![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Расчет мощности и количества рабочего тела.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Введение Газотурбинной установкой ГТУ называют тепловой двигатель, состоящий из трёх основных элементов: воздушного компрессора, камеры сгорания и газовой турбины. На рисунке 1 представлена схема простой ГТУ. Принцип действия установки сводится к следующему. Атмосферный воздух сжимается компрессором К и при повышенном давлении подаётся в камеру сгорания КС, куда одновременно подают жидкое топливо топливным насосом ТН или газообразное топливо от газового компрессора. В камере сгорания воздух разделяется на два потока: один поток в количестве, необходимом для сгорания топлива поступает внутрь жаровой трубы ЖТ; второй - обтекает жаровую трубу снаружи и подмешивается к продуктам сгорания для понижения их температуры. Процесс сгорания в камере происходит при почти постоянном давлении. Получающийся после смешения потоков газ поступает в газовую турбину Т, в которой, расширяясь, совершает работу, а затем выбрасывается в атмосферу. Развиваемая турбиной мощность частично расходуется на привод компрессора, а оставшаяся часть является полезной мощностью газотурбинной установки. Рисунок 1
В цикле простой ГТУ газы покидают температуру при высокой температурой, что является основной причиной низкой энергетической эффективности подобных установок. Одним из путей использования теплоты уходящих газов является применение теплообменных аппаратов - регенераторов, в которых уходящие газы отдают часть своей теплоты воздуху, сжатому в компрессоре. Схема ГТУ с регенератором показана на рисунке 2. Цикл простой ГТУ без учёта потерь в воздушном и газовом трактах представлен в T, s - диаграмме на рисунке 3, а. Точка a определяется начальными параметрами воздуха перед компрессором. Линия ab соответствует процессу сжатия воздуха в компрессоре до параметров pb и Tb, а линия ab' - изоэнтропийному сжатию до того же конечного давления pb и температуры Tbt. Линией bc изображён процесс изобарического подвода теплоты в камере сгорания. Линия cd соответствует процессу расширения газа в турбине до давления pd, cd' - изоэнтропийному расширению до того же давления pd. Линия da - условное замыкание цикла. На самом деле в точке d продукты сгорания выбрасываются в атмосферу. Следует отметить, что изображение всего цикла ГТУ на одной диаграмме условно, поскольку построено для одного неизменного вещества, в то время как процессы, составляющие цикл соответствуют разным веществам. Так в процессе сжатия в качестве рабочего тела выступает воздух, в процессе расширения - продукты сгорания, а процесс в камере сгорания в результате химической реакции протекает при переменном составе рабочей среды. Не смотря на это, условность изображения цикла позволяет с достаточной точностью проводить определение характеристик ГТУ.
Рисунок 2 Рисунок 3 Процесс ГТУ с регенерацией в T, s - диаграмме изображён на рисунке 3, б. Линия be соответствует нагреву воздуха, а линия df - охлаждению продуктов сгорания в регенераторе. В настоящее время ГТУ применяются для различных целей. Широкое распространение они получили в авиации и дальнем газоснабжении. В авиации газотурбинный двигатель занимает ведущее место, почти полностью вытеснив двигатель внутреннего сгорания. На компрессорных станциях магистральных газопроводов ГТУ используются в качестве двигателей для привода газоперекачивающих компрессоров. При этом топливом служит газ, отбираемый из магистральной линии. В стационарной энергетике на тепловых электрических станциях применяются ГТУ в качестве резервных и пиковых источников энергии, а также в составе парогазотурбинных установок (ПГУ). В ПГУ отходящие от ГТУ газы подаются в котёл-утилизатор, где вырабатывается водяной пар, подаваемый в паровую турбину, которая вырабатывает дополнительную мощность. ГТУ находят применение также в качестве теплофикационных установок. В этом случае газы из турбины подаются в специальный котёл или водяной подогреватель. Уменьшение температуры уходящих газов вызывает значительное возрастание КПД установки, а сама установка оказывается проще и дешевле соответствующей паротурбинной установки. В промышленности ГТУ широко применяются в доменном производстве для привода воздуходувок, которые подают воздух повышенного давления в печь. При этом топливом для установки служит доменный газ - побочный продукт доменного производства. В качестве двигателя ГТУ наряду с другими типами двигателей используются на железнодорожном транспорте, в торговом и военно-морском флоте. Автомобиль с газотурбинным двигателем пока ещё находится в стадии разработки. Таким образом, ГТУ является перспективным и широко распространённым тепловым двигателем.
Исходные данные 1) Производитель ОАО Невский завод 2) Модель: ГТНР - 16 3) Мощность: 16 МВТ 4) КПД = 32,53% 5) Степень повышения давления = 7,05 6)Температура газа на выходе = 1213 К 7)Температура воздуха = -5°С 8)Месторождение: Бованенское Конструкция агрегата ГТНР-16, отвечающего современным требованиям, выбрана так, чтобы сохранить подсоединительные размеры агрегата ГТК-10, для возможности монтажа на место агрегата ГТК-10 без изменения фундамента. В ГТНР-16 применены такие усовершенствования, как независимая подвеска среднего подшипника ротора, быстросъемные сотовые уплотнения лопаточного аппарата, воздушное охлаждение корпусных деталей, турбины высокого давления, соплового аппарата 1-й ступени и многое другое. Кроме того, в конструкции ГПА предусмотрена возможность остановки без стравливания газа из контуров нагнетателя и запуска его в работу под полным давлением в контуре. Это значительно улучшает экологическую обстановку на компрессорной станции и обеспечивает экономию природного газа. В значительной мере сохранены детали и даже узлы агрегата ГТК-10, позволяющие использовать имеющиеся навыки, инструмент и запчасти при проведении профилактических и ремонтных работ. При исключении регенератора параметры агрегата позволяют использовать его в теплофикационных схемах. Также ГТНР-16 может использоваться для привода электрогенераторов мощностью 10-16 МВт при наличии соответствующего редуктора. Высокими показателями экономичности, надежности, ресурсными показателями отличается газотурбинный агрегат «Надежда», мощностью 16,3МВт и с КПД 43%, с регенерацией тепла уходящих газов и промежуточным охлаждением в осевом компрессоре. Основные технические характеристики агрегатов ГТНР-16 и ГПА «Надежда» приведены в таблице. Широкое внедрение агрегатов «Надежда» на КС позволит обеспечить экономию топливно-энергетических ресурсов на 2,5 млн. тонн условного топлива в год.
Таблица 1 Основные технические характеристики агрегатов ГТНР-16 и ГПА «Надежда»:
1.1 Расчет тепловой схемы ГТУ. Расчет камеры сгорания. Объемный состав топливного газа: Месторождение: Бованенское Таблица 2
Относительная плотность по воздуху: Удельная теплота сгорания: Теоретический расход воздуха, необходимый для сжигания 1нм3 топлива
Состав продуктов сгорания топливного газа: 1) трехатомные газы
2) водяные пары:
3) свободный кислород:
4) свободный азот
5) количество сухого воздуха, необходимое для сжигания 1кг топлива
Расчет цикла. Температура воздуха в конце процесса сжатия: 1) теоретическая
2) действительная
где
Работа, затрачиваемая на сжатие 1кг воздуха в компрессоре:
где Температура газов на входе в газовую турбину
где Работа расширения 1кг рабочего тела в турбине:
где Расчет мощности и количества рабочего тела. Энтальпия продуктов сгорания:
Энтальпия топливного газа на входе в КС:
Энтальпия воздуха после компрессора:
Количество теплоты, переданное топливному газу в КС:
где Количество теплоты, переданное воздуху в КС:
Уточнить значение α:
Расчет тепловой схемы после окончательного определения α: Расход газа через турбину:
где
Расход воздуха, подаваемый компрессором:
Расход топлива:
Мощность, развиваемая газовой турбиной:
Мощность, потребляемая компрессором:
Коэффициент полезной работы:
Эффективный КПД ГТУ:
где,
2 Расчет осевого компрессора: Исходные данные:
Предварительный выбор числа ступеней (с аналога):
Принять осредненное значение для воздуха:
Параметры воздуха перед первой и за последней ступенями компрессора [1]:
Плотность воздуха перед компрессором, по параметрам торможения
Потеря давления торможения во входном патрубке:
Давление торможения перед первой ступенью:
Температура воздуха перед первой ступенью:
Давление перед первой ступенью:
Плотность воздуха перед первой ступенью:
Объемный расход воздуха через первую ступень:
Окружная скорость концов рабочих лопаток первой ступени:
где,
Меридиональная проекция скорости перед первой ступенью:
Диаметры первой ступени:
Высота рабочих лопаток первой ступени:
Произведем аналогичную оценку параметров воздуха за последней ступенью и определим ее размеры: Давление торможения за компрессором
Температура торможения за компрессором (по располагаемому теплоперепаду):
Плотность воздуха за компрессором (по параметрам торможения):
Потеря полного давления в выходном патрубке:
Давление торможения за последней ступенью:
Температура воздуха за последней ступенью:
Давление воздуха за последней ступенью:
Плотность воздуха за последней ступенью:
Прикорневой диаметр рабочей лопатки последней ступени:
где Высота рабочей лопатки последней ступени:
Оценка числа ступеней: Действительный теплоперепад в компрессоре
Теплоперепад первой ступени:
где Теплоперепад последней ступени:
где Средний теплоперепад ступеней:
Число ступеней компрессора:
Расчет первой ступени осевого компрессора: Примем максимальное значение Закрутку потока перед рабочим колесом примем в сторону вращения ротора, что позволит уменьшить число Маха:
Степень реактивности у корня:
Степень реактивности на периферии:
Расчет треугольников скоростей и углов лопаток на среднем квадратичном диаметре:
Примем Меридиональная проекция скорости
где Окружная скорость лопаток первой ступени компрессора:
Меридиональная проекция скорости первой ступени:
Относительные шаги: Коэффициент, зависящий от средней линии и углы выхода потока:а=0,4
Углы атаки принимаем: Входные углы лопаток:
Выходные углы лопаток
Построим в масштабе треугольник скоростей рассчитанной ступени:
Рисунок 4 - Треугольник скоростей рассчитанной ступени Т.к. максимальное число Маха достигается у вершин рабочих лопаток, рассчитаем его величину: Меридиональная проекция скорости первой ступени:
Круговая проекция скорости первой ступени:
Скорость звука:
Число Маха (максимальное):
Расчет последней ступени. Примем максимальное значение Закрутку потока перед рабочим колесом примем в сторону вращения ротора, что позволит уменьшить число Маха:
Степень реактивности у корня:
Степень реактивности на периферии:
Где, радиус корневых сечений лопаток последней ступени равен rzк=dzк/2= 0,6599 /2= 0,3300м; радиус периферийных сечений лопаток последней ступени равен rzп=dzп/2= 0,7987 /2= 0,3994 м Окружная скорость концов рабочих лопаток последней ступени: п=*dzп*n= 3,14 * 138,333* 0,7987=347,12м/с Расчет треугольников скоростей и углов лопаток на среднем квадратичном диаметре
Примем Меридиональная проекция скорости:
где Окружная скорость лопаток первой ступени компрессора:
Меридиональная проекция скорости первой ступени:
Относительные шаги: Коэффициент, зависящий от средней линии и углы выхода потока:а=0,5
Углы атаки принимаем: Входные углы лопаток:
Выходные углы лопаток:
Построим в масштабе треугольник скоростей рассчитанной ступени:
Т.к. максимальное число Маха достигается у вершин рабочих лопаток, рассчитаем его величину: Меридиональная проекция скорости последней ступени:
Круговая проекция скорости первой ступени:
Скорость звука:
Число Маха (максимальное):
Расчет газовой турбины Исходные данные:
Характеристики рабочего тела:
Теплоперепад турбины (по параметрам торможения):
Определить параметры газа перед первой и за последней ступенями, приняв примерные величины скоростей и КПД [1]:
Давление торможения перед турбиной:
Плотность газа перед турбиной (по параметрам торможения):
Потери давления во входном патрубке:
Давление торможения перед первой ступенью:
Температура газов за турбиной:
Температура газов за последней ступенью:
Считая, что давление газа за турбиной примерно равно давлению газа за последней ступенью, определить плотность газа за последней ступенью по формуле:
Потеря полного давления в выходном патрубке:
Давление торможения за последней ступенью:
Располагаемый теплоперепад (по параметрам перед первой и за последней ступенями турбины):
где
Частота вращения роторов:
Располагаемый теплоперепад одной ступени:
Число ступеней турбины:
Определить коэффициент возврата теплоты и уточнить теплоперепад ступеней:
Теплоперепад одной ступени:
Предварительная оценка высот лопаток первой и последней ступеней:
где
Высота направляющих лопаток на входе:
Высота лопатки последней ступени:
где
Площадь проходного сечения последней ступени:
Меридиональная скорость за последней ступенью:
Найти значение меридиональной скорости за соплами первой ступени, приняв для корневого сечения:
Меридиональная скорость (у корня первой ступени):
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 244. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |