Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе




 

Развитие творческой личности, ее художественных способностей непосредственно связана с целью и задачами преподавания предмета искусства.

Его основная ЦЕЛЬ - приобщение к духовной культуре как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых в своей деятельности происходит творческое и нравственное саморазвитие человека, сохранение целостности его внутреннего мира. Так, приобщаясь к духовной культуре, человек одновременно приобщается и к своей природной сущности, развивая свои базовые - универсальные - способности:К целостному, образному мышлению;К сопереживанию с окружающим миром;К творческой деятельности.

Реализацию данной цели осуществляет эстетическое воспитание человека средствами искусства и художественной педагогики. В их основе лежат художественное образование и художественная деятельность. Только в их совокупности мы можем представить себе осуществление целей эстетического воспитания. Это два различных способа развития сознания человека, не заменяющие, а дополняющие друг друга.

Критерии оценки творческого развития человека в области эстетического воспитания, раскрываются в соответствии с задачами формирования гармонично развитого человека. Три взаимосвязанных направления в нем:А) сохранение нравственной целостности личности;Б) развитие ее творческого потенциала;В) обеспечение гармонической соотнесенности в ней социальных и уникальных черт.

Все это естественно реализуется в художественной деятельности человека.

Ребенок в своей познавательно-творческой деятельности усваивается прежде всего ее смысл, связанный с эмоционально-оценочным отношением к жизни. Искусство - это средство накопления, концентрации того жизненного опыта человечества, которое связано с задачами развития нравственного и творческого потенциала людей. Поэтому одна из главных целей искусства - в опоре на универсальные силы человека развивать его нравственный идеал, творческие установки, эстетические эмоции, чувства.

Программой по изо в школе предусмотрены 4 основных вида работ - рисование с натуры, тематическое рисование, декоративное рисование, беседы об изо, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

В задачи занятий изо входит: Развивать зрительное восприятие учащихся. Развивать способности наблюдения, устанавливать сходства и различия, классифицировать предметы по форме и фактуре. Воспитать эстетические и художественные способности, Научить рисовать с натуры, на темы, выполнять иллюстрации и декоративные рисунки, выработать графические и живописные умения и навыки. Развивать умственное и абстрактное мышление.

Ведущий вид рисования-рис. с натуры кот. ведет к общему развитию человека-развивает воображение, умственное, пространственное и абстрактное мышление, глазомер, память.

Школьный курс изо. искусства ставит своей целью:

. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества,

. Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.

. Помочь детям познавать окружающий мир, разв. наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное.

. Научить пользоваться рисунком в трудовой и общественной деятельности

. Дать учащимся знание основ реалистического рисунка. Привить навыки и умения в изо искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы.

. Развить творческие и эстетические способности учащихся, Развить пространственное мышление, образное представление и воображение.

. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изо. деятельности.

Предмет методика обучения ИЗО тесно связан со специальными и психолого-педагогическими дисциплинами. Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Под методикой понимается совокупность рациональных приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебного процесса. Методика может быть общей, в ней рассматриваются приемы обучения, присущие всем предметам и частной - способы и приемы, применяемые при обучении какому-либо одному предмету.

Методика преподавания ИЗО как наука теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты. Цель курса - формирование основ и профессионально-педагогического сознания учителя ИЗО. Задача курса - знание истории, теории, методов научных исследований в области методики преподавания ИЗО, приобретение интеллектуальных и практических навыков решать задачи преподавания ИЗО, создание основ для последующего формирования творческого подхода к деятельности учителя ИЗО, формирование устойчивого интереса к профессии учителя ИЗО. Под методом обучения понимается способ работы педагога с учениками при котором достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость.

Метод обучения складывается из отдельных приемов обучения:- по источнику получения знаний (наглядные, практические, словесные, игровые)- по способу получения знаний (репродуктивные, информационно-рециптивные, исследовательские, эврические)- по характеру деятельности (метод организации и осуществления учебно-позновательной деятельности, метод контроля и самоконтроля, метод стимулирования и мотивизации обучения)- по типу занятий

 

Содержание занятий по изобразительному искусству в школе и других образовательных учреждениях (Анализ программ по изобразительному искусству, утвержденные и рекомендованные Министерством образования и науки (Т. Я. Шпикалова, Б. М. Неменский, М. Н. Сокольникова, Ю. А. Полуянов, Б. П. Юсов)

 

Занятия ИЗО искусству с 1-9 класс. Задача уроков - научить рисовать с натуры, на темы, выполнять иллюстрации и декоративные рисунки, выработать графические и живописные умения и навыки. Основным видом рисования по ИЗО является рисование с натуры- развивает умственное и абстрактное мышление, является методом наглядного обучения, приучает мыслить, целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

Тематическое рисование - изображение явлений окружающего мира и иллюстрирование литературных произведений, играют большую роль в развитии творческого воображения. Большинство рисунков на тему сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Развивает образное мышление, воображение, самостоятельность в работе, усидчивость.

ДПИ тесно связано с рисованием с натуры. На уроках ДПИ дети знакомятся с основами художественного конструирования, изучают орнаментальное творчество народов. Декоративное рисование развивает эстетический и художественный вкус, развивает творческие способности. Специфической особенностью ДПИ является декоративная переработка форм, изображаемых с натуры. Декоративное оформление совершается на основании определенных правил и законов соблюдение, симметрии, сочетания цветов.

Беседа об искусстве На этих уроках дети знакомятся с жизнью и творчеством выдающихся мастеров, развивают эстетическое восприятие, художественный вкус, получают начальные знания по зарубежному и русскому искусству

 

) Б. М. Неменский "Изобразительное искусство и художественный труд" (1-9 классы) Цель: формирование художественной культуры у учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями.

Содержание и ср-ва: введение в худ-ю культуру, включающую изучение основных видов изо. искусств: (живопись, графика, скульптура), ДПИ (народное ис-во, народные худ-е промыслы, современное декоративное иск-во). вводятся игровые задания по теме, связь с музыкой, историей, трудом. С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Практика предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя. Неменский Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс. » поставленные им задачи направлены на эстетическое развитие учащихся, повышение интереса к ИЗО искусству, развитие воображения и наблюдательности, реализацию творческих способностей учащихся, направлены на изучение традиционной русской культуры. Является целостным интегрированным курсом, включает в себя все основные виды: живопись, графика, скульптура, народное декоративное искусство, архитектура, дизайн, зрелишьные и экранные искусства. Включает в себя три вида худ. деятельности: конструктивные(архитектура, дизайн),изобразительные(живопись, графика, скульптура), декоративно прикладные. Смысловой стержень программы - роль искусства в жизни общества. Прослеживается связь с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью опытахуд. Общения предусмотрены коллективные занятия. 1 класс «Ты изображаешь, украшаешь, строишь» игровая, образная форма приобщения. 2 класс-«Ты и искусство» 3 класс «Искусство вокруг нас»приобщение к культуре своего народа. 4 класс-«Каждый народ художник». Конструкция программы:Первый этап-начальная школа пьедестал всех знаний, второй этап-связь жизни свидами и жанрами искусства. Третий этап- омировом художественном искусстве.

) В. С. Кузин "Изобразительное искусство" (1-9 классы)

Цель: развитие у детей изо. способностей, худ-го вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств.

Содержание и сред-ва: рисование с натуры, по памяти и воображению предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы, беседы об изо. искусстве. Ведущее место -рисованию с натуры. Кузин и Кубышкина - разработали учебник по ИЗО, переработанный в соответствии с современными общеобразовательными стандартами и программой по ИЗО для четырехлетней начальной школы. Первая часть учебника называется «Учимся рисовать» - посвящена практической стороне обучения школьников, основам ИЗО грамоты, рисования с натуры, тематическое рисование, живопись, композиция, лепка, декоративная работа, аппликация. Вторая часть «Волшебный мир» - из нее школьники узнают о видах и жанрах ИЗО искусства, о выдающихся русских художниках. К учебникам выпускаются рабочие тетради для 1-4 классов, а так же пособие для учителя, в котором даются краткие рекомендации по ведению урока

Реализация доступна специалистам различного уровня проф. подготовки.

) Т. Я. Шпикалова: "Изобразительное искусство и худ-ый труд" (1-6 класс)

Цель: развитие личности на основе целостной эстетической культуры.

Содержание и ср-ва: программа интегрирована на основе изо. искусства и худ-го труда. Содержание построено на основе ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство. Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Направлена на освоение основ художественного изображения народного искусства и ДПИ, а так же художественно-проектной деятельности. Для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно прикладного направления. Шпикалова Т. Я. - главная цель программы - способствовать воспитанию высокохудожественно - образованной личности школьника, формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, творческих способностей задатков ребенка. Авторский коллектив программы соединяет в интегрированном курсе изобразительное искусство и художественный труд, искусство слова и песни, исходя из народного творчества. Структура программы не обычна, содержание раскрывается по видам народного искусства. Первый блок посвящен народному декоративно-прикладному искусству, второй - устному народному творчеству. Народное ДПИ включает следующие разделы учебного курса: основы художественного изображения; орнамент в искусстве народов мира, строение и виды; народный орнамент России, творческое изучение в процессе изображения; художественный труд на основе знакомства с народным и ДПИ. Устное народное творчество включает следующие разделы: учебный материал для восприятия на слух; учебный материал для самостоятельного чтения; фольклорные праздники. Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю предоставляется большие возможности для педагогического и художественного творчества при подготовке и проведении таких форм урочной работы как уроки обобщающего типа, уроки - праздники, как формы коллективной работы, уроки формотворчества и экспериментирования. Игра рассматривается как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы младших школьников на уроках. СОКОЛЬНИКОВА Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:- приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

 

Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе (Раскрыть сущность принципов активности и сознательности, принципа доступности и прочности, принципов воспитывающего обучения, принципа научности, принципа систематичности и последовательности в обучении изобразительному искусству)

 

Методика - совокупность приемов обучения и воспитания. Приемы обучения-моменты, из кот. складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения объединенных общим направлением складывается система обучения. Правильно организованное, методически грамотное использование дидактических принципов и методов обучения на уроках изо. искусства способствует повыш. эффективности учебно-воспитат. процесса:Повышает активность, заинтересованность, Развитие любви к изоискусству, Развивает воспр. ,внимание, вообр-е,мышление, память, речь, и д. р. Усваив. знаний, перерастающ. в умения и навыки. Формирует умения применять знания на практике.

Важные дидактические принципы в связи с методикой препод. основ изо. искусства в школе:

принцип научности: связь науки и учебного предмета

принцип наглядности:подкреплено зрительным восприятием.

-принцип сознательности и активности учащихся

-принцип связи теории с практикой

-принцип прочности усвоения знаний

-принцип систематичности и последовательности

-принцип воспитат-го обучения

Формирует личность нравственной, правовой, эстетической, физ. культуры и жизнедеят-ти, общения. Воспитывает интеллект-е развитие и, индивид. Познавательные способности с учетом интересов обучаемых. Принцип системат. и последоват. обучения: непрерывность и связь нового материала с пройденным, расширение и углубление знаний. Новый уч. материал вызывает в памяти ранее воспринятое уточняет его и дополняет, требует строго правила не переходить к новому учебному материалу пока не усвоен и не закреплен предыдущий

Суть принципа сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера. Для сознательного и активного овладения знаниями необходимо: приучать школьников к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения; выработать у учащихся самостоятельный подход к изучаемому материалу, глубоко продумывать те теоретические выводы и понятия, мировоззренческие и морально - эстетические идеи, которые имеются в его содержании. Решить эту задачу нельзя, если педагог не сумеет возбудить и поддерживать познавательную активность и сознательность учащихся в процессе обучения.

Суть принципа систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения. Обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся является отсутствие у них системы в учебной работе, неумение проявлять настойчивость и прилежание в учении.

Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти. Прочность обучения достигается, прежде всего, тогда, когда учащиеся совершают в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации. Для прочного усвоения знаний большое значение имеет систематически осуществляемая проверка и оценка знаний учащихся.

Суть принципа научности состоит в том, что содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность. Для его реализации учителю необходимо: глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений; показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствия интересам и стремлениям народа.

Суть принципа доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.

Сделать обучение доступным - значит: правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся определить его содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету. Правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала. Правильно определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета с учетом его важности и сложности и обеспечения его глубокого и прочного усвоения. Необходимо совершенствовать учебные программы и учебники. Учитель должен использовать в процессе обучения яркий фактический материал, компактно и доходчиво его излагать, связывать с жизнью и умело подводить учащихся к теоретическим выводам и обобщениям. Учитывать индивидуальные особенности мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития.

Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации данного принципа является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...