Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные функции и исходные принципы обновления содержания исторического образования




Введение

Историческое образование является одним из важнейших факторов формирования гражданственности, патриотизма и национального самосознания учащейся молодёжи, укрепления национальной безопасности и обеспечения устойчивого развития суверенного белорусского государства.

История как учебный предмет является органичной частью современного образовательного пространства, способствует формированию исторической памяти и исторического сознания. Объектом изучения истории является многообразие событий, явлений и процессов, происходивших в ходе развития человечества от первобытности до наших дней. Исключительно велика роль истории в становлении личности школьника. Она готовит его к жизни в постоянно меняющемся мире с учётом накопленного человечеством опыта, воспитывает гражданина и патриота своего Отечества, человека, уважающего культуру и историю других народов. Определяющим в этом процессе является формирование качеств личности, которые необходимы для выполнения гражданами социальных функций, обусловленных системой ценностей белорусского общества.

Содержание исторического образования ориентирует учащихся на изучение общества и его жизнедеятельности в разные исторические эпохи и в разных аспектах: общественно-политических, производственных, культурных, демографических, семейно-бытовых, экологических и пр. При этом оптимальным при изучении истории является сочетание формационного и цивилизационного подходов, использование хронологического, страноведческого и проблемного принципов.

Формационный подход рассматривает развитие человечества как естественно-географический процесс, в основе которого лежит последовательная смена общественно-экономических формаций с присущим каждой формации способом производства материальных благ. Цивилизационный подход акцентирует внимание на том, что отличает одну цивилизацию от другой, а внутри самой цивилизации придаёт исключительное значение прежде всего тому, что объединяет людей, – культуре во всём многообразии её форм и проявлений (религия, искусство, мораль, право, традиции, образ жизни и т. д.).

Цели и задачи исторического образования

Целями исторического образования являются овладение учащимися систематизированными знаниями о мировом историческом процессе и формирование представлений о месте в нём Беларуси, приобщение учащихся к достижениям отечественной и мировой культуры, воспитание социально активной и творческой личности, гражданина и патриота Отечества.

В связи с этим изучение истории в общеобразовательных учреждениях ориентировано на выполнение следующих задач:

– осмысление учащимися знаний об историческом процессе, необходимых для анализа современного этапа развития общества и прогнозирования собственной жизнедеятельности;

– осознание самоценности и уникальности культур народов мира;

– выработка ценностных ориентаций и личностных убеждений учащихся на основе идей гуманизма и патриотизма, принципов гражданского общества и правового государства.

На уровне общего базового образования средствами учебного предмета «Всемирная история. История Беларуси» формируется национальная идентичность – конкретная эмоционально-психологическая, политико-идеологическая и культурная позиция личности, которая проявляется в восприятии и идентификации себя в окружающем мире с точки зрения представителя белорусской нации, имеющей глубокие исторические корни. Обучение истории в базовой школе направлено на формирование у учащихся исторической памяти, представляющей собой все виды информации о событиях прошлого, их времени и месте, участниках исторических событий и способности дорожить историческими традициями своего народа.

На уровне общего среднего образования у учащихся формируется национальное самосознание, т. е. осознание своей принадлежности к современной белорусской нации как нации политической, определяющим признаком которой является наличие суверенного белорусского государства. Рассматриваются исторические процессы, приведшие к возникновению первых государственных образований на территории Беларуси, формы и особенности развития государственности на белорусских землях, географический фактор, обусловивший традиционное взаимодействие различных культур и цивилизаций, что обусловило многообразие белорусской культуры, составляющее её особенность по сравнению с культурами других народов. Показываются исторические предпосылки ментальности белорусов, таких её особенностей, как трудолюбие, дисциплинированность, здоровый консерватизм и приверженность традиционным ценностям, религиозная и культурная толерантность. Воспитывается понимание особенностей хозяйственного развития белорусских земель, формирования белорусской экономической модели и традиционных экономических связей.

Изучение истории в общеобразовательных учреждениях ориентировано на осмысление учащимися исторического опыта, формирование у них исторического мышления, выработку навыков социального прогнозирования, осознание исторической ответственности за свою деятельность.

Основные функции и исходные принципы обновления содержания исторического образования

Историческое образование призвано обеспечивать реализацию следующих функций образовательного процесса:

историко-познавательная, связанная с овладением школьниками определёнными основами научных знаний о важнейших тенденциях и закономерностях исторического развития общества во всём его многообразии и противоречивости;

обучающая, ориентированная на овладение учащимися общеучебными и специальными историческими способами деятельности;

развивающая, которая предусматривает формирование наглядно-образного и вербально-логического типов мышления, необходимых для преобразующей и творческой познавательной деятельности в условиях социальных трансформаций;

ценностно-мировоззренческая, способствующая социализации личности, ответственной за свои действия перед обществом и государством, и направленная на формирование активной жизненной позиции.

Теоретико-методологическими и дидактико-методическими основами модернизации содержания исторического образования, которые обусловлены сущностной природой исторического факта как события или явления исторической действительности, выступают следующие принципы:

принцип методологического плюрализма, позволяющий оптимально сочетать формационный и цивилизационный подходы, предполагающий философское обобщение и диалогическую интерпретацию исторических фактов;

принцип научной объективности, позволяющий изучать исторические процессы и явления в совокупности их положительных и негативных сторон, исключающий субъективизм, идеализацию и политическую конъюнктуру;

принцип историзма, предполагающий изучение исторических процессов, явлений, событий в их развитии с учётом причинно-следственных и системных связей;

принцип ведущей роли теоретических знаний, который предполагает усвоение учащимися исторических понятий разной степени обобщённости, причинно-следственных связей, закономерностей общественного развития, теоретических выводов и обобщённых характеристик процессов, явлений, событий;

принцип сочетания формализованных (конкретные исторические события, их время, место, участники, понятийно-терминологический аппарат, устоявшиеся теоретические положения) и неформализованных (субъективные суждения, мнения, оценки, версии) исторических знаний;

принцип междисциплинарности, предполагающий использование межпредметных связей при изучении истории, обществоведения, литературы, географии;

принцип культурно-исторической среды, ориентирующий учащихся на понимание своеобразия исторической среды различных народов, в том числе белорусского, которая оказывает влияние на особенности их развития, и предполагающий трансляцию и усвоение учащимися достижений отечественной и мировой культуры;

принцип систематичности и преемственности между ступенями обучения истории в начальной, базовой и средней школе;

принцип доступности в обучении истории, требующий учёта возрастных особенностей и познавательных возможностей учащихся;

принцип изучения истории Беларуси в контексте региональной и всемирной истории.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...