Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проектирование и составление карт. Виды авторских, составительских и издательских оригиналов карт.




Это направление в картографии, которое изучает и разрабатывает методы и технологии лабораторного изготовления и редактирования карт. Топографические и тематические карты создают 2 путями:1) полевое картографирование (в крупных масштабах) и 2) лабораторное составление карт по источникам (в средних и мелких масштабах). Карты создаются в несколько этапов. 1) Проектирование карты, разработка её концепции, составление программы, подготовка нужной документации. Определяются требования к карте, источники для составления, изучается территория. 2) Составление карты, изготовление оригинала карты. Обработка источников, разработка мат основы, содержания и легенды карты, техническое составление оригинала, генерализация, оформление карты. 3) Подготовка к изданию и издание карты, тиражирование. Карты создают не только картографы, но и специалисты по теме карты. Они готовят исходные материалы, которые потом обрабатываются картографами. Виды авторских и составительских документов: авторский эскиз - первоначальный набросок, отражающий общую идею карты и легенды и выполненный схематично, без соблюдения некоторых картографических правил, с возможными отступлениями от принятых условных знаков; авторский макет – карта, выполненная на географической основе и точно передающая содержание, но составленная не в строгом соответствии с техническими требованиями графического изображения; авторский оригинал - рукописная карта, выполненная в полном соответствии с легендой, с необходимой точностью, полнотой и детальностью;  составительский оригинал - точный и полный по содержанию оригинал карты, составленный с учетом всех правил и требований и с высоким графическим качеством. Издательские оригиналы отвечают принятым требованиям и технологиям и предназначены для получения печатных форм. Их готовят способом фоторепродукции. Они точно соответствуют содержанию составительских оригиналов. Виды изд-их оригиналов: штриховые, фоновых окрасок, надписей и полутоновые оригиналы.

Картографическая генерализация. Сущность, факторы, принципы и виды генерализации.

Генерализация - это отбор и обобщение изображаемых на карте объектов соответственно её назначению, масштабу, содержанию и особенностям картографируемой территории. При составлении карт среднего и мелкого масштабов приходится сжимать изображение, отказываясь от деталей и подробностей. По мере абстрагирования исчезают частности и отчетливее проступают самые существенные черты объекта, происходит потеря детальной информации и появление новой обобщённой информации. Факторы г-и определяют подходы к г-и, её условия и характер. 1) назначение карты. На карте показывают лишь те объекты, которые соответствуют её назначению, все другие объекты мешают её восприятию. 2) Масштаб. Объекты, важные для крупномасштабных карт, теряют свое значение на картах мелкого масштаба, поэтому исключаются. 3) Тематика карты. пределяет, какие элементы следует показывать с большей подробностью, а какие можно обобщить или вообще убрать. 4) Особенности картографируемого объекта, территории. Необходимо передать своеобразие и характерные особенности объекта. То, что характерно и типично. Это самый субъективный фактор. Географические принципы генерализации: 1) научно обоснованно обобщение легенды 2) отображение генетических и морфологических особенностей объектов и явлений. 3) обобщение содержания проводится не по отдельным элементам, а в целом по всему изображению с учётом взаимосвязей объектов и их соподчиненности. 4) единство подходов к выбору цензов и норм отбора. 5) оптимальный подбор знаков и изобразительных средств. Виды г-и: 1) Обобщение качественных характеристик явления. Это обобщение классификации явления. # переход от видов к родам, от дробных таксономических подразделений к более крупным. 2) Обобщение количественных характеристик. Проявляется в укрупнении шкал # увеличение высоты сечения рельефа при генерализации топографических карт. 3) Переход от простых понятий к сложным. Вводятся собирательные обозначения. # на мелкомасштабной карте город теряет свои очертания и они заменяются пунсоном. 4) Отбор объектов. Показатели отбора: ценз и норма. Ограничение содержания карты только необходимыми объектами с точки зрения назначения, масштаба и тематики. 5) Обобщение очертаний. Снятие мелких деталей изображения, спрямление границ и пр.

Система условных знаков карт. Графические переменные. Способы картографического изображения.

Условные знаки – это графические символы, с помощью которых на карте показывают вид объектов, их местоположение, форму, размеры, количественные и качественные характеристики. У.З. делятся 3 группы: Внемасштабные. Для изображения объектов, точечных в натуре или площади которых не выражаются в масштабе карты. Линейные. Для объектов линейного характера. Они сохраняют подобие линейных очертаний, но могут преувеличивать ширину объекта. Площадные. Для заполнения площадей объектов, выражающихся в масштабе карты и ограниченных своими контурами. Система обозначений, применяемая для передачи объектов и явлений, различающихся характером пространственной локализации и размещения, называется способами картографического изображения. СКИ бывают: значковый – для показа объектов, локализованных в пунктах и обычно не выражающихся в масштабе карты. Линейные знаки – для изображения раельных или абстрактных объектов, локализованных на линиях. Изолинии – для изображения непрерывных, плавно изменяющихся явлений, образующих физические поля. Качественный фон - для показа качественных различий явлений сплошного распространения по выделенным районам. Количественный фон – для передачи количественных различий явлений сплошного распространения в пределах выделенных районов. Локализованные диаграммы. Характеризуют явления, имеющие сплошное или полосное распространение, с помощью графиков и диаграмм, помещаемых в пунктах наблюдения этих явлений. Точечный способ – для показа явлений массового, но не сплошного распространения с помощью множества точек, каждая из которых имеет «вес». Ареалы – выделение на карте области распространения какого-либо сплошного или рассредоточенного явления. Знаки движения – для показа пространственных перемещений каких-либо природных, социальных, экономических явлений. Картодиаграммы – это изображение абсолютных статистических показателей по единицам административно-территориального деления с помощью диаграммных знаков. Картограммы – для показа относительных статистических показателей по единицам административно-территориального деления. Шкалы условных знаков. – это графическое изображение последовательности изменения количественных объектов, из значимости, интенсивности или плотности. Могут быть: абсолютные, условные, непрерывные и интервальные, цветовые.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 364.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...