Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экологические требования к разработке нормативов




Нормативно-правовые документы, устанавливающие правила при­родопользования, должны определять взаимоотношения органов власти и субъектов Федерации, а также права и обязанности граждан, органи­заций и учреждений в природоохранной деятельности и регулировании природопользования, и содержать общие экологические требования к ведению хозяйственной и иной деятельности, основные положения по регламентации природопользования. В них определяются:

  • принципы природопользования и природоохранной деятель­ности;
  • меры, обеспечивающие природоохранную деятельность;
  • ответственность за правонарушения в области природопользо­вания и охраны окружающей среды.

Природоохранные нормативные документы, регламентирующие состояние природной среды, должны иметь параметры качества ком­понентов природной среды, определяемые природно-климатическими особенностями территории.

Природоохранные нормативные документы, определяющие воздей­ствия на окружающую среду объектов хозяйственной и иной деятель­ности, должны устанавливать масштаб и степень воздействия при стро­ительстве и эксплуатации объекта, а также предельно допустимые уровни влияния на окружающую среду и ее компоненты, исходя из экологического потенциала территории и ее ценности.

Нормативы уровней радиационного воздействия, шума, вибрации и иных физических воздействий должны обеспечивать сохранение здоро­вья населения, его генофонда и отсутствие метаболизма в биологи­ческой среде. Для особо ценных территорий (курортных и рекреаци­онных зон, особо охраняемых территорий) предельно допустимые показатели воздействия должны обеспечивать отсутствие каких-либо негативных изменений в экосистемах указанных территорий. Для зон чрезвычайных экологических ситуаций и зон экологического бедствия нормативы воздействия должны быть направлены на обеспечение улуч­шения экологического состояния указанных территорий.

Природоохранные нормативные документы, содержащие нормативы (в том числе удельные) воздействия объектов конкретной отрасли на окружающую среду (отраслевые нормативы), должны регламентировать:

  • состав и количество используемых природныхфесурсов на еди­ницу продукцию;
  • состав и количество загрязняющих веществ, привносимых в окружающую среду, включая отходы;
  • физические воздействия;
  • шумовое, радиоактивное, тепловое, ионизирующее
  • и другие виды воздействий.

При этом должно соблюдаться единство метрологического подхода

(инструментального, расчетного) в определении загрязняющих веществ, привносимых в окружающую среду, и других видов воздействий.

Экологические критерии и стандарты

В экологическом проектировании используют экологические кри­терии, нормы и стандарты.

Экологические критерии— признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация эколо­гических систем, процессов и явлений.

В зависимости от сути оценок выделяют следующие критерии:

  • природозащитные (условие — сохранение целостности экоси­стемы, популяции, вида);
  • антропоэкологические (воздействие на человека);
  • эколого-ресурсные (воздействие на ресурсы);
  • эколого-социальные (воздействие на социум);
  • эколого-хозяйственные (воздействие на системы природа-население—хозяйство);
  • качества окружающей среды — признаки, по которым произ­водится оценка качества природной среды и отдельных ком­понентов и элементов ландшафтов.

При экологическом нормировании используют различные виды эко­логических критериев. Результатом экологического нормирования являет­ся установление идеальных и временных норм, регламентов и нормативов антропогенного воздействия на элементы и компоненты ландшафтов. Условие — установление таких нормативов, при которых не происходит структурно-функциональных изменений ландшафтов, экосистем.

Экологический стандарт— количественный и качественный показатель состояния природных объектов или природных про­цессов. Экологический стандарт входит в систему правовых актов, устанавливающих режим использования природных ре­сурсов.

Стандарты качества окружающей средыявляются научно обосно­ванными предельно допустимыми нормативами состояния компонен­тов природы, превышение которых создает угрозу для человека, биоты ландшафта, ландшафта в целом.

В РФ существует следующая программа постоянно обновляющих­ся стандартов:

  • охраны и преобразования ландшафтов (Ландшафты);
  • рационального использования и охраны недр (Недра);
  • охраны и использования почв (Почвы);
  • улучшения использования земель (Земли);
  • охраны и использования вод (Гидросфера);
  • охраны атмосферы (Атмосфера);
  • рационального использования биологических ресурсов (Биологические ресурсы);
  • охраны флоры (Флора);
  • охраны фауны (Фауна).

Также гостируются радиоактивность и радиоактивное загрязне­ние, шум, вибрация, электромагнитные волны, воздействие транс­порта, промышленные и бытовые отходы, сточные воды и их осадки, минеральные удобрения, безопасность в чрезвычайных ситуациях, слежение за воздействием (мониторинг), рекультивация и, наконец, пищевые продукты.

Государственные стандарты— государственные узкофункциональные руководства и инструкции, регламентирующие различные виды хозяйственной деятельности, объясняющие и опре­деляющие термины, а также некоторые задачи, связанные с планированием и проектированием.

Стандартизация по охране окружающей среды, начатая в 80-е годы XX в., завершилась разработкой стандарта:

  • ГОСТ 17.0.0.01-78.Система стандартов в области охраны при­роды и улучшения использования природных ресурсов. Вся система государственных стандартов представлена следующи­ми группами:
  • ГОСТы17.5.. посвящены вопросам охраны литосферы, вклю­чая правила и нормы землепользования, рекультивации, гидролесомелиорации и т.д.;
  • ГОСТы 17.6..направлены на охрану, защиту и восстановление лесов, охрану прочей флоры, не относящейся к сельхозкультурам;
  • ГОСТы17.8.. посвящены вопросам ландшафтоведения, охра­ны и классификации ландшафтов;
  • стандарты группы ГОСТ 12.устанавливают ПДВ/ВСВ, ПДС/ ВСС, лимиты использования природных ресурсов, размещения отходов, пределы допустимых уровней физического за­грязнения и радиационного воздействия;
  • ГОСТы 17.1..регламентируют вопросы охраны гидросферы и водопользования;
  • ГОСТЫ17.2.. регламентируют охрану атмосферного воздуха,
  • выбросы вредных веществ в атмосферу;
  • ГОСТы 17.4..включают вопросы охраны почв от загрязнения,
  • уничтожения, воздействий, способствующих их деградации,
  • методы повышения плодородия и др.

В систему экологических нормативов и стандартов входят:

  • нормативы качества окружающей среды;
  • нормативы использования природных ресурсов;
  • нормативы предельно допустимого воздействия на окружаю­щую среду;
  • экологические стандарты;
  • нормативы санитарных и защитных зон.

Нормативы качества среды,










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...