Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Из истории становления и развития экологического проектирования и экспертизы




Дьяконов К. П., Дончева Л. В.

Д 93 Экологическое проектировагние и экспертиза: Учебник для
вузов / К. Н. Дьяконов, Л В. Дончева. — М.: Аспект Пресс,
2005. - 384 с.

I5ВN 5-7567 0177 X

В учебнике охарактеризованы основные понятия, методы, методоло­гия, принципы, нормативно- правовая база, объекты экологического проектирования и экспертизы. Рассмотрены методы составления оценки воздействия проектируемой деятельности на окружающую среду (ОВОС), национальная! процедура, состав проектной документации. Изложена специфика экологического обоснования проектов основных производств. Значительное внимание уделено влиянию существующих инженерно-техни­ческих объектом па окружающую природную среду. Показана взаимосвязь принципов проектирования и экспертизы. Освещены принципы и проце­дура проведения государственной экологической экспертизы проектов. Даны примеры экспертизы крупных проектов.

Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям география, экология, природопользование и геоэкология. Он может быть рекомендован и полезен студентам, магист­ратам и аспирантам, изучающим науки о Земле, а также специалистам в области экологического проектирования и экспертизы.



УДК 574 ББК 20.1

ЮМУ 5-7567-0177-Х

ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2002, 2005

Дьяконои К. Н., Дончева А. В., 2005

Предисловие

В сентябре 1968 г. в Париже по инициативе Организации Объеди­ненных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) состоялась межправительственная Конференция экспертов по научным основам рационального использования и сохранения ресурсов биосфе­ры. Одним из наиболее важных решений Конференции была поддержка в проведении международного глобального форума по вопросам окру­жающей среды под эгидой ООН, который состоялся в 1972 г. в Сток­гольме. Эти два важнейших события легли в основу международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, в разработке дол­говременных программ, научных и учебных мероприятий и практичес­ких действий, направленных на решение экологических проблем.

Экологическая составляющая проектирования — экологическое обо­снование хозяйственной деятельности — оценка воздействия проектиру­емых объектов на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспер­тиза выступают мощным превентивным средством решения геоэкологи­ческих проблем. Если в США и странах Западной Европы оценка воздействия получила широкое распространение еще в середине 70-х годов прошлого столетия, то в СССР и России становление и развитие экологической экспертизы шло противоречиво и с больши­ми сложностями. Это, в частности, проявилось в том, что учебная дисциплина «Экологическое проектирование и экспертиза» появилась в учебных планах подготовки студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «География», «Экология», «Приро­допользование» и «Геоэкология» только в конце 90-х годов XX в.

Настоящий учебник написан в соответствии с программой дисцип­лины «Экологическое проектирование и экспертиза», утвержденной Учебно-методическими объединениями по классическому университет­скому образованию, Советами по географии и экологии. Цель курса — заложить у студентов основы знаний по оценке воздействия и экологи­ческому обоснованию хозяйственной и иной деятельности при разра­ботке технических проектов, государственных программ и других доку­ментов в соответствии с действующим законодательством; дать пред­ставление о процедуре и различных типах экологических экспертиз.

 

 

Важнейшие задачи курса:

  • развить у студентов экологическое мышление при решении проектных задач с различными видами экологического проек­тирования;
  • дать представление о целях проведения ОВОС хозяйственной и иной деятельности; научить методам ОВОС;
  • ознакомить с типами и видами воздействия хозяйственной де­ятельности на окружающую среду;
  • осветить нормативно-правовую базу геоэкологического про­ектирования и экспертизы;
  • дать представление о принципах и системах оценок и норми­рования состояния ландшафтов и их компонентов;
  • ознакомить с содержанием разделов ОВОС (состав материалов и документов, представляемых на государственную экологи­ческую экспертизу;
  • ознакомить с регламентом, процедурой проведения и итоговы­ми документами государственной экологической экспертизы.

В качестве теоретической основы курса выступают фундаменталь­ные естественнонаучные, общепрофессиональные и социально-экономические дисциплины. Курс носит интегрально-прикладной характер.

В структуре учебника отражены нормативно-правовая база проек­тирования (составления ОВОС) и экспертизы, и физико-географичес­кая сущность влияния различных объектов хозяйственной деятельности на природную среду. При характеристике экспертизы конкретных про­ектов авторы исходили из собственного опыта участия в них. Норматив­ная и правовая основы экологического проектирования и экспертизы, практические работы и деловые игры приведены в учебном пособии А. В. Дончевой, вышедшем в 2002 г.

Главы 1, 11, 12, 13, 17 и заключение написаны К. Н.Дьяконовым. Главы 6, 7, 8, 9, 10, 15 написаны А. В. Дончевой. Главы 2, 3, 4 и 16 выполнены совместно. Глава 5 написана М. Ю. Пузаченко, а 14 — А. Н. Ивановым.

Учитывая, что стаж преподавания дисциплины в университетах России насчитывает менее 10 лет и читателю предложен первый учеб­ник, авторы с заинтересованным пониманием и вниманием отнесутся ко всем конструктивным замечаниям и предложениям, вытекающим как из содержания учебника, так и из практики преподавания дисцип­лины и из научно-исследовательской работы в области ОВОС.

Авторы выражают искреннюю благодарность члену-корреспонден­ту РАН, профессору Н. С. Касимову за поддержку в публикации учебни­ка, профессорам С. Г. Покровскому и Н. А. Ясаманову за ценные замеча­ния по содержанию рукописи.

Выражаем признательность инженерам кафедры физической гео­графии и ландшафтоведения А. В. Марковской и Т. И. Харитоновой за помощь в подготовке рукописи.

 

Часть I

МЕТОДЫ, МЕТОДОЛОГИЯ, ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Глава 1. Основные понятия, предмет и история

Глава 2. Объекты экологического проектирования и экспертизы

Глава 3. Методологические положения и принципы экологического проектирования

Глава 4. Оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду

Глава 5. Использование ГИС при проведении ОВОС

Глава 6. Инженерно-экологические изыскания при экологическом проектировании

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ

 

Базовые понятия

Во второй половине XX в. развитие земной цивилизации достигло такого уровня, когда для решения глобальных и региональных эколо­гических проблем, для устойчивого развития и сохранения био- и ландшафтного разнообразия на нашей планете понадобилась разра­ботка принципиально новых подходов и формирование государствен­ного и международного статуса экологической экспертизы, а следо­вательно, и экологического проектирования. Это связано с категори­ей ограничения,на что человечество вынуждено идти сознательно, правда с разными темпами, убежденностью и пониманием у разных этносов, поскольку главное — это нравственная сущность ограниче­ния,за которой следуют экономическая и культурная.

· Проектирование(от лат. projectus, буквально — брошенный впе­ред) — процесс создания проекта: прототипа, прообраза, модели предполагаемого или возможного объекта, материала, схемы охраны природы и т.д. Многообразие видов хозяйственной и иной деятельно­сти человека рождает многообразие видов проектирования. Традици­онные виды проектирования — архитектурно-строительное, маши­ностроительное, гидротехническое. Сравнительно новый вид — при­родоохранное проектирование.

Термин проектимеет значение не только как создание модели предполагаемого объекта. Другое его значение — предварительный текст какого-либо документа, плана, замысла. Общеприняты понятия как проект решения ученого совета, учебного плана или проект плана дипломной работы и т.д.

· Экологическое проектирование,а точнее экологическая состав­ляющая проектирования, в широком значении — прогноз и оценка воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) любого про­екта хозяйственной и иной деятельности человека, которая потенци­ально может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Спектр объектов проектирования чрезвычайно широк. Это — технологии производств, новые материалы, генеральные планы развития свободных экономических зон, проекты гидроэлектростанций, трасс нефте- и газопроводов и т.д.

· Экологическое проектированиев узком значении термина — процесс обоснования и оценка воздействия на окружающую природ­ную среду объектов, либо специально предназначенных для измене­ния неблагоприятных свойств среды обитания человека (природных и антропогенных ландшафтов), либо объектов, имеющих прямое приро­доохранное значение. Примерами первых выступают проекты полиго­нов захоронения твердых бытовых и промышленных отходов, устройств депонирования осадков сточных вод и т.д. Примерами вторых — проек­ты создания заповедников, национальных парков, заказников.

· Геоэкологическое проектирование— особый вид (но широко распространенный) экологического. Проектирование различных гео­технических систем— объектов физико-географической размерности в рамках ландшафтной сферы Земли составляет сущность геоэкологического проектирования. В настоящее время целесообразнее говорить о геоэкологических принципах проектирования, о которых речь пой­дет ниже.

       Итак, экологическое обоснование проекта— этап проектирова­ния, в ходе которого на основе экспериментальных и прогнозных построений доказывается, что неблагоприятные экологические по­следствия при реализации проектов не превысят существующих эко­логических норм или что проект соответствует экологическим требо­ваниям, узаконенным в нормативных государственных документах.

· Экологическая экспертиза— установление соответствия наме­чаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требова­ниям и определение допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий ее на окружающую природную среду и связанных с ней социальных, экономических и других последствий реализации объекта экологичес­кой экспертизы. Это вид научно-практической, оценочной деятель­ности специалистов государственных органов, ведомств, а также об­щественности для обоснования принимаемых решений при формиро­вании и реализации природоохранной и экологической политики, связанной с различными видами хозяйственной и иной деятельности человека.

· Геоэкологическая экспертиза— вид научно-практической дея­тельности, направленной на междисциплинарную (комплексную) оценку целостного процесса развития конкретной региональной и ло­кальной природно-хозяйственной системы с целью нахождения ме­ханизма коадаптивного совмещения хозяйственной подсистемы с при­родной. Объектом экспертизы выступают территориальные единицы

географической размерности, в чем заключается одно из главных ее отличий от экологической.

· Географическая экспертиза— научное направление, специали­зирующееся на проверке объективности отражения закономерностей развития интегральных систем типа «население—хозяйство—приро­да», включая вопросы рационального использования пространствен­ных сочетаний ресурсов и охраны окружающей среды в тех или иных проектных решениях. Географическая экспертиза — завершающее звено в оценке региональных прогнозов, отражающих перспективы регио­нальной политики. Стратегический характер региональной политики должен обеспечивать сохранение (лучше преумножение) природно-ресурсного, социально-экономического и гуманитарного потенциала государства.

Главная цель экспертизы— установить на заданные сроки соот­ветствие ТЭО, проектов, схем размещения производительных сил, новых технологий и т.д. нормативным требованиям состояния и охра­ны природной среды. Другими словами, цель экологической эксперти­зы — предупреждение возможных негативных последствий от планируе­мой деятельности человека на среду его обитания и на природную среду (ландшафты) в целом.

           Проектирование тесно связано с экспертизой. Проектирование ба­зируется на федеральных строительных нормах и правилах (СНиПах), на ведомственных методических разработках и рекомендациях, отра­жающих геоэкологические принципы проектирования. В основе экс­пертизы прежде всего лежат Федеральные законы «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. и «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., а также федеральные и региональные нормативные документы о регламенте проведения экспертиз, о критериях состоя­ний (нормирования) компонентов природной среды и ландшафта в целом.

· Экологический аудит— независимая комплексная документи­рованная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной дея­тельности требований, нормативов и международных стандартов в об­ласти охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций по улуч­шению такой деятельности.

· Геоэкологические принципы проектирования —это указания и рекомендации, ориентирующие проектные организации на действия, призванные обеспечить наиболее рациональное использование при­родных ресурсов, оптимальное средообразование и сохранение среды обитания человека. Поэтому суперпринцип экологического проектиро­вания и экспертизы— соблюдение соответствия геоэкологических принципов и норм проектирования современным требованиям (нор­мам) состояния природной среды, которые выступают главными кри­териями оценки проекта.

· Природный географический ландшафт— относительно одно­родная территория, региональная геосистема, сформировавшаяся на единой морфоструктуре в условиях одного местного климата и режи­ма увлажнения, характеризующаяся однотипными сочетаниями почв и биоценозов, следовательно, это геосистема периодически повторя­ющихся сочетаний генетически и функционально взаимосвязанных более мелких природно-территориальных комплексов.

· Природно-антропогенный ландшафт —ландшафт, измененный человеком, частично управляемый.

· Антропогенный ландшафт— полностью измененный человеком ландшафт.

· Оценка— действие, устанавливающее цену.

· Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) —основ­ная часть в составе проектной документации, состоящая из: а) прог­ноза влияния проектируемого объекта на природную среду (совре­менные ландшафты территории и его компоненты); б) экологичес­кой, экономической и социальной оценок возможных изменений и последствий. ОВОС включает в себя анализ альтернатив проекта, т.е. способов достижения поставленной цели другим путем, вплоть до пол­ного отказа от нее(как это было с проектом межбассейнового пере­распределения стока северных рек европейской части России и За­падной Сибири на юг). Главная цель ОВОС не оценка как таковая, хотя очень важно качество оценки, а принятие решения директивны­ми органами на основе этой оценки.

· Норма(от лат. поrта — руководящее начало, правило, образец) — узаконенное установление, признанный обязательный порядок, установленная мера, средняя величина. Нормирование в области ох­раны окружающей среды заключается в установлении нормативов ее качества, нормативов допустимого воздействия на ОС при осуществ­лении хозяйственной и иной деятельности, государственных стандар­тов в области охраны окружающей среды. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую природную среду хозяйствен­ной деятельности устанавливаются следующие нормативы: предельно допустимые выбросы (ПДВ) и сбросы вещества (ПДС), предельно допустимые нормы концентрации веществ (ПДК), нормативы обра­зования отходов производства и потребления и лимиты на их разме­щение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шумов, вибрации, ионизирующего излучения и т.д.).

Норма в географии ассоциируется с понятиями тип леса, тип ра­стительности, тип почвы, тип и вид ландшафта. Норма всегда связана с определенным, наиболее вероятным состоянием объекта. Норма должна задаваться входными и выходными структурными и функцио­нальными характеристиками геосистем. Оценка нормальности состо-

яния реального ландшафта может задаваться как минимум по пяти классам, соответствующим формам использования территории, о чем речь пойдет ниже. Нормативы допустимого воздействия устанавлива­ются с учетом региональных особенностей ландшафтов.

· Устойчивость ландшафта, геосистем— способность поддержи­вать значение структурных и функциональных характеристик в преде­лах, не превышающих критических величин, в пределах нормы со­стояния при внешних воздействиях.

· Восстанавливаемость геосистем— способность геосистем воз­вращаться в исходное состояние после внешнего воздействия. Время восстановления рассматривается некоторыми географами как мера ус­тойчивости, что противоречит здравому смыслу.

· Географический прогноз— предвидение состояния географи­ческих объектов в фиксированный момент будущего.

· Геотехническая система— образование физико-географичес­кой размерности, у которой природные (как специально созданные человеком, так и естественные, но непреднамеренно измененные в процессе действия техники) и технические части настолько тесно вза­имосвязаны, что функционируют в составе единого целого. Техноло­гия производства предопределяет их целостность, которая достигает­ся вещественно-энергетическими и информационными потоками (свя­зями). Наиболее яркими примерами выступают оросительные и осушительные системы, гидроэлектростанции (ГЭС) на реках. Дли­тельность и устойчивость функционирования ГТС зависят от возмож­ностей управления и контроля.

Более широкое (и менее конструктивное) понятие природно-тех-ническая система— сочетание техники и природы или природных и технических подсистем. Примеры природно-технических систем: го­род, парник, подводная лодка, космический корабль, инкубатор.

· Природно-хозяйственные системы— территориальная взаимо­связанная совокупность природных ресурсов, производительных сил, производственных отношений и соответствующих организационно-экономических форм и учреждений. В основе ПХС лежат разнообраз­ные виды деятельности населения — промышленная, сельско-, лесо-, водохозяйственная, рекреационная, селитебная и т.д.

· Экологический риск— вероятность возникновения неблагопри­ятных для человека и природной среды последствий после осуществ­ления хозяйственной деятельности.

· Экологические геоинформационные системы (ЭГИС) —автома­тизированные аппаратно-профаммные системы, осуществляющие сбор, хранение, обработку, преобразование, отображение и распростране­ние территориально координированных данных. Основная функция

ЭГИС — информационно-картофафическое обеспечение управленчес­ких решений. Основу ЭГИС составляют базы цифровых экологических данных и автоматические картографические системы с подсистемами ввода, логико-математической обработки и вывода данных.

 

Из истории становления и развития экологического проектирования и экспертизы

 

Первые гидротехнические сооружения были созданы в Древнем Египте более 3 тыс. лет до н.э. При фараоне Менесе была сооружена плотина Кошиш длиной 450 и высотой 15 м. Было необходимо изменить русло Нила, поскольку рядом строилась столица г. Мемфис. Примерно в 2800-2500 гг. до н.э. в 30 км южнее Каира была возведена плотина Садд-Кафара на р. Вади-Гарави высотой 12 и длиной 108 м, которая вскоре после строительства была размыта из-за отсутствия водослива. Эти фак­ты подтверждают, что элементы проектирования уходят вглубь тысяче­летий. И думается, градостроительству и гидротехническим сооружени­ям принадлежит пальма первенства в проектировании.

Примером последнего в Средневековье выступало создание польдеров в Нидерландах, которые десять столетий назад стали ос­новным способом приращения суши. Польдеры характеризовались двумя признаками: находились ниже высокого уровня моря (прили­вов или нагонов) и имели офадительные дамбы на приморских рав­нинах. Безусловно, создание польдеров имело экологическую состав­ляющую проектирования.

Массовое строительство железных дорог в мире не могло обойтись без инженерно-геологических изысканий, что наполняло проектиро­вание, в том числе экологическое, новым содержанием. Первый опыт рекультивации нарушенных промышленностью ландшафтов относит­ся к середине XIX в. (Германия). Этот вид проектирования также мо­жет рассматриваться как экологический с позиций сегодняшнего дня. В начале XX в. в Англии, США, Канаде, ФРГ, Польше, Чехии и других странах получила широкое развитие лесная рекультивация — озеленение терриконов угольных шахт и карьеров по добыче строи­тельных материалов. Огромным естественным полигоном по разработ­ке теоретических и практических вопросов рекультивации стали Рур­ский и Рейнский угольные бассейны. Тем самым совершенствовалось экологическое проектирование и ландшафтное планирование.

В России в 1875 г. В. В. Докучаев в статье «По вопросу об осушении болот вообще и в частности об осушении Полесья» поставил пробле­му изучения физико-географических (экологических) последствий водных мелиорации.

В Советском Союзе экологическая составляющая проектирования обозначилась после принятия VIII съездом Советов плана ГОЭЛРО. В числе первых началось проектирование Волховской ГЭС. В 1921 г. была поставлена задача определения оптимальной высоты плотины ГЭС, при которой не произошло бы падения продуктивности лугов. Руководил исследованиями академик Л. И. Прасолов. В 30-е годы были осуществлены комплексные почвенно-ботанические исследования в зоне влияния проектируемых Рыбинского и Камского водохранилищ (Е. А. Айсберг, А. А. Роде, А. А. Лютин). Однако до подлинной комплекс­ности было далеко. В 40-50-е годы в проектах гидротехнического стро­ительства основное внимание уделялось прогнозу гидрологического режима реки, гидрогеологическому прогнозу (подпору и фильтрации вод) и переработке берегов.

В начале 50-х годов XX в. был принят сталинский план преобразова­ния природы, нацеленный на изменение неблагоприятных свойств при­родных условий прежде всего европейской части страны. В его основе лежала идея проведения фито- и гидромелиорации с целью повышения уровня сельскохозяйственной продуктивности земель. Экологически (физико-географически) план в научном отношении не был обеспечен. Не случайно поэтому книга Д. Л. Арманда «Физико-географические ос­новы проектирования сети полезащитных лесных полос» появилась толь­ко в 1961 г., когда «План» уже вышел из политической моды.

Новый импульс экологическому проектированию был дан в начале 60-х годов XX в., в связи проектами территориального перераспределе­ния стока северных рек на юг и создания Нижнеобской ГЭС. В Инсти­туте географии АН СССР по инициативе И. П. Герасимова и С. Л. Вендрова были поставлены комплексные исследования по оценке воздей­ствия крупных равнинных водохранилищ на ландшафты окружающей территории и по разработке методов прогнозирования проектируемых водохранилищ ГЭС. Несколько позже были проведены исследования по влиянию Каракумского канала на прилегающую территорию и др. Хотя в те годы ОВОСы не имели государственного статуса, многие работы выполнялись в содружестве с проектными организациями на хоздого­ворных началах (с институтами «Гидропроект», «Союзгипроводхоз», «Союзгипролесхоз», «Энергосетьпроект» и др.), а результаты исследо­ваний географов включались в отдельные тома проектов.

Наиболее результативными оказались вопросы географического и экологического обоснования создания гидротехнических систем на равнинных реках и мелиоративных систем, теплоэнергетики и цвет­ной металлургии. Данные проблемы освещены в работах С. Л. Вендрова и К. Н. Дьяконова «Водохранилища и окружающая природная среда» (1976), А. В. Дончевой «Ландшафт в зоне воздействия промышленнос­ти» (1978), «Природа Срединного региона (в связи с проблемой пере­распределения речного стока)» (1980), Б. С. Маслова и И. В. Минаева «Мелиорация и охрана природы» (1985).

В явном виде экологическое проектирование было представлено в проектах рекультивации земель. В 70-е годы появились первые обоб­щающие работы по рекультивации ландшафтов в СССР, тогда же вышли правительственные и государственные документы, регламен­тирующие проектирование и осуществление рекультивации.

В СССР первым юридически оформленным шагом к экологичес­кой экспертизе стало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 декабря 1978 г., в котором было рекомендовано внедрение в практику народно-хозяйственного планирования территориальных комплексных схем охраны природы (ТерКСОП).

К сожалению, ТерКСОПы в условиях жесткой плановой системы и монополии министерств не стали эффективным инструментом эко­логического проектирования и экспертизы.

Советская система принятия решений позволяла осуществлять контроль за проектами на стадии планирования. Контроль за принятием решений на проектных стадиях осуществлялся с помощью ведомствен­ных экспертиз, проверявших более 50 видов проектной и предпроектной документации принятым нормам и правилам, без положительного заключения которых деятельность формально не могла начинаться. Но систематического, комплексного и открытого рассмотрения последствий планируемой хозяйственной деятельности для окружающей среды и здоровья населения не проводилось. В 1985 г. Госстроем СССР были при­няты строительные нормы и правила (СНиП), по которым впервые от проектировщиков требовалась оценка состояния окружающей среды и экосистем в регионе предполагаемого строительства, а также прогноз воздействия на них со стороны проекта. Поэтому 1985 г. часто приводят как год рождения ОВОС в нашей стране. В 1987 г. были опубликованы рекомендации, в которых указывалось, что «процесс государственно-монополистического регулирования, принятый в развитых странах и называемый ЕIА», является эффективным инструментом решения эко­логических проблем и что аналог термина ЕIА — понятие «экологичес­кая экспертиза». Практически ЕIА отождествлялась с экологической эк­спертизой, которая в дальнейшем, с появлением законов «Об экологи­ческой экспертизе» (1995) и об «Охране окружающей природной среды» (1991), была законодательно закреплена как государственная.

Вместе с термином «экологическая экспертиза» в конце 1980-х го­дов в употребление вошел термин ОВОС (дословный перевод терми­на ЕIА). ОВОС должен был стать частью, т.е. стадией подготовки ма­териалов к экологической экспертизе. Параллельно предпринимались попытки создать отдельную законодательную базу ОВОС. В 1994 г. было разработано «Положение об оценке воздействия на окружающую сре­ду в Российской Федерации», в котором были определены участники ОВОС, их обязанности, области применения, сформулированы тре­бования к деятельности по оценке воздействия на окружающую сре­ду, обсуждался механизм участия общественности в ОВОС и принятия решений по проектам. Госкомэкологией России был обозначен перечень видов хозяйственной деятельности и объектов, при проек­тировании которых оценка воздействия была обязательна.

Методологические, методические проблемы и конкретный практи­ческий опыт этого периода обобщены и отражены в коллективных ра­ботах «Природа, техника, геотехнические системы» (1978), «Географи­ческое обоснование экологических экспертиз» (1995), «Геоэкологичес­кие принципы проектирования природно-технических геосистем» (1987), «Основы эколого-геогеографической экспертизы» (1992), «Ландшафт­ная индикация загрязнения природной среды» (1992). Сущность подхо­да географов Московского университета заключалась в том, что содер­жательная сторона экспертизы — это оценка оценки воздействия на природные и антропогенные ландшафты по различным критериям, а не юридические и процедурные вопросы, которые привлекают внима­ние большинства авторов пособий по ОВОСам и экспертизе.

На рубеже веков вышло в свет несколько фундаментальных учеб­ных пособий, посвященных экологической составляющей проекти­рования и экспертизы. Отметим энциклопедическое по своей сущно­сти учебное пособие, выполненное в Международном независимом эколого-политологическом университете под ред. В. И. Данилова-Данильяна «Экология, охрана природы и экологическая безопасность» (1997); вышедшее в том же университете пособие И. И. Букс и С. А. Фо­мина «Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружаю­щую среду (ОВОС)» (1999); учебное руководство Н. Ли «Экологичес­кая экспертиза» (1995); пособие для практиков Ю. Л. Максименко и И. Д. Горкиной «Оценка воздействия на окружающую среду»; моно­графию «Введение в геоэкологическую экспертизу» (1999), две взаи­модополняющие монографии С. М. Говорушко «Влияние хозяйствен­ной деятельности на окружающую среду» (1999) и «Влияние природ­ных процессов на человеческую деятельность» (1999). Для составления ОВОСов несомненно полезны учебные пособия С. П. Горшкова «Кон­цептуальные основы геоэкологии» (1998); А. Г. Емельянова, О. А. Ти­хомирова «Основы региональной геоэкологии» (2000); монографии В. И. Кружалина «Экологическая геоморфология суши» (2001); С. М. Малхазовой «Медико-географический анализ территорий: кар­тографирование, оценка, прогноз» (2001).

История становления ОВОС за рубежом.Возникновение ОВОС как стадии экологического проектирования правомерно отнести к 1970 г., когда в США был принят Акт о Национальной политике по охране окружающей среды — National Environmental Policy Act (NEPA). В нем рекомендовалось «учитывать при принятии крупных решений экологические последствия планируемой деятельности». Поэтому при­нятию решений, способных повлечь «значительные экологические последствия», должно предшествовать составление специальной «Дек­ларации об экологических последствиях» (Environmental Impact Statement – EIS).

В NEPA были заложены и методологические посылки «Оценок воздействия»: «использовать систематический, междисцип­линарный подход, при котором обеспечивается интеграция естествен­ных и общественных наук, при проектировании среды обитания, при планировании и принятии решений».

Становлению методологии ОВОС способствовали суды США, в которые обращались общественные и государственные организации и просто граждане США в связи с несоблюдениями NЕРА, это способ­ствовало формированию процесса Environmental Impact Assessment (EIA). Были сформулированы основные требования к процессу EIA:

  • всесторонние исследования и выявления ожидаемых экологи­ческих последствий альтернатив предлагаемой деятельности;
  • возможность использовать EIS при принятии решений по про­екту;
  • доступность EIS для замечаний заинтересованных сторон, в том числе населения.

Опыту США последовал ряд европейских стран. С начала 80-х го­дов началась работа над общеевропейским законом об Е1А, который был оформлен в виде Директивы Европейского сообщества от 3 июля 1985 г. Она потребовала от национальных правительств модификации природоохранных законодательств, направленных на включение про­цедуры Environmental Assessment (ЕА) в процесс принятия решений по определенным типам проектов, и обозначение перечня проектов, для которых оценка воздействия на окружающую среду была обязательна. К 1988 г. страны единой Европы изменили соответствующим образом свое законодательство. Новые страны, вступающие в ЕС (например, Австрия), должны были в срочном порядке включить процесс ЕА в свои системы принятия решений, а Польша, Чехия, Венгрия, При­балтика в настоящее время приводят свои законодательные системы в соответствие с требованиями Директивы.

В 1991 г. на конференции в Эспо (Финляндия), проводимой под эгидой Экономического Совета по делам Европы ООН, 30 стран под­писали Конвенцию о проведении EIA проектов, могущих иметь зна­чительные трансграничные экологические последствия. Согласно Кон­венции о Трансграничной ОВОС материалы по оценке воздействия таких проектов должны быть полностью доступны соседней стране. СССР тоже поставил подпись под этим соглашением, а в 1994 г. рос­сийский парламент его ратифицировал.

Значительная роль в развитии и становлении ОВОСов принадле­жит научному комитету по проблемам окружающей среды (СКОПЕ), который был организован Международным советом научных союзов в 1969 г. Итоги деятельности СКОПЕ отражены в сводке 1979 г. (Environmental Impact Assessment, Principles and Procedures // Вторжение в природную среду. Оценка воздействия. М., 1983).

 

ОБЪЕКТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ПРОЕКТИРОВАНИЯ

И ЭКСПЕРТИЗЫ

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 389.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...