Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Речь Посполитая в XVIl-XVI11 веках, ее общественно-политический строй.




Во второй половине XVII - XVIII вв. условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце XVIIв. его использование как официального и письменного языка было запрещено. Постановлением сейма в 1696г. все переводилось на польский язык. С XVIIв. книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 г. Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти.

После Люблинской унии государственно-политическое устройство Речи Посполитой оставалось в значительной мере таким же, как и при персональных  униях ВКЛ и Польши до 1569 г. Великое княжество Литовское сохраняло полный суверенитет. Новым было только то, что этот союз двух государств был дополнен образованием нового конфедеративного многонационального государства – Речи Посполитой. Высшими органами государственной власти в Речи Посполитой были король и сойм. Законодательная власть в стране принадлежала вальному сойму.

Во главе исполнительной власти Речи Посполитой стоял король, с конца XVI в. – избираемый. Правовое положение короля регулировалось общегосударственными актами – «Пакта конвента» («Pactaconventa») и «Генриковскими артикулами (статьями)», а на территории Беларуси и Литвы – Статутом 1588 г. По закону король имел право созывать вальный сойм и определять сроки его заседания, назначать должностных лиц на правительственные должности, вел отношения с зарубежными странами, назначал и принимал послов; от имени короля вершилось правосудие и т.д. В своей деятельности король отвечал перед вальнымсоймом. Если король поступал вопреки праву и своим обязанностям, шляхта могла не подчиняться королю и даже выступить против него. Обеспечивалась полная свобода волеизъявления шляхты при избрании короля.

Таким образом, Речь Посполитая представляла собой существенно огра-ниченную монархию. С другой стороны, король был избираемым, вся власть в стране практически принадлежала вальному сойму и поветовым соймикам, и Речь Посполитая по форме скорее напоминала республику, чем монархию. В то же время низшие сословия никаких политических прав не имели и были бесправной массой. Поэтому Речь Посполитая фактически являлась панской, шляхетской республикой, без всяких признаков демократизма.

 

Государственно-правовое положение Великого княжества Литовского в составе Речи Посполитой

ВКЛ после Люблинской унии 1569 г. не утратило своей государственности. ВКЛ и Польша, хотя и имели совместный сойм и совместного короля, остались отдельными государственными образованиями с отдельными территориями и отдельными правами. В ВКЛ сохранились свои порядки и особенности, свое законодательство и своя судебная организация, свой административный аппарат, титул князя ВКЛ и государя. После смерти в 1572 г. короля Речи Посполитой и великого князя ВКЛ Жигимонта II Августа было признано не только фактически, но и юридически сохранение обособленности ВКЛ. Более того, в 1581 г. Был создан и начал действовать Главный суд ВКЛ. Но наиболее убедительным свидетельством государственной независимости ВКЛ стало принятие третьего Статута ВКЛ 1588 г., в котором ни разу не упоминается про акт Люблинской унии. Согласно этому Своду законов ВКЛ оставалось самостоятельным государством не только с особым законодательством, но и со своим государственным аппаратом, армией, финансами, территорией. В Статуте 1588 г. нет ни единой статьи, которая бы ограничивала суверенитет княжества. В соответствии со Статутом, шляхта польского королевства не имела юридического права приобретать в собственность земли в границах ВКЛ и занимать в нем государственные должности. Свод законов закрепил одно из основных требований белорусской шляхты – государственность старобелорусского языка на всей территории ВКЛ. Таким образом, государственно-правовые связи между ВКЛ и Польшей после 1569 г. строились не на основе акта Люблинской унии, а на условиях обособленности обоих государств при одном государе и одном парламенте (сойме). Вместе с тем это объединение родило новое государство – Речь Посполитую, в компетенцию которой входили в основном вопросы, касающиеся жизни и деятельности обоих государств, совместной международной политики и взаимной защиты.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...