Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Первая – это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая – частного, преимущественно организационного характера.




Главная сложность при анализе нашей экономической политики связана с тем, что изначально не была четко определена концепция развития рыночных отношений. Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер.

Отсутствие четкого понимания этих двух тенденций и ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в Казахстане становление рыночных отношений пошло по второму варианту. Когда сравнивают регулируемый рынок и стихийный, то имеют в виду, прежде всего нравственную, этическую сторону. Но этого мало, каждый из них имеет свою экономическую основу. Особенностью стихийного рынка является функционирование главным образом в сфере обращения, а не в сфере материального производства. Данному типу рынка присуще то, что большие доходы имеет лишь незначительная часть населения, тогда как большинство населения – низкую покупательную способность. Одной из причин того, что в Казахстане формируется именно деформированный тип рынка, следует считать некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное перенесение его в отечественную практику. Опыт западных стран свидетельствует, что одной из целей введения «шоковой терапии» является потребность вскрыть узкие места, сдерживающие развитие экономики, куда незамедлительно устремляется предприниматель. Налаживая соответствующие производства (нередко при государственной поддержке), предпринимательская сфера «расшивает тромбы» в экономике и в короткие сроки выводит ее из кризиса. Особенностью регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства. Из этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства - снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка. Большинство населения в Казахстане составляют третий класс – с малым покупательским спросом, который и определяет уровень потребностей, на которые должно ориентироваться и работать производство. Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства является сужение внутреннего потребительского рынка. Это обусловливается приобретающим все более ощутимый характер процессом сокращения общей платежеспособности населения. С другой стороны, в силу постоянного роста цен увеличивается доля расходов на приобретение продовольственных товаров, сокращается спрос на промышленные товары. Усугубляет тенденцию сокращения расходов на непродовольственные товары постоянное удорожание жилищных и коммунальных услуг.

Третья причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство, связана с существующей системой налогообложения. Согласно опросу, проведенному обще казахстанским центром изучения общественного мнения, 86,2% руководителей предприятий в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенство налогов и их высокий уровень. Налоговая политика государства по отношению к малому предпринимательству в большей степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Она обеспечивает интерес заниматься любым видом деятельности, только не предпринимательской. Главные ее недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком уровне налогов. Они не стимулируют рост производства, что в условиях его падения является необходимым. Во-вторых, сама налоговая система нестабильна, часто меняется. К тому же ряд налоговых законов не носят прямого действия, а дополняются множеством подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих цель самих законов. В-третьих, множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры. По этим причинам производством конкретных товаров заниматься стало невыгодно. Вполне очевидно, что пока в стране будут существовать источники обогащения вне сферы производства, дающие огромные прибыли на вложенный капитал, инвестиций в отечественное производство не будет. Таким образом, подорвана значимость труда, который признается единственным источником богатством. Совершенно очевидно, что в современных условиях переходного состояния общества и переходной экономики в Казахстане необходима стройная система мер общественной и государственной поддержки предпринимательства на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических методах познания и управления, связанных, конечно, со значительными затратами на научное, информационно-аналитическое обеспечение программно-проектных разработок. К настоящему времени в стране формально сложилась развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития частных фирм и способствовать экономическому росту, однако результаты данной стратегии далеки от ожидаемых.

Главная проблема заключается в отсутствии тенденций экономического роста в ответ на действия государственных органов, стимулирующих и поддерживающих предпринимательство. Это отмечают многие экономисты. В ходе анализа реализованных и планируемых программ поддержки малого предпринимательства различного уровня выявляются несогласованность заявленных целей и используемых средств, недостаточная четкость идентификационных критериев.

 

Пути решения проблем малого бизнеса в Республике Казахстан

Основные направления преодоления проблем малого бизнеса в РК

выглядят следующим образом:

1) создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;

2) реализация экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;

3) реализация налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;

4) оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;

5) применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;

6) упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности.

7) снижение расходов по социальному страхованию.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Предпринимательство существует везде, где люди по собственной воле (а не по централизованно разработанному плану) производят товары и оказывают услуги.

Знание видов и организационно-правовых форм предпринимательства дает возможность предпринимателям успешно открывать и расширять собственное дело, принимать грамотные экономические и юридические решения. Без этих знаний в Казахстане невозможно построение цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, являются основой экономического развития и процветания страны. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий.

Становление рыночной экономики в Казахстане ведет к увеличению числа граждан, занимающихся предпринимательством. К предпринимательской деятельности готовят в университетах, академиях, институтах, колледжах. Наметившийся в экономической структуре рост представителей предпринимательской деятельности отвечает актуальнейшей задаче ускоренного создания целой армии новых товаропроизводителей. Процесс образования высокорентабельных, динамичных предприятий можно связывать с надеждой на установление подлинных рыночных отношений в нашей экономике.

 

 

Список литературы

 

1. Сайт министерства национальной экономики Республики Казахстан

2. Мамыров Н.К. Экономика Казахстана на пороге ХХI века. - Алматы. Экономика. 1999, 412 с.

3. Лысаковская Е.В. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, № 5, 2006, С. 261 – 266

4. Организация предпринимательской деятельности / Под ред. СИ. Грядова - М.: Колос С, 2003. – 326 с.

5. Закон РК № 131-1 от 06.1997 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства» // Сборник законодательно-правовых актов «Малый и средний бизнес: Законодательство Республики Казахстан. -Алматы. 1999.

6. Малый и средний бизнес: проверки и требования государственных органов. –Алматы: Издательский дом: БИКО, 2006. – 64с.

7. Абчук, В.А. Курс предпринимательства [Текст]/ В.А. Абчук. – Санкт-Петербург: Альфа, 2001.- 544 с.

8. Войтов, А.Г. Экономика. Общий курс [Текст]/А.Г. Войтов. – Москва: ИНФРА, 2004.- 592 с.

9. Зайцев, Н.А. Экономика организации [Текст]/ Н.А. Зайцев. – Москва: Экзамен, 2000. – 768с.

10. Ильичева, М.Ю. Предприниматель без образования юридического лица. Практическое пособие [Текст]/ М.Ю. Ильичева. – Санкт-Петербург: Печатный двор – 2001. – 288с.

11. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса: учебник для вузов [текст, таблица]/ Н.Ю. Круглова. – Москва: РДЛ, 2005. – 560с.

12. Экономика предприятия. Учебное пособие [Текст]/И.П. Хунгуреева, Н.Э. Шабыкова, И.Ю. Унгаева, Н.Н. Пряхина. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2006. - 240c. Курс экономики [Текст]: Учебник/ под. ред. Б.А. Райзберга. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА, 2004. – 672 с.

13.  Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997 года № 135-I
Об индивидуальном предпринимательстве

14. Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года № 220-I
О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью

15. http://www.rustrade.kz/opf_rk.htm  Организационно-правовые формы ведения коммерческой деятельности в Республике Казахстан.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 579.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...