­разделами бассейнов определенных порядков.

Оценочные ячейки также можно выявить при наложении сетки бассейнов и административного деления на ландшафтную структуру территории, в итоге вычленяется интегральная территориальная единица оценивания, для которой можно производить различные виды оценивания, от природных до социальных, производя балансовые и прогнозные построения.

Метод потоковых диаграмм и сетевых графиков.Для определения первичных изменений и цепи их следствий применяется также метод сетей,или ступенчатая матрица, разработанная Дж. Соренсеном. Ме­тод предполагает составление перечня разных вариантов землеполь­зования и характерных для них типов воздействий. Далее определя­ются связанные с этими воздействиями первоначальные изменения состояния отдельных компонентов природной среды (в данном при­мере — изменение стока воды в эстуарий) и последующие, вызван­ные уже нарушениями в природной среде (например, сокращение популяций рыб). В отличие от матрицы взаимодействия компонентов этот метод наглядно показывает не только направление, но и сущ­ность связей разного порядка между компонентами природной среды. Он дает возможность проследить за динамикой воздействий, т.е. пока­зать возможные изменения как во время сооружения, так и после завершения строительства объекта. Но при увеличении числа анали­зируемых показателей метод становится громоздким и сложным для анализа. Поэтому его применение возможно для проектов с ограни­ченным числом воздействий. Недостаток метода заключается также в учете изменений лишь элементов природной среды.

Интересны попытки использования метода сетей для количествен­ных оценок воздействий на основе концепции потоков энергии. Был построен график сетей связей между компонентами природной среды с указанием направления и величины потоков энергии (в килокало­риях, децибелах, для радиации — в кюри). Воздействия проекта оце­нивались на основе изменений в энергетических потоках, влияющих на первичную продуктивность экосистемы. Для оценки воздействия на окружающую среду используются также математические модели, в том числе имитационные, отражающие количественные зависимости между воздействиями и позволяющие рассматривать социальные и природные системы как непрерывно развивающиеся и изменяющие­ся. Сравнительно давно известны модели, описывающие загрязнение отдельных компонентов природной среды, например воздуха (расче­ты приземных концентраций вредных примесей), модели распростра­нения загрязнения в воде, например модели разлива нефти в океане.

Но этот вид моделирования находится в первоначальной стадии развития, что связано с недостаточной изученностью нарушенных экосистем. В существующих моделях акцент делается, как правило, на один компонент экосистемы. В более сложных моделях, разрабатывае­мых для целых экосистем, недостаточно полно учитываются социаль­но-экономические показатели, поскольку введение дополнительных данных делает модели неуправляемыми. Тем не менее на будущее этот подход рассматривается как весьма перспективный.

Завершающим этапом составления ОВОС выступает собственно оценка прогнозируемых изменений в природной среде и их послед­ствий. Выше мы говорили о пяти основных нормах состояния ланд­шафтов, которые определяются формами хозяйственного использо­вания территории (см. гл. 3). Оценка всегда предполагает соотнесение установленных или прогнозируемых состояний показателей с норма­ми состояния отдельных компонентов ландшафта либо ландшафта в целом.

Выделяют пять последовательных видов (этапов) оценивания эко­логических последствий от функционирования ГТС и производствен­ных объектов: природную оценку, специальную природную, техно­логическую, экономическую и социальную, к которой относится и оценка социальной совместимости.

1. Природная оценка.Ее сущность заключается в соотнесении про­гнозируемых изменений в свойствах ландшафтов (процессах) с теми же процессами и свойствами зональных аналогов вне сферы антро­погенного воздействия, инвариант которого описывается количествен­ной вещественно-энергетической моделью.

Природная оценка заключается в сравнении прогнозируемых из­менений конкретных параметров ландшафта с пространственной или временной изменчивостью тех же показателей — климатических, гид­рологических, ботанических, почвенных, геохимических. Например, для оценки прогнозируемых изменений метеорологических элемен­тов в зоне влияния крупных водохранилищ можно использовать кри­терий DP/s, где DP — изменение метеорологического элемента (тем­пературы или влажности воздуха, осадков, скорости ветра и т.д.), а s— среднее квадратическое отклонение того или иного показателя во времени. В качестве критерия для природной оценки изменений мож­но использовать отношение изменения индикатора (параметра) к пространственной изменчивости этого показателя, например между соседними подзонами тайги.

Главное в природной оценке — данное явление оценивается по этому же явлению, вне сферы воздействия. Например, при обоснова­нии и построении ранжированных шкал ландшафтно-геохимических оценок оценивание производится по отношению к природному фону, геохимическим характеристикам зональных ландшафтов и т.д. Оценка природно-экологических потенциаюв загрязнения проводится по от­ношению к худшим и лучшим условиям миграции загрязнений, к оптимальной самоочищающей способности почв и т.д.

2. Специальная природная оценка.Для природных процессов, кото­рые не жестко формализованы, в ряде случаев проведение природной оценки первого вида затруднительно. В таком случае целесообразно оце­нивать изменение одних показателей состояния ландшафтов (скорости ветра, глубины залегания фунтовых вод, влажности почв, атмосфер­ных осадков и т.д.) в сравнении с изменением других, тоже природных показателей (изменением биологической и сельскохозяйственной про­дуктивности лесов, лугов, пашни, прохождением растениями феноло­гических фаз и т.д.)- Преобразования в границах природно-территориальных комплексов в зонах влияния геотехнических систем и производ­ственных объектов следует рассматривать как интегральную оценку новых факторов формирования ландшафтов. Итак, специальная природная оценка — это оценка изменения природных характеристик по отноше­нию к другим. Проведение природной оценки дает возможность из все­го многообразия процессов и явлений, которые претерпевают преобра­зование в зонах влияния, отобрать для последующей технологической оценки наиболее существенные и важные.

3. Технологическая оценка.Существует многообразие технологи­ческих оценок вне и в сфере техногенного воздействия. Это специаль­ные виды оценивания, для некоторых из них разработаны нормати­вы, по отношению к которым и производится оценка. Она может быть качественной по принципу хорошо-нейтрально-плохо, но чаще всего определяется превышением над нормативом. Например, экологичес­кая оценка технологий, которая является разновидностью технологи­ческой оценки, осуществляется по отношению к нормативам сырья и материалов, нормативам землеемкости, отходности, ресурсоемкости, санитарно-гигиеническим и т.д.

Технологическая оценка предусматривает рассмотрение прогно­зируемых изменений свойств и процессов в ландшафтах окружающей территории с позиций требований различных отраслей хозяйства, производственных технологий и видов деятельности человека (сель­скохозяйственной, рекреационной, промышленного, гражданского и военного строительства и т.д.). Технологическая оценка в принципе чрезвычайно многопланова. Она необходима на стадии ТЭО проек­тов, на предпроектной стадии, когда производится сопоставление альтернативных вариантов. Отметим многообразие видов технологи­ческих оценок и их противоречивость, например: одни и те же изме­нения в гидрогеологических условиях и метеорологическом режиме на берегах водохранилищ благоприятны для одних отраслей промыш­ленности и неблагоприятны для других.

4. Экономическая оценкаизменения природных условий и ком­пенсационных мероприятий по снижению или предотвращению не­гативного эффекта от создания хозяйственных объектов. Экономичес­кая оценка включает в себя расчет прямого ущерба (или эффекта от улучшения) функционированию отраслей хозяйств, состоянию про­изводственных фондов, трудовых ресурсов, затрат на компенсацию негативных последствий и т.д.

Частный пример: одним из важнейших показателей эффективно­сти (ущерба) от создания геотехнических систем и производств выс­тупает экономическая (стоимостная) оценка изменения сельскохо­зяйственной и биологической продуктивности ландшафтов. Стоимость показателей (изменением биологической и сельскохозяйственной про­дуктивности лесов, лугов, пашни, прохождением растениями феноло­гических фаз и т.д.)- Преобразования в границах природно-территориальных комплексов в зонах влияния геотехнических систем и производ­ственных объектов следует рассматривать как интегральную оценку новых факторов формирования ландшафтов. Итак, специальная природная оценка — это оценка изменения природных характеристик по отноше­нию к другим. Проведение природной оценки дает возможность из все­го многообразия процессов и явлений, которые претерпевают преобра­зование в зонах влияния, отобрать для последующей технологической оценки наиболее существенные и важные.

3. Технологическая оценка.Существует многообразие технологи­ческих оценок вне и в сфере техногенного воздействия. Это специаль­ные виды оценивания, для некоторых из них разработаны нормати­вы, по отношению к которым и производится оценка. Она может быть качественной по принципу хорошо-нейтрально-плохо, но чаще всего определяется превышением над нормативом. Например, экологичес­кая оценка технологий, которая является разновидностью технологи­ческой оценки, осуществляется по отношению к нормативам сырья и материалов, нормативам землеемкости, отходности, ресурсоемкости, санитарно-гигиеническим и т.д.

Технологическая оценка предусматривает рассмотрение прогно­зируемых изменений свойств и процессов в ландшафтах окружающей территории с позиций требований различных отраслей хозяйства, производственных технологий и видов деятельности человека (сель­скохозяйственной, рекреационной, промышленного, гражданского и военного строительства и т.д.). Технологическая оценка в принципе чрезвычайно многопланова. Она необходима на стадии ТЭО проек­тов, на предпроектной стадии, когда производится сопоставление альтернативных вариантов. Отметим многообразие видов технологи­ческих оценок и их противоречивость, например: одни и те же изме­нения в гидрогеологических условиях и метеорологическом режиме на берегах водохранилищ благоприятны для одних отраслей промыш­ленности и неблагоприятны для других.

4. Экономическая оценкаизменения природных условий и ком­пенсационных мероприятий по снижению или предотвращению не­гативного эффекта от создания хозяйственных объектов. Экономичес­кая оценка включает в себя расчет прямого ущерба (или эффекта от улучшения) функционированию отраслей хозяйств, состоянию про­изводственных фондов, трудовых ресурсов, затрат на компенсацию негативных последствий и т.д.

Частный пример: одним из важнейших показателей эффективно­сти (ущерба) от создания геотехнических систем и производств выс­тупает экономическая (стоимостная) оценка изменения сельскохо­зяйственной и биологической продуктивности ландшафтов. Стоимость экологических условий и их изменений под воздействием, вызыва­ющим негативные последствия для жизнедеятельности биоты. Антропо­центрическийподход реализуется при экологической оценке изменения окружающей среды под воздействием по отношению к человеку. Важ­ные звенья экологических оценок — анализ цепочки: воздействие изменения — последствия, построение ранжированных шкал оценок воз­действий по отношению к живому; регламентация параметров среды обитания человека и, наконец, оценка качества окружающей среды и экологическая совместимость.

Экологическая несовместимость — воздействие на природные объек­ты и системы, которые не адаптированы к этому типу воздействия. На­пример, радиоактивность разрушает генофонд, воздействие может уси­лить или изменить вектор природного процесса, что может вызвать эко­логическую катастрофу, и т.д.

При экологических оценках широко используют приемы и методы биотестирования, ландшафтной индикации загрязнения, геохимии техногенеза, экологической геохимии, геохимии окружающей среды, со­циально-экологических и медико-биологических исследований.

По другой точке зрения (К. Н. Дьяконов) экологический вид оценки частично может быть отнесен к природной или специальной природ­ной, если речь идет об устойчивости природных систем как таковых; к технологической, если рассматривать генофонд как потенциальный ресурс биотехнологии, сельскохозяйственного производства; к соци­альной, если рассматривать изменения среды через призму экологии человека, т.е. изменения экологии социальной среды.

 

Зарубежная практика

ОВОС — сложный многоуровневый и многоаспектный процесс, органично включающий в себя как «исследование воздействий», так и процедурные вопросы экологического проектирования и принятия управленческих решений по планируемой и проектируемой деятель­ности. Главная цель ОВОС не только оценка воздействий планируемой деятельности на окружающую среду, население и ее последствий, а также и «оценка этой оценки»для принятия приемлемого для всего общества решения по проекту.

Для реализации многоуровневого характера ОВОС принято с само­го начала процедуры составлять списки конкретных участников и четко обозначать роль каждого из них в сценарии процедуры. Особое внима­ние при этом уделяется участию в проведении ОВОС общественности в лице природоохранных и социальных организаций разного уровня. Еще одним своеобразным участником процедуры могут стать нормативы каче-

ства окружающей среды, при несоответствии предлагаемого проекта законодательным актам и нормативам проект отклоняется в самом начале ОВОС или даже до начала процедуры «оценок воздействия». В процессе ОВОС как процедуре участвуют:

1) «источники» ОВОС: «проектировщики», т.е. специалисты, пла­нирующие средообразующие технические действия, которые подлежат оценке, и «оценщики», т.е. специалисты разных об­ластей науки, оценивающие последствия действий и выраба­тывающие рекомендации по их оптимизации;

2) «власти» различных уровней: исполнительные власти, или «ад­министраторы», и законодательные власти, или «юристы»;

3) общественность различных групп населения: сторонники средо-преобразующих действий (их условно называют «средопотреби-телями») и противники подобных действий («средозащитники»);

4) лица, принимающие решение (ЛПР), т.е. носители власти, от которых зависит решение по проекту, а также их советники-консультанты и независимые эксперты, которые проводят окончательную экологическую экспертизу выполненных ОВОС.

В зарубежной практике ОВОС обязательным является объектив­ный учет мнений об этих же аспектах населения, прежде всего того, которое проживает на территории предполагаемого воздействия. Вза­имная корреляция и корректировка относительно объективных (на­учных) и относительно субъективных (общественных) оценок — ус­ловие нахождения подлинного решения. Благодаря «двойной» многоаспектности меняется и качество научно-исследовательского процесса, научные оценки точнее ориентированы на конкретное обеспечение благополучия общества и формулируется особая форма учета воздей­ствия проекта, которая отражает реакцию общества с учетом соци­альных отношений и ценностей.

Для этого соизмеряют ущерб от неблагоприятных воздействий при­
родного и социально-экономического характера с различными выгодами от реализации проекта. Рассматривают альтернативы проекта, способные по-разному уменьшить ущерб или усилить выгоды исход­ного проекта. Многоуровневое согласование целей и последствий пред­полагаемого проекта, подлежащего ОВОС, осуществляется не только в рамках природоохранных программ разного уровня, но и в рамках социальных и отраслевых планов экономической направленности. При анализе социальных и экономических целей предлагаемых проектов они могут быть отклонены еще до проведения оценочных процедур ОВОС в том случае, если эти цели не совпадают с целями, которые
ставятся перед соответствующей отраслью хозяйства в государственном масштабе.

Рассмотрим методы, которые редко применяются в отечественной практике (социологические методы). В зарубежной практике проведения ОВОС применяют четыре важные процедуры, обеспечиваю­щие возможность эффективного использования социологических методов и осуществления так называемого социологического профи­лирования.

  • Во-первых, это всесторонняя обработка уже имеющихся со­циологических данных путем статистического и графического анализа экономических, демографических и других сведений о населении, проживающем в регионе реализации проекта.
  • Во-вторых, это целенаправленная организация информирова­ния общественности о проекте.
  • В-третьих, это проведение разнообразных социологических оп­росов населения.
  • В-четвертых, это осуществление различных социологических наблюдений за поведением населения. Кроме того, на основе собранной информации проводится прогнозирование социаль­но-экологических и социально-экономических процессов, свя­занных с реализацией предполагаемого проекта.

В зарубежной практике ОВОС сложились представления о несколь­ких этапах и стадиях этой процедуры. Концепция этапности ОВОС состоит в том, что для каждого этапа, во-первых, процедурно опре­делены цели и круг анализируемых проблем; во-вторых, процедурно обозначен состав участников экспертизы и характер контактов оцен­щиков с властями и общественностью. В-третьих, процедурно наме­чено достижение конкретных результатов для принятия окончатель­ного решения относительно рассматриваемого проекта.

В зарубежном опыте ОВОС условно выделяются три основные ста­дии проведения ОВОС с двумя основными этапами в каждой. На пер­вой стадии происходит разработка ограниченных ОВОС — первичных и предварительных.

Этап первичных ОВОСпредназначен для выяснения целесообраз­ности ее проведения, а также для обсуждения возможной необходимо­сти детализации конкретного проекта. Содержание этапа — сканирова­ние (анализ и оценка) ключевых параметров проекта: вид деятельно­сти, масштаб деятельности, способ деятельности, типы воздействий, регион размещения, стадии реализации. В регионе размещения выяв­ляются потенциально уязвимые территории и территории, представ­ляющие ценность.

Этап предварительных ОВОСпредназначен для определения ши­роты охвата ОВОС, т.е. выявления разнообразия основных экологи­ческих последствий планируемого проекта и возможных альтернатив­ных его вариантов. В содержательном отношении это предварительная оценка масштаба и характера последствий реализации различных ва­риантов проекта с целью определения объема исследований деталь­ной ОВОС, если таковая потребуется. Этап соответствует стадии вы работки «технического задания» (ТЗ) на ОВОС в российской практи­ке. На этом этапе к обсуждению привлекаются слои общества — как заинтересованные в проекте, так и отвергающие его.

На второй стадии (и двух ее этапах) происходит разработка пол­ных ОВОС — детальных и завершающих. На этапе детальных ОВОСпроизводится всесторонний анализ и прогноз природных и социаль­но-экономических процессов, которые могут возникнуть в результате реализации проекта на разных стадиях, проводятся научные исследо­вания воздействия проектируемого объекта на окружающую среду с экологической и экономической интерпретацией прогнозируемых исследований. Этап завершается публикацией «Заявления о воздей­ствии проекта на окружающую среду», в котором дается «резюме» всех оценок и рекомендации по дальнейшему проектированию.

В российской практике соответствует этапу разработки «Предва­рительных материалов по оценке воздействия», которые являются основной содержательной частью ОВОС.

Этап завершающей ОВОСв большей степени процедурный, чем исследовательский, основная функция его — окончательное решение по проекту. Это этап общественной, специализируемой и экологичес­кой экспертиз, разработанной ОВОС.

Важные процедуры этапа — изучение и учет реакций обществен­ности на опубликованные ОВОС, независимая экспертиза всех разра­боток, особенно информации для лиц принимающих решение (ЛПР), в заключении этапа — принятие окончательного решения о приемле­мости или неприемлемости проекта.

В российской практике соответствует общественным слушаниям по «Материалам ОВОС» и государственной экологической эксперти­зе проекта в том числе «Материалов по оценке воздействия».

На третьей стадии (и двух ее этапах) происходит выработка послепроектных ревизионных ОВОС — проверочных и мониторинговых. Этап проверочных ОВОСдля осуществления так называемого послепроектного анализа, сущность которого — проверка фактического развития и предсказанного ОВОС изменения окружающей среды прогнозных построений, а также контроль над практическим соблюдением пред­положенных до начала осуществления проекта природоохранных ме­роприятий. Основная функция этапа— определение соответствия про­гнозных построений реальной ситуации, а также контроль и ревизия оценок и рекомендаций. На этом этапе разрабатывается программа и системы мониторинга в сферах воздействия . Финансирование послепроектного анализа проводится по принципу «платит загрязнитель», а конт­роль за осуществлением анализа возлагается на природоохранные орга­низации (Вторжение.., 1983). Очень важное условие эффективности контроля — регулярное опубликование результатов проводимых послепроектных исследований, причем эти публикации и являются, по сути, формой представлений проверочных ОВОС.

Этап мониторинговой ОВОСпредназначен для постоянного слежения за реальным ходом природных и социально-экономических изменений, обусловленных реализацией того или иного осуществлен­ного проекта. Задачи постпроектного мониторинга разнятся в зависи­мости от стадии жизненного цикла проекта, они должны быть определены для стадии строительства, эксплуатации объекта и т.д. Отслеживаются изменения параметров качества окружающей среды, различные преобразования, перестройки среды.

Таким образом, в зарубежном опыте проведения ОВОС четко выделяется целенаправленное и последовательное культивирование многоэтапности и многостадийности этой процедуры. На каждой стадии и на каждом этапе оценщик должен четко ограничить круг оценивае­мых аспектов, рассматриваемых вариантов, учитываемых уровней, ис­пользуемых методов, чтобы итоговая информация для принятия ре­шений была наглядной, убедительной и компактной, облегчая при­нятие оптимального решения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...