Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мотивы личности к спортивной деятельности




КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

 

 

Развитие личности ребенка в условиях детско-юношеской спортивной школы

Исполнитель: студент 23 гр. ОФО   ______________ Истомин В.А.   подпись, дата
Научный руководитель: к.п.н., доцент   _____________ Данилова А.В.   подпись, дата

 

 

Оценка: _______________

 

г. Чайковский, 2018 г.


СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Процесс развития личности 4
1.1. 4
1.2. 7
1.3. 10
ГЛАВА II. Содержание деятельности детско-юношеской спортивной школы 14
2.1. 14
2.2 18
2.3. 21
ГЛАВА III. Психолого-педагогические особенности детей (12-15лет) 25
3.1. Особенности поведения 25
3.2. Особенности подростков в тренировочно-спортивном процессе дзюдо 28
3.3. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 33

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.Долгие годы психологическая наука не участвовала в различных сторонах общественной жизни страны и не оказывала на них влияние. За последние годы наблюдается прогресс в области психологического обеспечения различных сторон жизни общества. Современные психологические знания применяются во многих сферах общественной жизни- в бизнесе, политике, системе образования подрастающего поколения. Вместе с тем за последние десятилетия психология все более находит применение в сфере физической культуры и спорта. Психологи оказывают практическую помощь как отдельным спортсменам, так и спортивным командам, помогая им в адаптации к тренировочным нагрузкам, в создании социально- психологического климата в команде, настраивая их на реальную победу в сложных изменяющихся условиях спортивных соревнований. Все большее количество специализированных психологов оказывают реальную помощь занимающимся спортом и физической культурой.

В школах все активнее применяются новые технологии учебно- воспитательной работы, но одновременно усложняются программы, увеличивается учебная нагрузка. Ныне действующая система физического воспитания в школе в основном построена на основе традиционного образования, где личность воспринимается через призму определенных параметров и выступает как средство достижения этих функций.

Цель:теоретически обосновать развитие личности ребёнка в условиях Детско-юношеской спортивной школы.

Задачи:

1.Изучить процесс развития личности.

2.Проанализировать содержание деятельности детско-юношеской спортивной школы.

3.Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей 12-15 лет.

Объект:развитие личности ребенка.

Предмет:содержание деятельности детско-юношеской спортивной школы.

Контингент: дети 12-15 лет.


 


ГЛАВА I. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Понятие «личность»

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.[https://ru.wikipedia.org]

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и методов, характеризующих человека как члена общества.[http://cito-web.yspu.org]

Личность - это система социально значимых качеств индивида, характеризующих его как субъекта социальных отношений.[http://www.zavtrasessiya.com]

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» – социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильного вклада с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием. Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, – с другой. Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению.

[ http://psylist.net/hpor/ped010.htm]

 

Мотивы личности к спортивной деятельности

Личность - конкретный человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, обладатель системного качества, определяемого включенностью в эти отношения и формируемого в деятельности и общении.

Занятия спортом служат причиной изменений личности человека. В свою очередь, от формирования и развития целого ряда свойств личности зависит успешность спортивной деятельности. Разумеется, это не означает, что свойства личности могут быть сформированы только в спорте, однако спортивная деятельность представляет широкое поле для воспитания самых разнообразных сторон личности.

Анализ деятельности личности неразрывно связан с анализом мотивов её деятельности. Мотивы отражают потребности человека, обладают потребностной силой. Поэтому, занимаясь в одной и той же группе, по одной и той же программе, спортсмены могут иметь весьма различные мотивы.

Как правило, процесс воспитания и самовоспитания протекает в неразрывной связи с повышением спортивного мастерства и динамикой отношений в спортивной команде, сохраняется зависимость от успеха или неудач соревновательной деятельности. Эти предпосылки формирования и развития личности предопределяют следующие типы мотивов спортивной деятельности:

· мотивы начальной стадии спортивной деятельности- характеризуются динамикой включения человека в новый двигательный режим, адаптацией к физическим нагрузкам и специфике отношений в спортивной группе. В основе мотивов чаще всего лежит социально значимый опыт, привлекающий спортсмена возможностью проявления физической активности, коррекции физических недостатков, общения с группой сверстников, преодоления психических недостатков, познания своих возможностей, освоения «модного» вида спорта. Как правило, эти мотивы весьма динамичны, могут сменять друг друга, образовывать нестойкие взаимосвязи, преобразовываться под воздействием тренера, партнеров по команде. Характерной особенностью мотивации этого периода является незначительная осознанность потребностей, лежащих в основе этих мотивов, большое разнообразие способов их удовлетворения, нестойкостьнайденных способов достижения желаемого, а также готовность к их быстрому изменению по принципу «любого на любой». В конечном счете мотивы этой стадии являются поисковыми: определяется приемлемость занятий спортом для данного человека, их полезность для него;

· мотивы стадии специализации формируются и развиваются под знаком расширения отношений личности к команде, тренеру, самому себе, конкретному виду спорта. В данном случае велика роль психологического климата команды, коммуникативных способностей спортсмена и тренера, возможности проявить себя, занять достойное место в команде, ощутить реальную перспективу материального благополучия, преимуществ и привилегий на основе занятий спортом. В результате этого возникают сложные комплексы мотивов, которые определяют коллективистскую или индивидуалистскую ориентацию личности. Различие этих ориентаций состоит в том, какие мотивы- коммуникативные или личные- преобладают, доминируют у данного спортсмена, являются ведущими, а какие играют второстепенную, подчиненную роль;

Мотивы высшего спортивного мастерства подчинены главному изних- достижению успеха в спорте. Не следует забывать о том, что к этому времени спортсмен, благодаря многолетней тренировке и участию в соревнованиях, испытывает потребность в больших физических нагрузках, он привык к значительным психическим нагрузкам, к победам, к состоянию высокой напряжённости психики, ему необходимо острое соперничество, в том числе и с самим собой. В самых различных видах спорта за многовековую историю его развития сложились определенные объективные критерии, которыми человечество измеряет уровень достижений спортсменов (рекорды, титулы, рейтинги). Благодаря им в большом спорте спортсмен получает оценку собственной значительности, личного вклада в престиж государства, нации, науки, искусства, участвует в решении общественно значимых задач. Это делает любое, даже очень индивидуалистически ориентированное спортивное достижение социально значимым. Благодаря средствам массовой коммуникации сторонниками или противниками высоких спортивных достижений становятся миллионы людей, а мотивы этих достижений приобретают четкую социальную окраску. Высокие спортивные достижения в целом ряде видов спорта имеют конкретное, весьма значительное материальное выражение в призовом фонде и других привилегиях. Это обстоятельство обостряет спортивную борьбу и соответственно влияет на мотивы личности в спорте, и не только на этапе высшего спортивного мастерства.

В спорте невозможно избежать часто повторяющихся ситуаций с высокой психической напряжённостью. Далеко не всегда эти ситуации разрешаются успешно. Иногда спортсмена подстригает серия неудач, и у него возникают сомнения в успехе. При частом повторении таких ситуаций у спортсмена формируется мотивация избегания неудач, которая проявляется в неуверенности, оборонительном характере поведения, снижаются честолюбие и активность в освоении атакующих средств.

Спортсмены, сохранившие мотивацию достижения успеха, более активны, обладают меньшей тревожностью, уверенностью в своих силах, готовностью к мобилизации сил для победы. Попытки тренера и партнёров по команде повлиять на тип мотивации, как правило, приводят к ухудшению результативности. Практика психологического обеспечения команд показывает, что у спортсменов высокого класса примерно поровну распределена типология мотивов достижения успеха и избегания неудач, однако спортсмены с доминированием мотивации достижения успеха чаще оказываются с победителями крупных соревнований.

Субъект двигательной деятельности – это человек со всеми особенностями его личности. В спортивной деятельности он заранее готов к преодолению максимальных трудностей, без чего немыслим высокий спортивный результат. Субъект двигательной деятельности в области физической культуры – человек, основная цель которого поучить удовлетворение от физических действий, движений как таковых.

По систематизации А. Г. Ковалёва выделяются среди компонентов структуры личности спортсмена направленность, темперамент и характер,способности и саморегуляцию.

В спортивной деятельности особенности личности сопряжены с выбором стратегии их реализации: стратегией индивидуализации и стратегией избавления от недостатков. Стратегия индивидуализации предполагает всесторонний учёт индивидуальных особенностей личности, формирование индивидуального стиля деятельности, в которых не просто учитывается весь комплекс свойств психики спортсмена, но и нарабатываются приёмы деятельности, в которых наиболее выгодным способом реализованы конкретные особенности, причем эти особенности ценятся самим спортсменом.

Стратегия избавления от недостатков и опоры на сильные стороны психики не менее известна и приемлема для спорта. Она базируется на пластичности свойств нервной системы, которые, как известно, пластичны до определённой степен. Тем не менее диапазон пластичности существует и вполне возможно, что спортсмен со слабой нервной системой или несмелый со временем станет более смелым и научится действовать в стандартных спортивных ситуациях подобно человеку с сильной нервной системой.

То же самое можно сказать о характере и способностях. Можно подобрать подходящие для спортсмена вид спорта, амплуа, выбрать индивидуальный стиль деятельности, а можно пойти по пути искоренения недостатков, воспитания желательных для спорта особенностей личности, преодолевая естественное «сопротивление» его природной психической организации. В соответствии с идеями самореализации личности задачами тренера и самого спортсмена являются обеспечение максимальной реализуемости задатков и одаренности в соответствующем виде деятельности, нахождение своего места в спорте, применение своих сил, особенностей и возможностей. Если этого не происходит, то у спортсмена со временем образуется личностный синдром, который не всегда способствует успешному решению соревновательных задач, нередко приводит к неоправданной тревожности, высокой вероятности срыва, скованности в поведении, недовольству собой.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...