Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема №5. Общие методы воспитания: понятие, специфика применения.




Контрольная работа по курсу «Теории обучения и воспитания» для студентов ОЗО, обучающихся по направлению подготовки

Психолого-педагогическое образование

Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

(часть 2. Теория воспитания)

Тема №1. Подходы к определению содержания понятия «воспитание» как отражение его многоаспектности

Задания:

1. Используя источники 1, 3, 4. 5, выделите различные ракурсы рассмотрения термина «воспитание». Результаты систематизируйте в таблице:

Воспитание как явление … Определение термина «воспитание» Доминирующая задача Представители
социальное      
биологическое      
культурологическое      
психологическое      
профессиональное      

2. Нарисуйте схему взаимосвязи выявленных ракурсов рассмотрения термина «воспитание».

3. Используя источник 2, проанализируйте специфику понимания термина «воспитание» в различных философско-педагогических концепциях воспитания. Результаты представьте в таблице:

Философско-педагогическая концепция Понятие о воспитании
прагматизм  
неопозитивизм  
экзистенциализм  
неотомизм  
бихевиоризм  

4. Составьте синквейн на термин «воспитание» в том аспекте его понимания, который с вашей точки зрения сегодня наиболее актуален.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Педагогика [Текст]: учебник для пед. вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Пед. общ-во России, 2008. - (гл. Сущность воспитания и его особенности) стр. 452 – 466.

2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. [Текст]: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. - М.: Владос, 2003. (Кн.1, Глава «Цели воспитания») – стр. 127 – 153.

3. Сластенин В.А. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студ. пед. учеб.заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. - (гл. Развитие, социализация и воспитание личности, § 1.Развитие личности как педагогическая проблема) стр.112 – 128.

Дополнительная литература:                      

4. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издатеьский центр «Академия», 2005. – (Гл. «О возникновении и развитии воспитания») стр. 6 – 13.

5. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст] : учебное пособие / В.С. Селиванов ; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. – (гл. «Сущность воспитания») стр.107 – 113.

Тема №2. Идентификация закономерностей и принципов воспитания

Задания:

1. Используя источники 1 и 2, актуализируйте свои знания о закономерностях и принципах воспитания. Материал систематизируйте, составив кластер «Закономерности и принципы воспитания».

2. Используя любые произведения художественной литературы, подберите 2-3 отрывка из произведений, характеризующихпроявление тех или иных закономерностей и принципов воспитания.

3. Вподобранных пословицах и поговорках обоснуйте проявление закономерностей и принципов воспитания.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Педагогика [Текст]: учебник для пед. вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Пед. общ-во России, 2008. - (гл. Общие закономерности и принципы воспитания) стр. 480 – 499.

2. Сластенин В.А. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студ. пед. учеб.заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. - (гл. Воспитание в целостном педагогическом процессе, § 4.Закономерности и принципы гуманистического воспитания) стр.290 – 299.

Дополнительная литература:

3. http://bim-bad.ru/ (сайт академика Российской Академии образования Бориса Михайловича Бим-Бада (публикации этого и других авторов по педагогической антропологии, философии и теории образования, актуальным проблемам обучения и воспитания).

 

Тема №3. Цель воспитания: анализ подходов и оснований.

Задания:

1. Используя источник 1 (стр. 127-132), проанализируйте изменение цели воспитания в зависимости от типа общественно-экономических отношений. Изученный материал систематизируйте в таблице:

Общественно-экономическая формация Особенности периода Способ производства Особенности производственных отношений Цель воспитания Причины изменения цели воспитания
           

2. Используя источник 1 (стр. 133-136), проанализируйте разнообразие подходов к определению цели воспитания в различные периоды истории. Материал систематизируйте в таблице:

Автор Даты жизни (см. педагогическую энциклопедию) Цель воспитания
     

На основании материала в таблице, сделайте вывод о тенденциях изменения цели воспитания с течением времени.

3. Используя источник 1 (стр. 145-153) и 2, проанализируйте специфику цели воспитания в зависимости от философского основания концепции. Материал систематизируйте в таблице:

Философско-педагогическое направление Цель воспитания Ценности, лежащие в основании Цитата, характеризующая цель Представители
Прагматизм        
Неопозитивизм        
Экзистенциализм        
Неотомизм        
Бихевиоризм        

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. [Текст]: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. - М.: Владос, 2003. (Кн.1, Глава «Цели воспитания») – стр. 127 – 153.

Дополнительная литература:                      

2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – стр. 18-24 (п. 1.4.Ценности воспитательной деятельности)

 

Количество часов на самостоятельную работу: 3

Форма контроля: опрос на семинаре.

 

Тема №4. Содержание воспитания: понятие, структура.

Задания:

1. Используя все предложенные источники, проанализируйте понятие о содержании воспитания, его специфику и структуру. Изученный материал систематизируйте в таблице:

Понятие (автор, понятие – выписать разные подходы)  
Отличие содержания воспитания от содержания обучения  
Структурные единицы содержания воспитания (автор, описание структуры)  

2. Источник 3, охарактеризуйте функциональный подход к определению содержания воспитания по структурным компонентам. Результаты зафиксируйте в таблице:

Направление содержания воспитания Цель Информационный уровень Операционный уровень Аксиологический уровень
Умственное        
Нравственное        
Физическое        
Трудовое        
Эстетическое        

3. Используя источник 1, охарактеризуйте социальный подход к определению содержания воспитания по структурным компонентам. Результаты зафиксируйте в таблице:

Направление содержания воспитания Цель Информационный уровень Операционный уровень Аксиологический уровень
Семьянин        
Работник        
Гражданин        

4. На основе изученного материала составьте кластер «Содержание воспитания».

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. [Текст]: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. - М.: Владос, 2003. (Кн.2, Глава «Сущность и содержание процесса воспитания») – стр. 27 –30.

Дополнительная литература:                      

2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – стр. 124 – 138 (п.п. 5.2.Содержание воспитательной деятельности)

3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст] : учебное пособие / В.С. Селиванов ; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. – стр. 63-67 (Гл.3 Цель воспитания как педагогическая проблема, п.3 Содержание понятия «всестороннее развития личности»).

4. http://bim-bad.ru/ (статья В.А. Ситарова «Содержание образования»)

 

Тема №5. Общие методы воспитания: понятие, специфика применения.

Задания:

1. Используя предложенные источники, проанализируйте понятие об общих методах воспитания. Изученный материал систематизируйте в таблице:

Понятие о методах воспитания  
Подходы к классификации методов воспитания 1. Классификационный признак… классификация… (автор) 2. Классификационный признак… классификация… (автор)
Факторы отбора метода воспитания  

2. Используя предложенные источники, проанализируйте специфику общих методов воспитания. Составьте обобщающую таблицу «Характеристика общих методов воспитания».










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...