Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 3. Вопросы эффективности и практика применения амнистии и                          помилования




Рассмотрев в предыдущих пунктах различные точки зрения относительно эффективности правового института, мы пришли к выводу, что под эффективностью применения амнистии понимается качественный компонент, определяющий отношение между фактически достигнутым результатом, наступившим после амнистирования и той социальной целью, для достижения которой был принят акт об амнистии.

Эффективность амнистии зависит от следующих обстоятельств:

- социальная необходимость принятия амнистии в конкретный период;

- совершенствование законодательной регламентации норм об амнистии;

- надлежащий уровень реализации правовых норм об амнистии;

- уровень правосознания и правовой культуры субъектов правоприменения, законопослушных граждан, лиц, освобожденных по амнистии, а также тех осужденных, к которым амнистия не применяется.

Для определения целесообразности действия института амнистии и путей повышения эффективности принятия актов об амнистии особое значение имеет изучение социально-демографических признаков амнистированных лиц и установление причин совершения ими новых преступлений. В числе факторов социально-демографической характеристики амнистированных осужденных важное место занимают сведения о возрасте, поле осужденного, семейном положении, наличии детей, образовании, роде занятий до осуждения, наличии заболеваний и т.д. Не меньшую роль играет уголовно-правовая характеристика личности амнистированных. Показателем, позволяющим судить об общественной опасности личности осужденного, является вид и тяжесть совершенного преступления, наличие и количество прежних судимостей, срок наказания, назначенный судом, срок, отбытый в местах лишения свободы.

Критерием эффективности актов об амнистии является уровень рецидива среди амнистированных лиц. Исследования, проведенные диссертантом, показали, что в Ростовской области уровень рецидива среди амнистированных лиц гораздо ниже, чем среди освобожденных по другим основаниям, и составляет 3,6 %. Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии ощутимых отрицательных последствий амнистии.

В целях повышения эффективности актов об амнистии и снижения уровня рецидивной преступности необходимо принятие Федерального закона «О социальной адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы». Кроме того, важно создать специальные - общественные институты (па-тронаты, постпенитенциарная опека, попечительство, общественные фонды и др.), которые будут оказывать помощь амнистированным лицам в успешной ресоциализации.

В настоящее время в Ростовской области функционируют 8 учреждений социальной помощи лицам, нуждающимся в социальной адаптации, которые подведомственны Министерству труда и социального развития Ростовской области.

В целом российское (а ранее советское) общество относилось и относится к амнистиям достаточно настороженно. Отрицательным является и отношение к амнистии многих учёных и политиков. Опасения обычно связываются с возможным освобождением в результате амнистии лиц, которые имеют достаточно стойкие антисоциальные мотивации и склонны к повторному совершению преступлений. С. Н. Сабанин указывает также, что акт амнистии нарушает принцип справедливости уголовного закона, который предусматривает равенство всех категорий граждан, независимо от пола, возраста, национальности и др[6]. Известно высказывание Е. Т. Гайдара: «Когда страна находится в таком положении, гуманизм к преступникам за счет их жертв, по крайней мере, неуместен».

Такое отношение не в последнюю очередь связано с рядом неудачных амнистий (например, амнистии 1953 и 1957 года), в результате которых на свободу вышло значительное количество опасных преступников, продолживших на свободе совершать общественно опасные деяния.

В то же время, отмечаются и положительные стороны амнистии. Так, она способствует реализации принципа экономии уголовной репрессии и принципа гуманизма, которые также являются важными для современного уголовного права. Эффективность современных амнистий достаточно высока, а процент рецидива среди амнистированных мал (не более 5 %). Указывается, что повышение эффективности амнистии возможно путём включения в постановление о порядке её применения порядка ресоциализации освобождаемых лиц: их трудового и бытового устройства, медицинского обслуживания и др[7].

Для того чтобы акт об амнистии не был низкоэффективным, необходимо при его подготовке законодателем оценивать все условия его эффективности. Эффективность амнистии во многом зависит от качества правовой нормы, качества деятельности правоприменителей и правильной оценки уровня правосознания указанной категории лиц. Эффективность амнистии должна быть прогнозируемой, и такой прогноз не может рассматриваться в отрыве от прогнозирования тенденций преступности в масштабах страны, что должно учитываться на стадии правотворчества при разработке проектов амнистий.

Для определения целесообразности действия института амнистии и путей повышения эффективности принятия актов об амнистии особое значение имеет изучение социально-демографической и уголовно-правовой характеристики амнистированных лиц, а также установление причин совершения ими новых преступлений.

На физическое, психическое состояние человека, его интересы, поведение, в том числе и криминальное, влияет пол. Доля женщин среди амнистированных относительно невелика и составляет 15 %. Следует отметить, что среди амнистированных женщин преобладает категория, к которой относятся женщины, условно осужденные и условно-досрочно освобожденные от неотбытой части наказания, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, отбывание наказания которым отсрочено (32,3 %); женщины, имеющие несовершеннолетних детей, и беременные женщины (8,2 %).

Состояние здоровья является важным показателем биофизиологических особенностей амнистируемых лиц, также обусловливающим их криминальную активность. Среди лиц, освобожденных от уголовной ответственности и наказания, 2 % составляют инвалиды I и II группы, больные туберкулезом, отнесенные к 1-й и 2-й группе диспансерного учета.

Возрастные особенности также необходимо учитывать при подготовке осужденных к освобождению по амнистии, поскольку возраст лица во многом определяет поведение человека, его здоровье, а также возможность совершения новых преступлений. Анализ актов об амнистии последних лет показал, что среди амнистированных лиц 6 % составляют несовершеннолетние и 2 % мужчины старше 55 лет и женщины старше 50 лет.

Уголовно-правовая характеристика личности амнистированных имеет не меньшее значение, чем социально-демографическая. Показателем, позволяющим судить об общественной опасности личности осужденного, является вид и тяжесть совершенного преступления, наличие и количество прежних судимостей, срок наказания, назначенный судом, срок, отбытый в местах лишения свободы.

         Таким образом, актуальность проблемы ресоциализации и социальной адаптации в свете вопроса эффективности амнистии очевидна. Тем не менее, несмотря на то, что закона, регламентирующего аспекты адаптации бывших осужденных и лиц, отбывающих наказания, до сих пор нет, данная проблема в политике нашего государства актуализируется в последние годы и эта активизация действий по социальной адаптации граждан, освободившихся из учреждений исполнения наказания позволяет нам надеяться на эффективное обеспечение возврата амнистированных осужденных к законо-

послушной деятельности.

 

 

Заключение

Важное место в системе средств корректирования карательной политики государства занимают институты амнистии и помилования.

По сравнению с амнистией, помилование имеет более древнюю историю. Первоначально право помилования применялось только к единичным конкретным лицам, а затем стало распространяться на неопределенные группы лиц, тем самым приобретая черты амнистии. С давних времен амнистия и помилование рассматривались в виде исключительной прерогативы высших должностных лиц государства и приурочивались к каким-либо значительным государственным событиям.

        Амнистия представляет собой акт гуманизма и милосердия государства, направленный на освобождение от ответственности, наказания, в том числе его смягчение, устранение правовых последствий наказания, основанный на справедливости и соразмерности, а также балансе конституционных ценностей в области противодействия правонарушениям, согласованный с конституционной ответственностью государства за обеспечение общественной безопасности, прав и законных интересов граждан.

Институты амнистии и помилования носят комплексный, межотраслевой характер, так как включают в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права. Амнистия и помилование относятся к правовому институту корректирования карательной политики государства, который в качестве самостоятельного предмета правового регулирования включает общественные отношения в сфере наказуемости преступлений.

Амнистия и помилование отличаются по своей правовой сущности исходя из характера правовых последствий их применения (амнистия определяет возможность полного освобождения от уголовной ответственности, полного или частичного освобождения от наказания, его сокращения, замены назначенного наказания более мягким видом, освобождения от дополнительного наказания, снятия судимости с лиц, отбывших наказание; помилование предполагает освобождение лица от дальнейшего отбывания наказания, сокращение назначенного виновному наказания, замену назначенного наказания более мягким видом, снятие судимости с лица, отбывшего наказание).

             Амнистия и помилование отличаются от института уголовно- правовой реабилитации, т.к. они выполняют основную функцию уголовного права - охранительную, а их применение - способ достижения целей уголовного наказания. Уголовно-правовая реабилитация выполняет не свойственную уголовному праву компенсационную функцию, т.к. применяется к лицу, незаконно привлеченному к уголовной ответственности, для восстановления его прежнего правового положения и возмещения причиненного морального вреда.

 

    

 

Задание №1

Статья 50 Конституции РФ

3.Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 71 Конституции РФ

В ведении Российской Федерации находятся:

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности.

Статья 89 Конституции РФ

Президент Российской Федерации:

в) осуществляет помилование.

Статья 103 Конституции РФ

1.К ведению Государственной Думы относятся:

ж) объявление амнистии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 430.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...