Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Расчет мощности и количества рабочего тела.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Введение Газотурбинной установкой ГТУ называют тепловой двигатель, состоящий из трёх основных элементов: воздушного компрессора, камеры сгорания и газовой турбины. На рисунке 1 представлена схема простой ГТУ. Принцип действия установки сводится к следующему. Атмосферный воздух сжимается компрессором К и при повышенном давлении подаётся в камеру сгорания КС, куда одновременно подают жидкое топливо топливным насосом ТН или газообразное топливо от газового компрессора. В камере сгорания воздух разделяется на два потока: один поток в количестве, необходимом для сгорания топлива поступает внутрь жаровой трубы ЖТ; второй - обтекает жаровую трубу снаружи и подмешивается к продуктам сгорания для понижения их температуры. Процесс сгорания в камере происходит при почти постоянном давлении. Получающийся после смешения потоков газ поступает в газовую турбину Т, в которой, расширяясь, совершает работу, а затем выбрасывается в атмосферу. Развиваемая турбиной мощность частично расходуется на привод компрессора, а оставшаяся часть является полезной мощностью газотурбинной установки. Рисунок 1
В цикле простой ГТУ газы покидают температуру при высокой температурой, что является основной причиной низкой энергетической эффективности подобных установок. Одним из путей использования теплоты уходящих газов является применение теплообменных аппаратов - регенераторов, в которых уходящие газы отдают часть своей теплоты воздуху, сжатому в компрессоре. Схема ГТУ с регенератором показана на рисунке 2. Цикл простой ГТУ без учёта потерь в воздушном и газовом трактах представлен в T, s - диаграмме на рисунке 3, а. Точка a определяется начальными параметрами воздуха перед компрессором. Линия ab соответствует процессу сжатия воздуха в компрессоре до параметров pb и Tb, а линия ab' - изоэнтропийному сжатию до того же конечного давления pb и температуры Tbt. Линией bc изображён процесс изобарического подвода теплоты в камере сгорания. Линия cd соответствует процессу расширения газа в турбине до давления pd, cd' - изоэнтропийному расширению до того же давления pd. Линия da - условное замыкание цикла. На самом деле в точке d продукты сгорания выбрасываются в атмосферу. Следует отметить, что изображение всего цикла ГТУ на одной диаграмме условно, поскольку построено для одного неизменного вещества, в то время как процессы, составляющие цикл соответствуют разным веществам. Так в процессе сжатия в качестве рабочего тела выступает воздух, в процессе расширения - продукты сгорания, а процесс в камере сгорания в результате химической реакции протекает при переменном составе рабочей среды. Не смотря на это, условность изображения цикла позволяет с достаточной точностью проводить определение характеристик ГТУ.
Рисунок 2 Рисунок 3 Процесс ГТУ с регенерацией в T, s - диаграмме изображён на рисунке 3, б. Линия be соответствует нагреву воздуха, а линия df - охлаждению продуктов сгорания в регенераторе. В настоящее время ГТУ применяются для различных целей. Широкое распространение они получили в авиации и дальнем газоснабжении. В авиации газотурбинный двигатель занимает ведущее место, почти полностью вытеснив двигатель внутреннего сгорания. На компрессорных станциях магистральных газопроводов ГТУ используются в качестве двигателей для привода газоперекачивающих компрессоров. При этом топливом служит газ, отбираемый из магистральной линии. В стационарной энергетике на тепловых электрических станциях применяются ГТУ в качестве резервных и пиковых источников энергии, а также в составе парогазотурбинных установок (ПГУ). В ПГУ отходящие от ГТУ газы подаются в котёл-утилизатор, где вырабатывается водяной пар, подаваемый в паровую турбину, которая вырабатывает дополнительную мощность. ГТУ находят применение также в качестве теплофикационных установок. В этом случае газы из турбины подаются в специальный котёл или водяной подогреватель. Уменьшение температуры уходящих газов вызывает значительное возрастание КПД установки, а сама установка оказывается проще и дешевле соответствующей паротурбинной установки. В промышленности ГТУ широко применяются в доменном производстве для привода воздуходувок, которые подают воздух повышенного давления в печь. При этом топливом для установки служит доменный газ - побочный продукт доменного производства. В качестве двигателя ГТУ наряду с другими типами двигателей используются на железнодорожном транспорте, в торговом и военно-морском флоте. Автомобиль с газотурбинным двигателем пока ещё находится в стадии разработки. Таким образом, ГТУ является перспективным и широко распространённым тепловым двигателем.
Исходные данные 1) Производитель ОАО Невский завод 2) Модель: ГТНР - 16 3) Мощность: 16 МВТ 4) КПД = 32,53% 5) Степень повышения давления = 7,05 6)Температура газа на выходе = 1213 К 7)Температура воздуха = -5°С 8)Месторождение: Бованенское Конструкция агрегата ГТНР-16, отвечающего современным требованиям, выбрана так, чтобы сохранить подсоединительные размеры агрегата ГТК-10, для возможности монтажа на место агрегата ГТК-10 без изменения фундамента. В ГТНР-16 применены такие усовершенствования, как независимая подвеска среднего подшипника ротора, быстросъемные сотовые уплотнения лопаточного аппарата, воздушное охлаждение корпусных деталей, турбины высокого давления, соплового аппарата 1-й ступени и многое другое. Кроме того, в конструкции ГПА предусмотрена возможность остановки без стравливания газа из контуров нагнетателя и запуска его в работу под полным давлением в контуре. Это значительно улучшает экологическую обстановку на компрессорной станции и обеспечивает экономию природного газа. В значительной мере сохранены детали и даже узлы агрегата ГТК-10, позволяющие использовать имеющиеся навыки, инструмент и запчасти при проведении профилактических и ремонтных работ. При исключении регенератора параметры агрегата позволяют использовать его в теплофикационных схемах. Также ГТНР-16 может использоваться для привода электрогенераторов мощностью 10-16 МВт при наличии соответствующего редуктора. Высокими показателями экономичности, надежности, ресурсными показателями отличается газотурбинный агрегат «Надежда», мощностью 16,3МВт и с КПД 43%, с регенерацией тепла уходящих газов и промежуточным охлаждением в осевом компрессоре. Основные технические характеристики агрегатов ГТНР-16 и ГПА «Надежда» приведены в таблице. Широкое внедрение агрегатов «Надежда» на КС позволит обеспечить экономию топливно-энергетических ресурсов на 2,5 млн. тонн условного топлива в год.
Таблица 1 Основные технические характеристики агрегатов ГТНР-16 и ГПА «Надежда»:
1.1 Расчет тепловой схемы ГТУ. Расчет камеры сгорания. Объемный состав топливного газа: Месторождение: Бованенское Таблица 2
Относительная плотность по воздуху: Удельная теплота сгорания: ; Теоретический расход воздуха, необходимый для сжигания 1нм3 топлива
(1.1) Состав продуктов сгорания топливного газа: 1) трехатомные газы (1.2) 2) водяные пары: (1.3) 3) свободный кислород: (1.4) 4) свободный азот (1.5) 5) количество сухого воздуха, необходимое для сжигания 1кг топлива (1.6) Расчет цикла. Температура воздуха в конце процесса сжатия: 1) теоретическая 278 458,98 (1.7) 2) действительная (1.8) где - КПД осевого компрессора (принято с аналога) [2]; ; - показатель адиабаты для воздуха; - степень повышения давления в компрессоре [2]. Работа, затрачиваемая на сжатие 1кг воздуха в компрессоре: (1.9) где - удельная теплоемкость воздуха. Температура газов на входе в газовую турбину [2]; - показатель адиабаты дымовых газов; - коэффициент потерь в воздушном тракте и КС; - коэффициент потерь во всасывающем и выходном трактах; 6,702;
(1.10) где - КПД турбины. Работа расширения 1кг рабочего тела в турбине:
(1.11)
где - удельная теплоемкость газа. Расчет мощности и количества рабочего тела. Энтальпия продуктов сгорания: (1.12) Энтальпия топливного газа на входе в КС:
(1.13) Энтальпия воздуха после компрессора:
(1.14) Количество теплоты, переданное топливному газу в КС: = (1.15) где - степень регенерации Количество теплоты, переданное воздуху в КС:
(1.16) Уточнить значение α: (1.17) Расчет тепловой схемы после окончательного определения α: Расход газа через турбину: (1.18)
где [2]. - эффективная энергия (1.19) (1.20) - коэффициент, учитывающий дополнительные утечки воздуха через уплотнения Расход воздуха, подаваемый компрессором:
(1.21) Расход топлива:
(1.22)
Мощность, развиваемая газовой турбиной:
(1.23)
Мощность, потребляемая компрессором:
(1.24)
Коэффициент полезной работы:
0,46 (1.25) Эффективный КПД ГТУ:
(1.26) где, (1.27)
2 Расчет осевого компрессора: Исходные данные: - начальная температура воздуха перед компрессором (по заданию); - начальное давление воздуха; - степень повышения давления в компрессоре [2]; - расход воздуха, подаваемый компрессором; - частота вращения вала [2]; - коэффициент аэродинамического сопротивления проточной части. Предварительный выбор числа ступеней (с аналога): . Принять осредненное значение для воздуха: ; - удельная теплоемкость воздуха; ; - показатель адиабаты для воздуха. Параметры воздуха перед первой и за последней ступенями компрессора [1]: - скорость во входном патрубке; - скорость перед первой ступенью; - скорость в выходном патрубке; - скорость за последней ступенью; - КПД входного патрубка; - КПД выходного патрубка; - КПД компрессора (принято с аналога) [2]. Плотность воздуха перед компрессором, по параметрам торможения
(2.1) Потеря давления торможения во входном патрубке: (2.2)
Давление торможения перед первой ступенью:
(2.3) Температура воздуха перед первой ступенью: (2.4) Давление перед первой ступенью: (2.5) Плотность воздуха перед первой ступенью: (2.6) Объемный расход воздуха через первую ступень: (2.7) Окружная скорость концов рабочих лопаток первой ступени:
(2.8) где, - относительный диаметр втулки [1]; - коэффициент расхода первой ступени [1]. Меридиональная проекция скорости перед первой ступенью: (2.8) Диаметры первой ступени: - периферийный (2.9) - прикорневой (2.10)
Высота рабочих лопаток первой ступени:
(2.11) Произведем аналогичную оценку параметров воздуха за последней ступенью и определим ее размеры: Давление торможения за компрессором 714341,25 (2.12) Температура торможения за компрессором (по располагаемому теплоперепаду): (2.13) К (2.14) Плотность воздуха за компрессором (по параметрам торможения):
(2.15) Потеря полного давления в выходном патрубке: (2.16) Давление торможения за последней ступенью:
(2.17) Температура воздуха за последней ступенью:
(2.18) Давление воздуха за последней ступенью: (2.19)
Плотность воздуха за последней ступенью:
(2.20) Прикорневой диаметр рабочей лопатки последней ступени:
(2.21) где - периферийный диаметр рабочей лопатки последней ступени. Высота рабочей лопатки последней ступени:
(2.22) Оценка числа ступеней: Действительный теплоперепад в компрессоре
(2.23) Теплоперепад первой ступени: (2.24) где (2.25) Теплоперепад последней ступени: (2.26) где (2.27) Средний теплоперепад ступеней: (2.28) Число ступеней компрессора: (2.29) Расчет первой ступени осевого компрессора: Примем максимальное значение . Закрутку потока перед рабочим колесом примем в сторону вращения ротора, что позволит уменьшить число Маха:
(2.30) Степень реактивности у корня:
(2.31)
Степень реактивности на периферии:
(2.32)
Расчет треугольников скоростей и углов лопаток на среднем квадратичном диаметре:
(2.33)
Примем Меридиональная проекция скорости
(2.34)
где - средний диаметр ступени. Окружная скорость лопаток первой ступени компрессора:
(2.35) Меридиональная проекция скорости первой ступени:
(2.36) (2.37) (2.38) (2.39) (2.40) Относительные шаги: ; [6]. Коэффициент, зависящий от средней линии и углы выхода потока:а=0,4 - для рабочих лопаток (2.41) - для направляющих лопаток (2.42)
Углы атаки принимаем: [1] Входные углы лопаток:
(2.43) (2.44) Выходные углы лопаток
(2.45) (2.46) Построим в масштабе треугольник скоростей рассчитанной ступени:
Рисунок 4 - Треугольник скоростей рассчитанной ступени Т.к. максимальное число Маха достигается у вершин рабочих лопаток, рассчитаем его величину: Меридиональная проекция скорости первой ступени:
(2.47) Круговая проекция скорости первой ступени:
(2.48) Скорость звука:
(2.49) Число Маха (максимальное):
(2.50) Расчет последней ступени. Примем максимальное значение . Закрутку потока перед рабочим колесом примем в сторону вращения ротора, что позволит уменьшить число Маха:
(2.51) Степень реактивности у корня:
(2.52) Степень реактивности на периферии:
(2.53) Где, радиус корневых сечений лопаток последней ступени равен rzк=dzк/2= 0,6599 /2= 0,3300м; радиус периферийных сечений лопаток последней ступени равен rzп=dzп/2= 0,7987 /2= 0,3994 м Окружная скорость концов рабочих лопаток последней ступени: п=*dzп*n= 3,14 * 138,333* 0,7987=347,12м/с Расчет треугольников скоростей и углов лопаток на среднем квадратичном диаметре (2.54) Примем Меридиональная проекция скорости:
(2.55) где - средний диаметр ступени. Окружная скорость лопаток первой ступени компрессора:
(2.57) Меридиональная проекция скорости первой ступени:
(2.58) (2.59) (2.60) (2.61) (2.62) Относительные шаги: ; [6]. Коэффициент, зависящий от средней линии и углы выхода потока:а=0,5 - для рабочих лопаток (2.63) для направляющих лопаток (2.64) Углы атаки принимаем: [1] Входные углы лопаток:
(2.65) (2.66)
Выходные углы лопаток:
(2.67) (2.68) Построим в масштабе треугольник скоростей рассчитанной ступени:
Т.к. максимальное число Маха достигается у вершин рабочих лопаток, рассчитаем его величину: Меридиональная проекция скорости последней ступени:
(2.69) Круговая проекция скорости первой ступени:
(2.70) Скорость звука: (2.71) Число Маха (максимальное):
Расчет газовой турбины Исходные данные: - начальная температура газов перед турбиной [2]; - конечное давление (за СТ); отношение давлений в турбине [2]; - расход газа; Характеристики рабочего тела: ; = 0,2866 кДж/кг =0,285 Теплоперепад турбины (по параметрам торможения): (3.1) Определить параметры газа перед первой и за последней ступенями, приняв примерные величины скоростей и КПД [1]: - скорость во входном патрубке; - скорость перед первой ступенью; - скорость в выходном патрубке - скорость за последней ступенью; - КПД входного патрубка; - КПД выходного патрубка; - КПД турбины [2]. Давление торможения перед турбиной:
(3.2) Плотность газа перед турбиной (по параметрам торможения): (3.3)
Потери давления во входном патрубке:
(3.4) Давление торможения перед первой ступенью:
(3.5)
Температура газов за турбиной:
(3.6) (3.7) Температура газов за последней ступенью:
(3.8) Считая, что давление газа за турбиной примерно равно давлению газа за последней ступенью, определить плотность газа за последней ступенью по формуле: (3.9) Потеря полного давления в выходном патрубке: (3.10) Давление торможения за последней ступенью:
(3.11) Располагаемый теплоперепад (по параметрам перед первой и за последней ступенями турбины): (3.12) где (3.13) м (3.14) Частота вращения роторов:
(3.15) =330,91 (3.16)
Располагаемый теплоперепад одной ступени:
(3.17)
. Число ступеней турбины: (3.18) Определить коэффициент возврата теплоты и уточнить теплоперепад ступеней:
(3.19) Теплоперепад одной ступени:
(3.20)
Предварительная оценка высот лопаток первой и последней ступеней:
(3.21)
где - корневой диаметр первой ступени турбины высокого давления (с аналога); . Высота направляющих лопаток на входе:
(3.22)
Высота лопатки последней ступени:
(3.23) где - периферийный диаметр последней ступени (по аналогу); - прикорневой диаметр последней ступени. Площадь проходного сечения последней ступени:
(3.24)
Меридиональная скорость за последней ступенью:
(3.25)
Найти значение меридиональной скорости за соплами первой ступени, приняв для корневого сечения: ; - степень реакции [1]; - коэффициент скорости [1].
(3.26) Меридиональная скорость (у корня первой ступени):
(3.27) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 219. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |