Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Первоначальный период обучения глухих детей языку




 

В первоначальном периоде создаётся база для развития речевого слуха у глухих учащихся, определяется слуховой резерв, на основе которого строится вся работа по развитию слухового восприятия.

Организация и содержание обучения языку в подготовительном классе ведётся в соответствии с «Программой специальных общеобразовательных школ для глухих детей» [Программы 2003: 23].

Примерное распределение часов

 
Разделы Количество часов в неделю
I четверть II четверть III четверть IV четверть
Обучение дактильной речи 3 2 1
Обучение устной речи 4 4 4
Обучение грамоте 1 2 3

Раздел - Обучение грамоте (чтение и письмо)

I четверть

Читать и понимать знакомые слова и фразы, данные в дактильном или печатном виде.

Из разрезной азбуки сложить слова и фразы по образцу.

Упражнения, подготавливающие к письму:

Рисовать карандашом предметы круглой и овальной формы (яблоки, вишни, воздушные шары, часы, очки, листочки и т.п.) в тетрадях в линейку и в клетку;

Рисовать карандашом предметы, состоящие из прямых линий, размером в заданное число клеток (ёлки, домики, столы, стулья, шкафы, звёздочки и др.);

Рисовать предметы, состоящие их сочетания прямых и овальных линий размером в заданное число клеток (чашка, кружка, настольная лампа, автомобиль, барабан и др.);

Рисовать на бумаге в клетку бордюры, состоящие из прямых и округлых линий.

II четверть

Складывать слова и фразы, считанные с руки, а также воспринимаемые слухо-зрительно.

В течение года

Уметь сложить слова и фразы самостоятельно.

III - IV четверть

Составлять слова и фразы из разрезной азбуки.

Читать слова и фразы, составленные из разрезной азбуки.

Читать слова и простейшие фразы (имена детей, названия предметов, простейших поручений и др.), написанные рукописным шрифтом на классной доске.

Письмо простейших элементов букв (прямые палочки, палочки с закруглением вверху, внизу, вверху и внизу).

Письмо простейших букв: п, т, н, и,, ш, л, м, а, о, е, с.

Письмо слов из простейших букв (папа,мама,лото,лампа и т.п.).

Письмо букв с элементами, выходящими за нижнюю строчку (р, у, д, з).

III четверть

Читать слова и фразы по книге.

Читать текст в три-четыре предложения и отвечать на вопросы учителя (в пределах вопросительных предложений, указанных в разделе «Обучение дактильной речи»).

III - IV четверть

Выполнять задания, написанные на табличках в печатном или рукописном виде.

В течение года

Складывать слова и фразы самостоятельно.

IV четверть

Письмо остальных строчных букв и слов с этими буквами.

Письмо прописных букв.

Самостоятельно писать слова и простейшие фразы (по картинкам или по демонстрации предметов в действии).

Письменно выражать (одним предложением) просьбу, отвечать на вопрос.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся подготовительного класса к концу учебного года.

Учащиеся должны иметь навык элементарного общения в устно-дактильной форме с учителями и товарищами; понимать обращения и выполнять задания; понимать вопросы; уметь сообщить о выполнении задания, о своем желании; уметь обратиться к товарищу и учителю с просьбой, с вопросами (с помощью учителя и самостоятельно); знать названия предметов и действий и др., обозначенных в словаре; уметь составлять слова и фразы из разрезной азбуки; уметь прочитать текст из трёх-четырёх предложений, понять его содержание; знать написание строчных и заглавных букв, соотношение печатных и рукописных букв; уметь писать буквы, отдельные слова и простейшие фразы (из двух - трёх слов).

Одним из методических приёмов на уроке в подготовительном классе является игра. Использование игры создаёт условия, при которых дети быстро сближаются друг с другом, что оказывается эффективным средством для формирования речевого общения.

Организуя обучение, уже в первые недели учитель сообщает детям слова и фразы, необходимые для установления первоначального контакта и отражения в речи результатов познания окружающей действительности.

Побуждая детей к выполнению тех или иных действий, учитель употребляет побудительные предложения. Эти предложения служат образцами, используя которые дети скоро начинают обращаться друг к другу с речью.

Учитель задаёт вопросы и показывает, как надо отвечать на них, подражая речи учителя, ученики приобретают умение обращаться к своим товарищам и к учителю с простейшими просьбами и вопросами. Так же строится работа на другом речевом материале.

Однако возможности формирования общения только на основе устной речи резко ограничены из-за трудности овладения ею. В связи с этим исходной формой речи принята дактильная, как наиболее отвечающая задаче начального этапа обучения. В помощь восприятию устной речи используются также карточки со словами и фразами, написанными в печатной форме.

На первоначальном этапе осуществляется параллельное обучение дактильной и устной формами речи. В этих целях весь материал даётся детям для слухо-зрительного восприятия. Сообщение нового материала учитель вначале сопровождает дактилированием, затем тот же материал дети учатся воспринимать без сопутствующего дактилирования. Подражая учителю, они стремятся дактилируя слово, проговорить его. В начале года это проговаривание проявляется в виде малодифференцированных движений губ и языка. В последующем эти движения становятся близкими к нужной артикуляции, появляется возможность воспроизведения части слова или его упрощённой структуры. По мере развития навыков произношения проговаривание становится всё более правильным.

Формирование произносительных навыков осуществляется в условиях интенсивных занятий по развитию слухового восприятия глухих.

Специальная работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях начинается со второй четверти. На протяжении первой четверти всё время индивидуальных занятий отводится на формирование произносительных навыков учащихся, что является необходимым условием для работы по развитию слухового восприятия.

Обязательным требованием для всех занятий, в том числе и индивидуальных, является применение звукоусиливающей аппаратуры с первых дней пребывания детей в школе.

Подготовительный класс является первым этапом работы над звуковым составом слов, когда дети усваивают произношение 17 основных звуков и звонких б и з. От учащихся требуется точное произношение слов, состоящих из этих звуков, и допускается замена одних звуков другими, предусмотренная сокращённой системой форм. Так, усвоив звук к, учение должен уметь использовать его не только по прямому назначению, например, в слове платок, но и в качестве заменителя звука г, если он не воспроизводится. Например, слово нога ученик произносит как нока.

В связи с работой над словом и фразой программа содержит определённые требования к правильному голосообразованию и дыханию. Дети должны научиться произносить слова голосом нормального тембра, нормальной силы и высоты, изменять силу голоса в связи со словесным ударением, слитно, на одном выдохе произносить 4-5 слов, составляющих отдельное слово или фразу.

 

В подготовительном классе детей обучают грамоте, то есть, формируют первые умения и навыки чтения и письма. Вначале (в I четверти) от них требуется умение читать и составлять слова из разрезной азбуки. Эта работа осуществляется на уроках обучения грамоте, в процессе обучения дактильной и устной речи. Параллельно на уроках предметно-практического обучения учащиеся выполняют упражнения, подготавливающие к письму. Это могут быть примерно такие упражнения:

1. Проведение прямых линий (дождик).

2. Вести неотрывно ручку по пунктирным линиям.

3. Рисование предметов (стол, стул) по клеточкам и т.д.

4. Штриховка предметов по данному направлению (вверх-вниз, слава направо) и.т.д.

Во второй четверти дети учатся писать начиная с элементов букв, простейших строчных букв и слов из них и кончая написанием прописных букв.

Примерная схема урока грамоты в I четверти может быть следующая:

Тема: «Фрукты (яблоко, груша, слива). Элементы письма (прямые линии)».

Цель: упражнение детей в чтении и складывании слов «яблоко», «груша», «слива» из разрезной азбуки; упражнение в проведении по клеточкам прямых линий.

Оборудование: буквари, тетради в клеточку, ручки, таблички со словами, кассы букв.

Ход урока:

I. Организационный момент. Дети готовятся к уроку.

II. Чтение слов. Учащиеся открывают книги на странице  и рассматривают картинки. Учитель показывает табличку со словом, дети читают её с обязательным дактилированием и затем показывают нужный предмет (яблоко, грушу, сливу). Если ученики знают названия других фруктов, то читают и слова, обозначающие их.

III. Работа с кассой букв. Учитель показывает одну из картинок и даёт задание: «сложите». Для облегчения работы учеником могут быть даны не кассы, а конверты с нужными буквами. Школьники складывают слово по образцу (табличке) и читают его.

IV. Рисование в тетрадях. Учитель раздаёт детям тетради, ручки, показывает, как открыть тетрадь, взять ручку. Затем даёт образец проведения прямой линии на доске. В тетрадях детей также есть образец линии. Ученики проводят горизонтальные и вертикальные линии, рисуют квадраты (образец линий дан в «Букваре»).

V. Оценка работы школьников.

Урок грамоты, посвящённый обучению чтению может иметь следующую структуру.

Тема: «Текст «В парке»

Цель: знакомство с содержанием текста, первоначальный его разбор.

Оборудование: буквари.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Рассматривание картинки. По заданию учителя дети открывают буквари  и рассматривают картинку. Учитель обращает внимание учащихся на детей, на мяч, куклу, скакалку, велосипед. Дети называют эти предметы. Совместно с учителем они делают вывод: дети гуляют.

III. Чтение текста. Совместно с учителем ученики читают текст (самостоятельно, под руководством учителя по отдельным предложениям с параллельным показом предметов на картинке, совместно с учителем читают весь текст). При первоначальном чтении учитель обращает внимание на наиболее грубые ошибки в чтении (пропуск букв, слогов, слов, послоговое чтение и т.п.).

IV. Выполнение заданий учителя. Учитель обращает внимание учащихся на картинку и спрашивает: «Кто это?» - «Мальчик, девочка» - «прочитайте» (Ученики читают первое предложение) - «Покажите». «Что делает Нина?» (Читают второе предложение) «Что это?» - «Велосипед». «Как зовут мальчика?» Ученики отвечают, учитель оценивает - «Верно - неверно».

V. Оценка работы.

 

 


2.3 Основной период обучения глухих детей языку

Основнойпериод характеризуется интенсивным развитием слухового восприятия, формированием навыка восприятия глухими школьниками речи на слух, активного использования развивающегося слухового восприятия при формировании их устной речи. В этот период оказывается возможным благодаря длительной слуховой тренировке с использованием звукоусиливающей аппаратуры в определённой степени компенсировать нарушенное слуховое восприятие. В результате у глухого школьника накапливается определённый слуховой словарь, которым он активно пользуется в речевой практике. При этом важным является формирование чётких дифференцированных образов слов при активной опоре на развивающееся слуховое восприятие, которые способствуют формированию у глухих слухо-речевой системы, основанной на неразрывной связи слухового восприятия и речедвигательных механизмов [2].

Успех в развитии речевого слуха глухих на данном этапе зависит от организации всей работы в школе по формированию устной речи, уровня речевого и умственного развития детей, от обеспечения неразрывной связи работы по развитию слухового восприятия с коррекцией произносительных навыков, с усвоением словаря, грамматического строя языка, с развитием познавательной деятельности детей.

Основной период слуховой тренировки начинается со второго класса. Определённый уровень развития у детей слухового восприятия, достигнутый ко ІІ классу, позволяет изменить подход к работе по развитию слухового восприятия: в последующие годы появляется возможность от четверти к четверти увеличивать объём речевого материала, предъявляемого на слух, усложнять его конструкцию.

Весь речевой материал слуховых упражнений даётся сразу на слух без предварительного слухозрительного восприятия. Если после определённого количества повторений (на фронтальных занятиях до 2 раз, на индивидуальных – до 5-6 раз) этот материал на слух не воспринимается, то лишь в этом случае используется слухозрительное восприятие с последующим опознаванием только на слух.

При восприятии на слух во ІІ классе применяется подсказывающая ситуация – картинки, предметы, ситуация урока (занятия). Начиная с III класса, роль этого приема ограничивается. Дети учатся воспринимать на слух речевой материал без определённого ситуативного поля. Кроме того, большое внимание начинает уделяться восприятию на слух слогов и даже отдельных звуков.

 

 

Значительная часть времени уделяется обучению восприятию на слух слов, сходных по звучанию (типа: составить – поставить – расставить; отсутствует — присутствует ). Так, в процессе систематической тренировки, у учащихся вырабатывается навык опознавания на слух не только целостных единиц – фраз, словосочетаний и слов, но и отдельных частей слова – слогов и звуков. С III класса учащиеся обучаются восприятию на слух речи друг друга. Для этого используются маленькие экраны. Материал таких занятий является хорошо знакомым учащимся. Дети стремятся к произношению речевого материала в нормальном темпе, сохраняя звуковой состав. С IV класса значительно увеличивается доля восприятия на слух текстов объёмом до 50-60 слов.

Основной период слуховой тренировки начинается со второго класса. Определённый уровень развития у детей слухового восприятия, достигнутый ко ІІ классу, позволяет изменить подход к работе по развитию слухового восприятия: в последующие годы появляется возможность от четверти к четверти увеличивать объём речевого материала, предъявляемого на слух, усложнять его конструкцию.

Весь речевой материал слуховых упражнений даётся сразу на слух без предварительного слухозрительного восприятия. Если после определённого количества повторений (на фронтальных занятиях до 2 раз, на индивидуальных – до 5-6 раз) этот материал на слух не воспринимается, то лишь в этом случае используется слухозрительное восприятие с последующим опознаванием только на слух.

При восприятии на слух во ІІ классе применяется подсказывающая ситуация – картинки, предметы, ситуация урока (занятия). Начиная с III класса, роль этого приема ограничивается. Дети учатся воспринимать на слух речевой материал без определённого ситуативного поля. Кроме того, большое внимание начинает уделяться восприятию на слух слогов и даже отдельных звуков.

Значительная часть времени уделяется обучению восприятию на слух слов, сходных по звучанию (типа: составить – поставить – расставить; отсутствует — присутствует ). Так, в процессе систематической тренировки, у учащихся вырабатывается навык опознавания на слух не только целостных единиц – фраз, словосочетаний и слов, но и отдельных частей слова – слогов и звуков. С III класса учащиеся обучаются восприятию на слух речи друг друга. Для этого используются маленькие экраны. Материал таких занятий является хорошо знакомым учащимся. Дети стремятся к произношению речевого материала в нормальном темпе, сохраняя звуковой состав. С IV класса значительно увеличивается доля восприятия на слух текстов объёмом до 50-60 слов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...