Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды изобразительной деятельности и их значение в умственном, нравственном, эстетическом, физическом развитии школьников. (Рисование, лепка, аппликация, конструирование)




 

Основные виды деятельности:

Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению);

декоративная и конструктивная работа;

лепка;

аппликация;

объемно-пространственное моделирование;

проектно-конструктивная деятельность;

художественное фотографирование и видеосъемка;

восприятие явлений действительности и произведений искусства;

обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

изучение художественного наследия;

подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:

развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

а также развитие личностных качеств - самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.

Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии и Коране.

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художественное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к «прекрасному». Однако лишь бушующий океан или извержение вулкана мы постигаем как «возвышенное», которое человек сотворить не в силах. (Кант И. Критика способности суждения. М. 1994. )Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Одновременно эстетическое воспитание должно уберегать нас от ухода в «чистый эстетизм». В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения: музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города. Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студентов и преподавателей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека. Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения. Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюдение элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное питание, продуманное сочетание различных видов деятельности.

 

. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства. Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей.

 

Творчество учащихся понимается как самостоятельное решение новых поставленных перед ними задач. В занятиях рисованием заложены все предпосылки для развития творчества. Проявление его может быть связано не только с решением сложной задачи изображения, как в тематической композиции, но и с простейшей односложной задачей, решаемой в наброске с натуры, по памяти и представлению. Подвести ребенка к самостоятельности решения новой задачи, к открытиям - моя работа.

Систематическая работа по изобразительному искусству развивает такие качества личности, как пространственное мышление, острое ощущение цвета, зоркость глаза, формирует качества интеллекта человека, важные, в конечном счете, не только для работы по созданию рисунка, эскиза или модели предмета, но и для любой специальности, которую в дальнейшем выберет себе учащийся. К этим качествам относятся, прежде всего, образное представление и логическое мышление, именно они являются условием для творчества в любой деятельности человека. Эти качества проявляются уже у детей младшего школьного возраста в их занятиях изобразительным искусством, которые становятся потребностью развивающейся личности. В большей мере эти занятия способствуют проявлению индивидуальности школьника, что и создаёт особенно благоприятные условия для развития творческих способностей.

Осуществляя руководство изобразительной деятельностью, мне необходимо помнить, что это не обычное учебное занятие, на котором просто чему-то учатся, что-то узнают, а художественно-творческая деятельность, требующая от детей положительного эмоционального отношения, желания создать изображение, картину, прикладывая для этого умственные и физические усилия. Без этого успех невозможен.

Огромное значение в обучении и воспитании детей я придаю общению с природой. Именно природа во всей своей красоте вдохновляет людей творить: изображать, украшать, строить.

Природа наделила детей способностью ярко, эмоционально сопереживать новому, целостно воспринимать мир. В отличие от взрослых, дети не имеют инструментов, позволяющих воплотить прочувствованное. Это сложное идейно-эмоциональное содержание предмета поначалу живёт лишь в душе ребёнка, оно «невидимо», не имеет готового внешнего облика. Его надо вообразить, то есть придать ему соответствующую образность и форму, в которых замысел станет видимым, осязаемым, доступным другим людям. Для этого мне необходимо обогатить арсенал способов самовыражения детей, нужно дать ребёнку возможность познавать мир и манипулировать им.

Иногда приходится встречаться с мнением, что ребёнок работает творчески, когда учитель даёт ему полную свободу в рисовании на темы: выбор темы, момента, формы изображения. Чем шире этот выбор, тем более благоприятные условия создаются для проявления его инициативы. Например, в работе над иллюстрацией указывается сказка, из которой он может выбрать любой момент. Или даже ещё шире: он может выбрать любую сказку. Однако, в этих случаях отсутствует конкретная задача, которая должна стимулировать у ребёнка активность поиска изобразительных средств в решении ответа на поставленную перед ним изобразительную задачу. Другими словами, данная ему задача так широка и многозначна, что любое изображение может означать, что задание выполнено. Опыт показывает, что в этих случаях дети выбирают путь наименьшего сопротивления. Они изображают то, что видели в рисунках своих товарищей, в книжных иллюстрациях, или то, что подскажет им учитель рисунком на доске. Но для такого выполнения рисунка не требуется большой активности, усилия воли, напряжения памяти и других компонентов подлинного поиска.

Значит, не все формы преподавания развивают у детей творческие способности. Единство учебного и творческого стимулирования необходимо осуществлять путём заданий, знакомящих учащихся с элементарными понятиями и представлениями о действительности и особенностями изображения на плоскости, путём развития разнообразных умений для овладения основами реалистического изображения. К таким заданиям я отношу разнообразные элементарные упражнения. Они могут быть обусловлены разными учебными задачами в работе с натуры, по памяти и по представлению, в декоративной работе. Наряду с краткосрочными, простейшими упражнениями-этюдами включаю и более сложные комплексные задания, где одновременно решается несколько задач. С другой стороны, необходимы сужение и конкретизация тематических заданий, то есть перед ребятами ставлю конкретные изобразительные задачи, которые они должны самостоятельно решить. В этих условиях обе линии (обучение грамотности и развитие творчества) успешно реализуются. Инициатива ребёнка, его творческий поиск должны иметь место во всех заданиях.

Важным условием развития творческого воображения детей считаю применение ими разнообразных материалов и техник, а также смена видов изобразительной деятельности.

Наиболее эффективное построение содержания обучения - вариативное, т. к. позволяет использовать дифференцированный подход к учащимся, дает возможность учащимся реализовывать свои умения в соответствии со своими индивидуальными способностями.

Освоение как можно большего числа разнообразных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребёнка, проявлять творческое воображение - способность создать чувственный образ, раскрывающий внутреннее содержание.

Необходимо пробудить у ребенка личностную заинтересованность в искусстве. В этом мне помогают задания, требующие выражения собственного чувства отношения, настроения, замысла.

Творческие задания носят открытый характер, не имеют правильного ответа. Ответов столько же, сколько и детей. Моя роль состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих различий.

Использование компьютерных технологий позволяет развивать интерес к изобразительному искусству в новом качестве. Для достижения наилучших результатов в обучении и развитии творческих способностей компьютерные технологии незаменимы, т. к. они обладают более широкими возможностями, позволяют при минимуме затрат получить максимальный результат.

Использование компьютера на уроках изобразительного искусства позволяет активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика; создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Все интересные находки по развитию детского воображения систематизируются для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ.

 

. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству

 

Преподаватель изо. развивает эстетический вкус, худож-е знания и навыки, воспитывает стремление к познанию к совершенству, чтобы делать все окружающее лучше и красивее. Педагог ставит перед учеником учебные задачи, организует его наблюдения в процессе построения изображения по определенной системе, учит анализу натуры в процессе построения изображения, указывает путь быстрейшего усвоения учебного материала, учит анализировать, направляет внимание на самые важные особенности строения, внимательно следит за работой мысли ученика, постоянно ее направляя, поддерживая. не упуская его работу из вида. С первого класса закладывает у учащихся основы знаний и навыки реалистического изображения, отводит их от наивного и примитивного рисунка.

После объяснения учитель обходит класс и наблюдает за работой детей. Заметив ошибку, обращает на нее внимание ученика, или у нескольких учеников и объясняет причину ошибки.

При изложении учебного материала нужно чтобы все ученики понимали тему, удержать внимание учеников, умело излагая тему урока, со временем усложняя задачи. При обучении рисованию с натуры педагог уделяет внимание вопросам наблюдения, восприятия и анализа натуры, иллюстрирует пояснения рисунками на классной доске или методическими пособиями. Педагогический рисунок активизирует работу, повышает интерес: к искусству. Можно воспользоваться методом: предварит-й подготовки классной доску к уроку, наметив точкамигабариты и пропорции будущего изображения, а, уже во время урока, по этим ориентирам быстро воспроизвести рисунок.

Четкое планирование работы по урокам обеспечивает распределение учебного материала в теч. всего уч. года , интенсивность уроков определяется количеством учебного материала. Такая система дает возможность эффективно использовать учебное время, четко планировать работу по программе на весь год. В ходе урока учитель дает необходимые понятия, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий, в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом.

 

. Планирование и организация учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству на учебный год и на четверть. Иллюстрированный календарно-тематический план уроков изобразительного искусства

 

Основные функции учителя изобразительного искусства в школе: учебные, воспитательные и организационные.

Успех любого дела зависит от его организации. Под организацией учебного процесса подразумевается планирование всего материала предмета от урока до года и всех лет обучения. Чтобы достичь систематичности, последовательности и приемлемости знаний, умений и навыков, нужно спланировать работу с детьми по годам. С такой целью делают тематический план на год (другое название календарно-тематический план).

Формы тематического плана:

табельная форма представляет собой таблицу с разделами: класс, четверть, номер урока, тема урока, практическое задание, материалы выполнения задания, примечание;

иллюстрированная форма представляет собой мозаику из рисунков, Расположенных в логической системе (см. рисунок 1), благодаря иллюстрациям, раскрывающим тему урока, материалы изображения, уровень сложности задания, делает тематический план наглядным;

комбинированная форма представляет собой систему карточек (см. рисунок 2), которые содержат в себе не только общую информацию о планируемом уроке, которая требуется для тематического планирования, но часть информации поурочного планирования (оборудование урока, план урока, методы и приемы обучения и воспитания).

Требование к тематическому плану по изобразительному искусству:

Нравственная направленность содержания занятий.

Соответствие планируемого материала программе.

Доступность планируемого материала возрасту детей.

Последовательное нарастание сложности учебных задач, приемлемость материала уроков.

Наличие межпредметных и межурочных связей (блочно-тематический принцип планирования).

Соответствие природному и общественному календарю.

При составлении тематического плана необходимо учесть следующее:

) количество уроков в году - 35;

) количество уроков в четвертях: в I и II четверти - по 8 уроков, в III четверти - 12 уроков, в IV четверти- 7 уроков.

) временные границы учебных четвертей: I четверть: 1 сентября - 5 ноября; II четверть: 10 ноября - 30 декабря; III четверть: 12 января - 22 марта; IV четверть: 1 апреля - 30 мая.

Творчество учителя находит выражение, в первую очередь, в логике построения блоков уроков из предложенной тематики уроков программами.

Например: В блок ИЗО по теме «Народный праздник» могут войти уроки, имеющие следующие темы:

«Пейзаж родной земли» (тематическое рисование).

«Особенности декора национального жилища и костюмов народов, проживающих на территории края» (беседа с зарисовками элементов декора жилища и костюма).

«Декоративный натюрморт», составленный из предметов народного быта (рисование с натуры).

«Зарисовки фигуры человека в движении с натуры».

«Народное праздничное гуляние» («Ярмарка») (индивидуальная, групповая или коллективная работа над тематическим панно) Современные требования, предъявляемые к управлению образовательным учреждением, требуют от административного и педагогического корпуса грамотных подходов к организации образовательного процесса. Учебная программа - это нормативный документ определяющий: 1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету; 2) логику и последовательность изучения тем; 3) общее количество времени на изучение определенных тем. Учебные программы подразделяются на несколько основных видов: 1) типовые программы; 2) рабочие программы; 3) авторские программы. На уровне образовательного учреждения разработаны единые подходы к разработке и оформлению рабочих программ педагогов. Рабочая программа учебных курсов и дисциплин. Рабочая программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Основными документами, определяющими требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, являются:государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компоненты);базисный учебный план школ РФ, включающий распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам;типовые (примерные) образовательные программы по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана. Особенность рабочей программы заключается в том, что она создаётся для определённого (конкретного) образовательного учреждения, а индивидуальность - в том, что она разрабатывается педагогом для своей деятельности. Таким образом, рабочая программа педагога должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов. Рабочая программа учебного предмета - это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Тематический план Для учителя тематическое планирование является основным документом в деятельности. Оно составляется на определенный период времени, но чаще всего на год. Основная цель этого документа - спланировать поурочную деятельность учителя. Планирование чаще всего представлено в виде таблицы, которая имеет несколько обязательных пунктов: номер урока, тема урока, цель и задачи урока, содержание урока, дополнительный материал, домашнее задание. В тематическом плане так же следует указать: -Контрольные, лабораторные, практические работы (количество), перечень экскурсий -Требования к уровню подготовки учащихся по каждой теме (знания, умения) идр Общие требования к планированию: соответствие содержанию программ;

соответствие объему часов, заложенных в программе, учебном плане;

чередование видов занятий;

соответствие событиям жизни общества и учащихся;

соответствие принципам дидактики. В плане-конспекте необходимо отразить следующие моменты:

§место урока в системе занятий; тема урока; класс, в котором он проводится;цели образования, развития и воспитания;тип урока;средства обучения (в т. ч. , ПО)структура урока, с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени;содержание учебного материала;система упражнений и заданий для организации деятельности учащихся;методы обучения на каждом этапе урока;формы организации учебной деятельности учащихся; домашнее задание.

Тема урока:Класс:Цели: образовательная -Тип урока:Средства обучения:

Содержание урока. Триединая дидактическая цель урока

образовательные - усвоить понятие…, отработать умения…, отработать навыки применения…, обобщить и систематизировать знания о…

воспитательные - воспитание нравственности, активности, трудолюбия, …

развивающие - развитие алгоритмического стиля мышления, комбинаторного…

Типы уроков:

урок изучения и первичного закрепления новых знаний урок формирования умений

урок применения знаний, умений и навыков урок обобщения и систематизации знаний

урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков комбинированный урок

 

. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства в школе. Виды педагогического рисунка. Требования к выполнению педагогических рисунков

 

Главное в педагогическом рисунке - лаконичность изображения, простота и ясность его. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное. На занятиях рисования наглядность обучения первостепенна, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале. Опираясь на зрительное впечатление, получаемые при рассмотрении, сопровождающегося объяснением учителя, школьники получают полное представление об изучаемом материале, им легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме урока.

Методы наглядного обучения

. Рисунок на классной доске помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений.

. Зарисовка учителя на полях рисунка школьника нужна, если ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

. Исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя имеет большое образовательное значение. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик запоминает все детали этого процесса, и потом старается делать так, как сказал педагог.

. Демонстрация рисунков выдающихся художников сыграет большую роль в обучении, т. к. ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. .

Принцип наглядности требует такого преподнесение материала (учебного), при которой понятия и представления учащихся становится более ясными и конкретными. Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры, на правильную передачу перспективных явлений, особенности светотени, конструкций предмета. Для облегчения этих основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели (из проволоки и картона), чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то, или иное явление, понять конструкцию формы предмета, его характерные особенности.

Основные средства наглядности, используемые на уроках рисования с натуры:

схематические рисунки и таблицы;

слепки из классических образцов скульптуры, модели из проволоки;

специальные модели и приборы для демонстрации перспективы и светотени;

рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением;

репродукции картин и рисунков мастеров;

кинофильмы, раскрывающие технику работы с карандашом и кистью;

специальные приборы - "Цветовой круг" и "Тоновой круг" для развития у детей чувства цвета и тона.

 

. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников

 

Принцип наглядности заключается в зрительном восприятии предмета на любом виде занятий рисования: рисовании с натуры, рисовании на темы, ДПИ, беседах об искусстве.

Рисование с натуры - метод наглядного обучения. Наглядность в обучении рисованию с натуры мы рассматриваем как ведущее средство обучения.

Наилучшее средство наглядного обучения - рисунок педагога на классной доске, на листе бумаги или на полях работы ученика. Он помогает понять увиденное, влияет на правильность работы. Главное это лаконичность изображения, простота и ясность.

Наглядность оказывает более эффективное действие, чем словесное объяснение. Я. А. Коменский провозгласил принцип наглядности «золотым правилом дидактики». Методические таблицы, наглядно раскрывают последовательность и особенности выполнения рисунка, возможности техники исполнения, какими средствами добиваться эмоциональной выразительности.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация иллюстрации картин выдающихся художников из методических пособий, на примерах которых можно наглядно показать, как надо анализировать натуру,

Главное внимание при рисовании с натуры обращают на его правильную передачу. Для облегчения задачи желательно рядом с натурой установить специальные модели что бы понять конструкцию формы предмета его характерные особенности. Наглядность: схемы, рисунки, таблицы, гипсовые модели, модели из проволоки, плексигласа и картона,помогают ученику правильно видеть понимать форму структуру цвет и фактуру. Последовательность над рисунком надо рассматривать как раскрытие конкретных учебных задач.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...