Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-правовое значение




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Астраханский государственный технический университет»

       

Система менеджмента качества в области образования, воспитания, науки и инноваций сертифицирована DQS

По международному стандарту ISO 9001

 

 

Юридический факультет

Направление подготовки _40.03.01. «Юриспруденция»                                                                                                                                                                                                                    Профиль_ Общий

Кафедра «Уголовное право и уголовный процесс»

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

«Социально-правовое значение и вопросы эффективности амнистии и помилования»

                                 по дисциплине «Уголовное право»

 

Допущена к защите «__»__________г.                          Работа выполнена студентом

                                                                                            группы ДЮЮОб-21       

Руководитель работы

______________________________                                   Мендгалиева А.И.

                                                            подпись                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Оценка полученная на защите                                        Руководитель работы 

«                                  »                                                 ст. преп. Южиков А.А.

                                                                      

Члены комиссии:

_______________(_____________________)                                                                                                   подпись                          Фамилия И.О.

_______________(_____________________)                                                                                      подпись                         Фамилия И.О.

 

 

Астрахань - 2017

План

Теоретическая часть

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. История развития институтов амнистии и помилования в России и их социально-правовое значение………………………………………………..4

Глава 2. Условия и порядок применения амнистии и помилования….……...12

Глава 3. Вопросы эффективности и практика применения амнистии и помилования…………………………………………………………………………...19

Заключение………………………………………………………………………24

Практическая часть

Задание №1……………………………………………………………………….26

Задача №1………………………………………………………………..……….26

Задача №2………………………………………………………………………...27

Библиография…………………………………………………………………….33

 

Введение

Актуальность темы исследования. Государство, осуществляя уголовное преследование в отношении лиц, совершивших преступление, в то же время оставляет за собой право прощать их. Одной их форм такого прощения является амнистия, которая реализует в российском законодательстве принцип гуманизма, направленный на защиту интересов всех членов общества, в том числе и оступившихся граждан. При этом применение амнистии и помилования должно служить достижению целей наказания, определенных уголовным законодательством России. Осуществление амнистии и помилования в демократическом правовом государстве не может быть произвольным и беспредельным, оно должно соотноситься с обязанностью государства охранять права и законные интересы граждан, в т.ч. от преступных посягательств и злоупотреблений властью, обеспечивая законность, правопорядок и общественную безопасность.

Целью данной работы является исследование социально-правового значения и вопросов эффективности амнистии и помилования.

Для достижения поставленной цели буду решены следующие задачи:

1) изучить сущность амнистии и помилования в современном российском праве;

2) рассмотреть законодательство Российской Федерации (РФ) для определения правовой природы применения амнистии;

3) проанализировать и обобщить практику применения институтов амнистии и помилования

Данному вопросу посвятили свои исследования многие ученые-правоведы. В частности, Аликперов Х.Д., Сабанин С.Н., Наумов А.В., Игнатов А. Н. и др.

 

 

Глава 1. История развития институтов амнистии и помилования, их

социально-правовое значение

Амнистия (ст. 84 УК) - это акт законодательного органа власти страны в отношении индивидуально не определенного круга лиц, совершивших преступление, в соответствии с которым указанные в нем лица освобождаются от уголовной ответственности или от наказания, назначенное им наказание смягчается или заменяется более мягким, а с лиц, отбывших наказание,

досрочно снимается судимость.

Амнистия (греч. amnestia - забвение, прощение) имеет глубокие исторические корни. Поначалу она являлась средством воздействия на религиозные чувства народа, а значит - средством управления народом. Именно такой образ амнистии стал объектом рецепции Римского права.

Историческое развитие амнистии наиболее тесно связано с институтом помилования.

Помилование (ст. 85 УК) представляет собой акт главы государства (Президента РФ), которым конкретное лицо, осужденное за совершение преступления, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, а с лица, отбывшего наказание, может быть досрочно снята судимость. Помилование представляет собой один из древнейших институтов уголовного права, появившийся одновременно с государственной властью и системой правосудия. Он был закреплён уже в законах Хаммурапи. Амнистия существовала ещё в Древней Руси, когда князья, проявляя милость, прощали целую группу преступников (до появления централизованного государства миловать преступников мог каждый удельный князь в пределах своего княжества). Но в то время для обозначения амнистии использовались такие понятия, как «помилование», «прощение».

Возможность официального прощения присутствовала в Судебнике 1550 г., где устанавливалось, что лицо остается в «опале», до определения наказания или до наступления амнистии. Несмотря на отсутствие процессуальных форм, фактически амнистия применялась часто. Со времени Бориса Годунова сделались обычными «милостивые манифесты» по поводу восшествия на престол, в случае болезни царя или членов его семьи, в помин души и т.п.

При Петре Первом акты амнистии издавались по поводу одержанных побед, в связи с заключением мира. В петровскую эпоху наметились новые тенденции института прощения. Наряду с политическими выделялись и иные причины амнистии, как, например, принятие обязанности поставки рекрут, принятие православия, указание минеральных залежей, обучение ремеслам, принятие на себя обязанности палача и пр.

        С введением в России в начале ХХ столетия конституционных начал и образованием Государственной Думы - первого законодательного представительства в России, право прощения в полном объеме (амнистия и помилование) сохранилось за императором, что противоречило традиции принадлежности амнистии народному представительству.

Непосредственно перед 1917 г. в России применялось несколько форм прощения:

Первая форма - аболиция, которая отменяла общий закон для конкретного случая и погашала само преступление.

Вторая форма прощения - индульгенция, посредством которой погашалось не само преступление в целом, а только наказание за совершенное преступное деяние.

Третья форма прощения - реабилитация. По реабилитации виновный освобождался от отбытия части наказания с восстановлением в правах.

Первым правовым актом в России, изданным в форме амнистии, был Указ Временного правительства от 07.03.1917. В целом, после свержения царизма в России первые акты об амнистии (в их числе и упомянутый Указ) были направлены на то, чтобы массовому освобождению заключенных восставшим народом придать хоть какую-то законную форму. Интересно, что уже летом 1917 г. Временное Правительство пыталось (разумеется, безуспешно) вернуть освобожденных из мест лишения свободы обратно.

Конституция РСФСР 1918 г. уже упоминает общую и частичную амнистию. А с образованием Союза ССР и принятием в 1924 г. Конституции СССР и конституций союзных республик акты амнистии стали издаваться как общесоюзными, так и республиканскими государственными органами и приобрели более определенную структуру. Так, полное и частичное освобождение от наказания, равно как и его смягчение, ставилось в зависимость от вида и срока наказания, назначенного судом, пола и возраста лица, совершившего преступление, и других обстоятельств, указанных в самих актах об амнистии. Кроме того, общесоюзные и республиканские акты об амнистии порой распространялись не только на преступления, но и на административные правонарушения и дисциплинарные проступки.

На территориальных пределах амнистии сказывалось федеративное построение советского государства. Амнистия длительное время относилась к сфере совместного ведения федерации и субъектов. Согласно Конституции СССР 1924 г. центральные исполнительные комитеты союзных республик пользовались правом амнистии, помилования и реабилитации в отношении граждан, осужденных судебными и административными органами союзных республик (ст. 69). В период с 1934 г. и до принятия Конституции СССР 1936 г. правом амнистии в порядке исключения пользовались и отдельные автономные республики.

Влияние на формирование института амнистии оказала судебная практика. В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.1929 (ред. от 14.03.1963) № 23 «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» был дан глубокий анализ правового института амнистии. Благодаря обобщению судебной практики, акты об амнистии стали приобретать все более определенную структуру, освобождение от наказания и его смягчение ставились в зависимость от вида и срока наказания, пола и возраста лица, совершившего преступление, и других обстоятельств, указанных в самих актах об амнистии.

В советской России происходит нормативное разделение амнистии и помилования, хотя первое время эти понятия законодательно не дифференцировались. В Конституции РСФСР 1937 г. уже отдельно говорилось об амнистии и помиловании граждан, осужденных судебными органами РСФСР (п. «е» ст. 19). До этого времени помилование в советском законодательстве чаще именовалось «частной амнистией», вероятно, в противовес понятию, употребляемому в царской России.

Великая Отечественная война существенно изменила правовую политику государства. Изданные в эти годы акты об амнистии преследовали цель пополнения рядов Советской Армии. А 7 июня 1945 г. в связи с победой над фашистской Германией была объявлена амнистия, связанная, соответственно, с существенным изменением социально-политической обстановки. После войны наблюдается новый этап ужесточения репрессий, длящийся примерно до 1953 г. Отметим, что в советские годы (особенно в период политических репрессий) в отношении осужденных по политическим статьям суровые наказания исполнялись непреклонно. Амнистии и помилования применялись практически исключительно в отношении «уголовников» (проявление «классового подхода»).

Новый этап в развитии института амнистии был связан с принятием Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и новых уголовных кодексов союзных республик в 1959-1961 гг. Но надо отметить, что Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. (далее - УК РСФСР 1960 г.) скупо регламентировал освобождение от уголовной ответственности и наказания по амнистии. Так, ст. 56 УК РСФСР 1960 г. закрепляла то, что освобождение осужденного от отбывания наказания, а также смягчение назначенного наказания, кроме освобождения от наказания или смягчения наказания в порядке амнистии, может применяться только судом в случаях и в порядке, указанных в законе.

Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. расширили правовую основу амнистии, сняв ограничение, основанное на понятии «осужденный», и предусмотрев освобождение от ответственности и наказания по амнистии в любой стадии процесса. Таким образом, уже в советское время институт амнистии оформился почти в том виде, в каком существует сейчас.

В целом, в СССР были приняты несколько актов об амнистии, число освобожденных заключенных по каждой из которых превысило 50 тысяч человек (1927, 1937, 1953, 1987 гг.). Последствия амнистий бывали различными. Так, смерть Сталина в 1953 г. привела к изданию беспрецедентной амнистии, по которой необоснованно были освобождены многие рецидивисты, совершившие затем тяжкие уголовные преступления, что привело к обострению криминогенной обстановки в стране (аналогичные последствия имела амнистия 1957 г.). А в 1970-80-х гг. уровень рецидива среди амнистированных составлял не более 3 %.

В советский период многие акты амнистии издавались в ознаменование революционных праздников:

· постановление ВЦИК РСФСР от 05.11.1919 «Об амнистии ко 2-й годовщине Октябрьской революции»;

· декреты ВЦИК РСФСР: от 01.05.1920 «Об амнистии к 1 мая 1920 года», от 06.11.1920 «Об амнистии к 3-й годовщине Октябрьской революции» и др. При этом в преамбуле к амнистии от 01.05.1920, например, рабоче-крестьянская власть обращалась с призывом к осужденным помочь стране своим участием в борьбе с хозяйственной разрухой и исправить причиненный их проступками вред;

· амнистия в связи с 50-летием Октябрьской революции (31.10.1967).

История нашей страны знает примеры освобождения актом амнистии лиц, совершивших административные проступки. Так, Указами Президиума Верховного Совета СССР от 01.11.1957 и от 31.10.1967 были освобождены от мер взыскания граждане, совершившие административные правонарушения.

Конституцией РСФСР 1978 г. предусматривалось объявление амнистии и осуществление права помилования только в отношении осужденных судами РСФСР. Однако практика амнистирования вышла за пределы конституционных установок. Большинством актов об амнистии давались указания о прекращении уголовных дел в процессе их расследования.

Изменения в правовой системе, коснувшиеся амнистии и помилования, произошли с введением института президентства в СССР. Президент СССР был наделен правом осуществления помилования, а Президиум Верховного Совета СССР вправе был издавать акты амнистии.

Вот особенности некоторых амнистий, осуществленных в тот период:

в ст. 4 акта амнистии в связи с 70-летием Октябрьской революции (18.06.1987) предписывалось освобождение из мест лишения свободы условно с обязательным привлечением к труду осужденных к лишению свободы на срок до трех лет. Такого рода предписания встречаются относительно редко; амнистия оправдана и применительно к некоторым преступлениям, носящим временный характер, совершенным в результате стечения определенных неблагоприятных обстоятельств, т.к. применяется в случае улучшения этих обстоятельств либо представляет собой попытку направить развитие ситуации в более благоприятное русло. В качестве примера такой амнистии можно привести Постановление Верховного Совета СССР от 28.11.1989 № 842-1 «Об амнистии совершивших преступления бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане»; актом амнистии от 1 ноября 1991 г. было определено, что от уголовной ответственности освобождались лица, уклонявшиеся от военной службы, которые явились к месту несения службы или в ближайшее воинское управление (приемные Министерства обороны СССР и военных округов, флота, воинские комиссии), в Комитет при Президенте СССР по делам военнослужащих для применения амнистии и дальнейшего прохождения. Следовательно, рассматриваемый акт амнистии применялся к военнослужащим при их явке с повинной.

С распадом СССР и избранием первого Президента РФ начался интенсивный процесс формирования качественно новой правовой системы. Право осуществления помилования стало принадлежать Президенту РФ, а издание актов амнистии - Верховному Совету РФ. Эти законодательные положения существовали до принятия ныне действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. Статьи, посвященные амнистии и помилованию впервые выделил в отдельную главу лишь Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (далее - УК РФ).

          Историю развития уголовного законодательства и практику его применения можно представить как непрерывное взаимодействие двух направлений - усиление и ослабление уголовной репрессии. В годы советской власти акты об амнистии, снижающие уровень уголовных репрессий, оказались неотъемлемой составной частью внутренней политики. Причем акты об амнистии в период новейшей российской истории принимались в разной форме (указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления Верховного Совета СССР, закон СССР). История становления институтов амнистии и помилования свидетельствует о трудных путях развития этих правовых институтов, тесно связанных с классовой политикой государства[1].

Социальная сущность амнистии аналогична сущности помилования: и в том и в другом случае проявляется милосердие по отношению к лицу, совершившему преступление. Именно так понимают сущность амнистии большинство ученых. Например, А.В. Наумов отмечает, что «амнистия -

это не реабилитация, а акт милосердия». Схожей представляется характеристика сущности амнистии в качестве категории прощения лицу совершенного им преступления. Прощение в лингвистическом смысле означает «милость к провинившемуся, снисходительность к вине, помилование».

Государство в отдельных случаях не может забыть того факта, что применяло амнистию к своему гражданину и этот гражданин не оправдал доверия, однако проявить по отношению к нему милосердие, прощение может[2].

           Итак, российскому дореволюционному законодательству в большей степени знакомо понятие помилования и в меньшей - амнистии, которое появилась значительно позже. В русском праве институты амнистии и помилования процессуально не разделялись, что не позволяло их дифференцировать по предмету и субъектам. Помилование-амнистия длительное время рассматривались как единое целое, как неразделенная акция прощения, осуществляемая высшими лицами государства: до начала XX в. амнистия в качестве самостоятельного правового института не была известна. Право амнистии выросло из прерогативы помилования, обособилось от нее только на стадии, когда амнистия получила гражданско-политический характер. Впоследствии амнистии издавались в связи с юбилейными датами и важными событиями в жизни страны.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...