Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Период активного использования индивидуальных слуховых аппаратов
В период активного использования индивидуальных слуховых аппаратов продолжается работа по развитию слухового восприятия. Слухо-зрительное восприятие устной речи с помощью индивидуальных слуховых аппаратов позволяет глухим школьникам более активно включаться в речевое общение, что способствует более полной общественной реабилитации глухих [13].
Основная задача данного периода- обучение языку как учебному предмету. Осмысляются на теоретическом уровне в объеме общеобразовательной школы все компоненты языка как знаковой системы: фонетика, лексика, морфология, грамматика, синтаксис, орфоэпия. Речевое развитие осуществляется на уроках русского языка, а также на уроках литературы и уроках развития речи. Обучение языку идет по программам и учебникам массовой школы. Освоение системной организации языка. Язык, в том числе его грамматический строй, становится целенаправленным предметом изучения. Так же, как в массовой школе, даются развернутые определения всех грамматических категорий и понятий. Учащиеся упражняются в построении парадигм склонения, спряжения и т.д. Даются все виды морфологического, грамматического, синтаксического разбора. Развитие языковой способности. Предполагается развить полноценное чувство языка, включающее глубокое осмысление и применение норм, правил и исключений в речевых порождениях; умение прогнозировать содержание и структуру обращенной речи; углубленное понимание вариативности языка и стремление на ее основе построить свое индивидуальное высказывание; Развитие разных видов речевой деятельности. Совершенствуются навыки экспрессивной монологической письменной речи. К уже известным с предыдущего периода формам работы добавляются такие, как краткое и подробное изложение прочитанного текста, конспектирование прочитанного, редактирование текстов. Импрессивные навыки сознательного чтения отрабатываются на программных литературных произведениях. Совершенствуются разговорные диалоговые навыки в процессе коллективных форм работы: дискуссий, обсуждений, взаимооценивания, защиты мнений и т.д. Несмотря на то, что в старших классах идет освоение языка как учебного предмета аналогично массовой школе, в школе для глухих сохраняется важнейшая задача - совершенствование всех форм и видов речевой деятельности в контексте ее коммуникативной направленности. Именно с этой целью на старшей ступени сохраняются уроки развития речи. Эту же речеразвивающую функцию выполняют уроки литературы, собственно уроки русского языка, а также индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи. Отрабатывается техника слухозрительного восприятия речи и произношения. Учителя систематически добиваются, чтобы говорение носило инициативный характер. На заключительном этапе в речевой деятельности старшеклассников должны быть выражены все основные мотивы речевой деятельности: деловой мотивации, личностной мотивации (выражение мыслей, намерений, желаний, просьб и т.д.), собственно речевой мотивации.
|