Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Может ли человек владеть разными стилями деятельности?
Данный вопрос отражает наши представления о пределах изменчивости функционирования человека, о вариативности спо- 176 собов его деятельности, их энергетической составляющей и о том, в какой мере субъект деятельности может осознанно выбирать приемы деятельности, временные и энергетические режимы функционирования, менять смысловые акценты в осуществлении отдельных задач, действий и деятельности в целом. Каждый чело- век, кроме того, выполняет не одну какую-либо деятельности, он сталкивается с изменчивым многообразием деятельности. По- этому единый, типичный ИСД конкретного человека если и существует относительно продолжительное время, то, возможно, в виде предпочитаемых форм занятий, активности, инвариантных способов самоорганизации деятельности. В работе В. И. Моросановой исследованы стили саморегуляции деятельности на материале спорта высоких достижений (пулевая стрельба), в организации предвыборных компаний политиков, учебной деятельности студентов (Моросанова В. И., 2001). В работах В. А. Толочека ИСД исследовался у спортсменов, руководителей. Отмечено, что спортсмены-борцы высшего уровня мастерства, как правило, владеют разными стилями-тактиками ведения боя, гибко меняя их в поединках с разными соперниками, на разных этапах схватки (Толочек В. А., 2000). В.А.Толочек отмечает, что ИСД формируется не только под влиянием свойств индивидуальности субъекта, но и в зависимости от организационной среды, в которой протекает деятельность, а так же от стилей и особенностей поведения других лиц, с которыми взаимодействует данный субъект деятельности. ИСД, согласно В.А.Толочеку, является целостной системой психологических средств наилучшего (с точки зрения продуктивности деятельности и удобства, комфортности ее процесса для субъекта) уравновешивания своей индивидуальности с условиями и требованиями деятельности. Эта система включает в свой состав не только самые характерные, используемые действия, приемы, но и отвергаемые (как неудобные, некомфортные). Так, например, в изучении стилей спортивной борьбы им выделен силовой атакующий стиль, его приверженцы предпочитают обороняющегося, малоподвижного противника, атакующую тактику, бой в ближней дистанции и отвергают контратакующую тактику атакующего, высокоподвижного противника, бой на дальней дистанции. Представители атакующего темпового стиля предпочитают высокоподвижного противника, высокий темп, бой на дальней и средней дистанции, но отвергают контратакующую тактику, низкий темп, ближнюю дистанцию. В. А.Толочек отмечает, что в процессе деятельности способы ее выполнения могут меняться, но при этом сохраняется некоторая ее устойчивая часть. При неэффективной деятельности, в условиях стресса субъект может использовать способы деятельнос- 177 ти, неадекватные ее условиям. Стиль изменчив в процессе прш способления субъекта к требованиям деятельности, среде ее про- текания, к особенностям партнеров по деятельности, но суще- ствуют и универсальные формы стиля как устойчиво повторяю- щиеся формы адаптации субъекта к разным условиям среды, дея-тельности (Толочек В. А., 2001, с. 132). В целом индивидуальный стиль деятельности понимается как гибкая, вариативно-изменчивая функциональная система, «име- щая определенные качественно-количественные границы» (там же,с. 151), в частности границы субъективно удобных и неудобш способов, режимов работы, границы эффективных и неэффек- тивных приемов деятельности. Степень осознанности индивидуального стиля деятельности Как нам представляется, при относительном постоянстве со- держания труда, условий и средств его осуществления у субъект труда, стремящегося к достижению высоких результатов, может стихийно сформироваться эффективный ИСД. В сложных вида труда, особенно в тех случаях, когда мастерство профессиош состоит в его владении собой, формировании функциональных средств деятельности, достижение успеха требует от субъекта со- знательной развернутой ориентировки как в самих выполняемых трудовых задачах, внешних средствах, так и в субъектных усло-виях их осуществления. Психолог может быть полезным помощником профессионала в его самопонимании, самодиагностике, выработке индивидуально оптимальных стратегий и тактик деятельности. В. А. Толочек подчеркивает, что формирование ИСД опирается как на сознательные, так и на бессознательные механизмы пассивной и активной адаптации человека к среде, к деятельности (Толочек В.А., 2001, с. 148). К сознательным механизмам формирования и реализации ИСД он относит проявления рефлексии и саморефлексии, саморегуляции своей активности, выбор способов деятельности; к бессознательным механизмам ИСД — формирование навыков и эмоциональное переживание удобства, предпочтения, легкости или, напротив, трудности, дискомфорта, сопровождающих процесс деятельности (там же, с. 149). о.а.конопкин и В.Ц.Моросанова (1989) исследовали личностные особенности саморегуляции деятельности, подобрав группы испытуемых с высокой степенью выраженности акцентуаций личности (истероидно-демонстративными, застревающе-педантичными, возбудимыми-имттульсивными акцентуациями). Выраженность акцентуаций личности оценивалась с помощью опросника А. Е. Личко. 178 Рассматривались проявления личностных особенностей испы-чуемых в отношении компонентов структуры саморегуляции целенаправленной профессиональной деятельности (целеполагания, моделирования деятельности, программирования ее выполнения, контроля и коррекции в процессе исполнения). В результате исследования выявлены типы регуляции деятельности: гармонич-ный и акцентуированный, эффективный и со сниженной эффектностью. Оказалось, что эффективная саморегуляция деятельности доступна людям с проявлениями акцентуации личности. В первом случае регуляция и саморегуляция деятельности оказывались адекватными ее требованиям, успешными. Субъекты деятельности успешно достигали намеченных целей. Низкоэффективные стили регуляции у испытуемых с разными типами акцентуации были связаны с типичными трудностями, дефектами. Так, для истероидных личностей характерны низкоразвитое пла-шрование, целеполагание при высокоразвитом программирова-нии исполнения действий; для импульсивно-возбудимых лиц — слабое развитие блока модели условий и программирования действий; для застревающе-педантичных — трудности при осуществ-тении контрольно-коррекционных функций. О.А.Конопкин справедливо отмечает, что знание индивиду-альных особенностей стиля саморегуляции деятельности необхо-димо важные общие функциональные способности личности наряду с интересами, склонностями при выборе профессии. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 282. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |