Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы игровой групповой коррекции поведения и эмоциональной сферы ребенка




Все использовавшиеся нами групповые методы можно разделить на игровые методы телесно-ориентированной терапии, танцевальные методы, психодраммы, а также ролевые игры.

Остановимся вначале на методах телесно-ориентированной терапии, так как их применение в групповой коррекции мало описано в литературе. Чем младше ребенок, тем больше степеней свободы и легкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки общения с миром (Никитин, 2000). Не зря считается, что память тела — самая крепкая. В результате переживаний и эмоциональных проблем образуются телесные зажимы, напряжения, а порой и психосоматические проявления (Там же).

Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Именно поэтому необходимо уделить большое внимание этому аспекту коррекции. Особенно хорошо для этого подходят игры направленные на развитие сензитивности (Лютова, Монина, 2000). Кроме описанной всеми авторами игры «Поводырь и слепой», мы использовали ряд и других игр, примеры которых приведем ниже.

РИСУНКИ НА СПИНЕ

Цель игры: снятие мышечных зажимов и эмоционального напряжения, обучение детей способам саморегуляции.

Количество участников: 3-5.

Возраст участников: 6-8 лет.

Правила игры: данная игра похожа на всеми любимый испорченный телефон, но только здесь загадываемое слово рисуется на спине. Дети сидят в кругу спиной друг к другу и рисуют то, что как они поняли, нарисовали им на спине. Когда круг замыкается, становится понятным, отгадали они или нет. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли начинающего. Эта игра вызывает у детей большой интерес и эмоциональный подъем.

ВОСКОВАЯ ПАЛОЧКА

Игра описана С. В. Березиным и др., 2000, и в нее с удовольствием играют дети любого возраста.

Цель игры: снятие мышечных зажимов и эмоционального напряжения, обучение детей доверию к другим, формирование групповой сплоченности.

Количество участников: 5-8.

Возраст участников: 6-15 лет.

Правила игры: все участники группы становятся плотно друг к другу, чувствуя друг друга. В центр круга становится один из участников. Тот, кто стоит в центре, — восковая палочка, — закрывает глаза и максимально расслабляется; его раскачивают остальные участники группы. Желательно, чтобы на месте восковой палочки побывал каждый ребенок в группе.

ПЕРЕДАЙ СВОЙ ТАНЕЦ

Танцевальные методы способствуют самовыражению, высвобождению эмоций, преодолению внутренних конфликтов, разрядке, преодолению скованности и застенчивости. Создание положительного образа собственного тела ведет к самопринятию. Групповые танцы и гимнастические упражнения создают также уникальную возможность для тренировки обратной связи о том, как тебя воспринимают и принимают другие.

Количество участников: 3-5.

Возраст участников: 12-15 лет.

Правила игры: все встают в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в середину круга и под музыку создает танец-импровизацию, а остальные по кругу пытаются его скопировать. Затем в совместном обсуждении определяется победитель, сумевший наиболее точно передать не только отдельные движения, но и эмоциональное содержание танца. Более взрослые дети любят импровизированные концерты, где один или несколько детей играют роль звезды или популярной группы.

 

Исходя из того, что все дети, посещавшие группу, имели тенденцию к неадекватному поведению (тревожные, агрессивные, гиперактивные дети), необходимо уделить внимание отработке конкретных навыков общения в возможных ситуациях, а также обучению способам выражения своих чувств адекватным образом (особенно актуально это для агрессивных детей). Здесь эффективно использовать психодраму, ролевую игру (Вачков, 1999). Большое внимание уделялось также тренировке невербальных средств общения: жесты, мимика, пантомима и др. Это способствовало развитию социальной перцепции.

ЗЕРКАЛО

Количество участников: 2.

Возраст участников: 10-12 лет.

Правила игры: один из детей становится «зеркалом» и должен как можно точнее передавать жесты и мимику другого. Затем дети меняются ролями. Потом происходит обсуждение, какая роль кому больше нравилась, какая была легче или труднее. Роль отражения легче для малоинициативных и скованных детей и труднее для расторможенных, гиперактивных детей.

ТЕНЬ

Количество участников: 2.

Возраст участников; 10-12 лет.

Правила игры: игра представляет собой усложненный вариант игры «зеркало». Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, а его партнер встает сзади — он его тень и должен быстро повторить его движения.

ПОБЕГ

Количество участников: 2.

Возраст участников: 10-12 лет.

Правила игры: дети изображают свидание за стеклом в тюрьме и должны только с помощью жестов разработать и обсудить план побега и достичь взаимопонимания.

Пример игрового занятия «побег». Выписка из протокола занятия от 27.04.2004. В игре участвуют двое детей: Антон, 11 лет и Миша, 10 лет.

Ведущий: Один из вас сидит в тюрьме.

Антон: Ну, уж нет!

Ведущий: В тюрьме сидит Миша, он — революционер, а ты пришел к нему, чтобы его спасти, и вы обсуждаете план побега, но так, чтобы не услышали охранники. Между вами стекло.

(Миша сразу включается в игру, активно жестикулирует, а Антон все время отвлекается, смотрит на ведущего и других детей, жестами показывая, что Миша «говорит чепуху»).

Миша: Ну что за балбес!

Антон: Ага, а говорить нельзя!

(Миша продолжает очень серьезно пытаться объяснить жестами план побега, пишет в воздухе «записку», потом изображает, как он ее съедает и т. д. Антон заинтересовано наблюдает, но сам активно использовать жестовую речь не может. Затем, во время обсуждения игры, он признает, что ему не удалось договориться с Мишей, но считает, что виноват в этом Миша. Миша и другие члены группы объясняют ему, что виноват Антон, так как недостаточно включался в игру).

Миша: А может ты просто не умеешь говорить руками?

Антон: Умею лучше тебя...

Ведущий: Ну вот и покажи нам в следующей игре. Теперь поиграем в зоопарк.

ЗООПАРК

Количество участников: 3-5.

Возраст участников: 8-12 лет.

Правила игры: дети выбирают и по очереди изображают разных зверей: как они ходят, спят, играют, едят и т. д. Потом они меняются ролями и обсуждают, у кого лучше получилось. В совместном обсуждении выбирается «самый красивый зверь», «самый сильный», «самый ловкий», «самый добрый» и т. д.

ПИСЬМО

Модификация игры, описанной Г. А. Волковой и М. О. Федоровой (2004).

Цель игры — развитие способности восприятия эмоций.

Количество участников: 3-8.

Возраст участников: 6-8 лет.

Правила игры: «почтальон» (ведущий или один из детей) приносит и раздает письма, в которых зашифрованы с помощью мимических схем 2-3 эмоциональных состояния. Каждый ребенок «читает» свое письмо и пишет таким же способом ответ, который передает по кругу для «чтения» другому члену группы.

 

Очень интересным также является проведение в группе рисуночных игровых методов. Этими играми можно стимулировать творчество и осознание собственных чувств и эмоций (индивидуальное рисование), многие упражнения очень полезны для анализа межличностных взаимоотношений и конфликтов (рисование с партнером), можно исследовать также ролевые взаимоотношения в группе и влияние членов группы на индивидуальное творчество (групповое рисование).

В групповой коррекции также большое внимание уделялось повышению самооценки детей. Здесь очень полезными были такие игровые упражнения, в которых дети подчеркивают положительные стороны друг друга, например, в конце занятия можно проводить «Похвалилки», где дети хвалят друг друга и отмечают, что у каждого сегодня хорошо получилось.

 

* * *

Проведенная работа доказывает эффективность групповой коррекции поведения у детей разного возраста. Психологическим механизмом эффективности коррекции являются действующие в группе механизмы группового взаимодействия. Группу необходимо воспринимать не как совокупность субъектов, а как отдельный уникальный организм, живущий по своим законам и имеющий своего лидера. С развитием компетентности в общении происходит переход от диффузного состояния каждой группы к интегративному, целостному образованию.

Эффективности воздействия групповых игровых методов на поведение и эмоциональную сферу детей способствовало обязательное групповое обсуждение каждого занятия в целом и всех его фрагментов.

Важными условиями эффективности коррекции является, во-первых, учет возрастных особенностей детей в выборе методик и основных ориентации групповой работы и, во-вторых, сочетание когнитивного, эмоционального и телесного воздействия для всестороннего и полноценного преодоления проблем ребенка.

Можно вычленить 3 компонента эффекта групповой коррекционной работы с детьми: когнитивный (знания об общении, о себе и других), поведенческий (развитие коммуникативных навыков и решение своих проблем) и эмоциональный (самопринятие и толчок к саморазвитию).

В более общем смысле групповая коррекционная работа с детьми разного возраста создает условия для личностного роста членов группы, перестройки элементов их сознания и самосознания, для освобождения от жесткой «Я-концепции», мешающей внутренним перестройкам в межличностных контактах, сближения «Я-концепции», т. е. представления ребенка о себе, с «Ты-концепцией» взаимодействующих с данным субъектом, формирования и углубления его рефлексивно-эмпатийной позиции, повышения культуры саморегуляции во взаимодействиях со взрослыми и сверстниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой коллективной монографии авторы стремились описать игровые методы коррекции трудностей обучения в школе и показать, какое благотворное влияние оказывают эти методы на формирование и развитие психических функций и способностей ребенка. Игру при этом необходимо воспринимать одновременно как средство преодоления школьных проблем и как самоценную деятельность, способствующую когнитивному и личностному росту ребенка.

Кроме собственно игр, в коррекционную работу необходимо включать игровые моменты: например, игрушка, стоящая на столе, за которым проводится нейропсихологическое обследование ребенка, «назначается» его помощником, что снимает страх перед обследованием. Или, упражнения двигательной коррекции становятся интереснее и легче для малыша, если он не просто ползет к заданной точке, а везет туда на спине игрушку.

Причины трудностей обучения в школе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированы, т. е. соответствовать механизмам проблем обучения и поведения в школе, выявляемым при комплексном нейропсихологическом обследовании, а также полу, возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.

Поэтому первостепенное значение приобретают творческий подход и доброжелательное внимание, понимающее и принимающее отношение к ребенку психолога (педагога, родителя), проводящего игровую коррекцию. Он должен всегда помнить, что обучение (в том числе и коррекционное) есть процесс созидательный, а не исправительный. Ведущая роль в организации игровой деятельности принадлежит взрослому, но эффективной она становится только в условиях полноценного партнерства с ребенком.

В этом процессе педагогу необходимо увидеть и наиболее эффективно использовать сильные стороны психического функционирования и личности ребенка для преодоления всего того, что мешает ему жить в гармонии и согласии с его непосредственным окружением. Важно также увидеть проявление сферы ближайшего развития и талантов ребенка в игре и помнить слова Л. С. Выготского о том, что в игре ребенок на голову выше самого себя.

Наряду с этим, игра для ребенка есть отражение усвоенного жизненного опыта и средство его эмоциональной переработки. Задача психолога (педагога) не только выявить все позитивное в ребенке, но и помочь осознать это родителям, вместе с ними реализовать естественное стремление каждого ребенка к развитию и совершенствованию.

У ребенка с печальным и травмирующим опытом неуспеха в школе необходимо сформировать и закрепить переживание успеха, уверенность в собственных силах и возможностях. Именно поэтому основным лозунгом нашей деятельности является:

«УЧИТЬСЯ ЛЕГКО»










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...