Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы оценки трудовой нагрузки и психодиагностики функциональных состояний




Для характеристики влияния на состояние работоспособности неблагоприятных факторов условий труда и трудовой нагрузки в  Московском НИИ труда в 70-е гг. XX в. была разработана медико-физиологическая классификация работ по тяжести (Славина Э. С., Макушин В. Г., 1974). На основе классификации создана методика экспертной количественной оценки тяжести работ (под тяжестью работы понимается интегральная оценка неблагоприятного влияния труда на функциональное состояние работника, а не только физическая нагрузка) (Количественная,.., 1977; Методика..., 1980; Носкова О. Г., 1988). В приложении 12 представлена упрощенная программа экспертной оценки факторов условий труда и трудовой нагрузки на трудовом посту, которая может использоваться в аттестации видов труда в производственной организации.

Можно выделить группу методов, специализированных на выявлении факторов стресса в труде. Это могут быть опросники, в которых выявляются типичные неблагоприятные стороны профессии, ведущие к развитию неблагоприятных функциональных состояний в труде. Примером могут служить «Опросник факторов профессионального стресса» Ч. Спилбергера (1994), в котором респонденту (профессионалу) требуется оценить частоту встечаемости каждого пункта опросника и степень интенсивности действия каждого фактора; опросник под названием «Инструмент для анализа стресса на работе» Н.Земмера и др. (1998).

252


Для оценки функциональных состояний субъекта труда применяют диагностические методы разного вида:

а) поведенческие (хронометраж продуктивности работы, ана-
лиз брака в разные часы работы; тестовые задания, моделирую
щие работу психики в профессиональных задачах, например кор
ректурная проба Бурдона);

б) психометрические (методы, ориентированные на оценку со
стояния психических функций, например, задания на проверку
эффективности оперативной кратковременной памяти или проба
измерения критической частоты слияния мельканий — КЧСМ);

в) физиологические (оценивающие состояние физиологических
функций, например, замеры частоты сердечных сокращений,
дыхания, артериального давления);

г) методы субъектной оценки и шкалирования ощущений уста-
лости, самочувствия, настроения (методика «САН») или сбор
количества симптомов утомления и измерение их интенсивности
(Леонова А. Б., 1984).

Выбор диагностических методов определяется задачей исследования функциональных состояний и должен основываться на предварительном психологическом анализе профессиональной деятельности субъекта труда. Психологическое изучение профессии необходимо для понимания причин профессионального утомления, факторов снижения работоспособности или стресса в конкретной ситуации, а также для выделения наиболее подверженных утомлению или стрессу функциональных систем работающего человека.













Вопросы и задания

1. Что такое функциональное состояние, профессиональная рабо-
тоспособность и трудоспособность?

2. Для каких задач практики необходимо исследовать и оценивать
работоспособность человека?

3. Назовите виды желательных и неблагоприятных функциональных
состояний человека в труде.

4. Дайте характеристику четвертой стадии переутомления.

5. Какие виды стресса встречаются в профессиональной деятельно-
сти? Назовите основные концепции исследования стресса.

6. Перечислите пути оптимизации функциональных состояний че-
ловека в труде.

7. Каковы правила эффективного использования функциональной
музыки на производстве?

8. Каковы этапы формирования оптимального индивидуального стиля
саморегуляции состояний?

9. Назовите методы диагностики функциональных состояний в тру-
де. Какие методы психодиагностики следовало бы использовать для оценки
функционального состояния оператора ЭВМ?


ГЛАВА 10











ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ БОЛЬНЫХ И ИНВАЛИДОВ










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...