Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
2.1. Понятие государственного принуждения
Правовое санкционирование осуществляется посредством различных способов. Таковыми являются поощрение и иные стимулы, убеждение, пропаганда, но наиболее жестким, ранимым для человека и в то же время необходимым средством обеспечения гарантированности права в современном обществе является государственное принуждение как прямое, так и угроза его применения. Понятие «государственное принуждение» широко используется в юридической литературе. Принуждение, являясь обязательным атрибутом власти, существует тысячелетия. Возникновение государственного принуждения связано с появлением таких институтов как государство и право, рождение которых, в свою очередь, обусловлено объективными причинами. Разложение родового строя, общественное разделение труда, появление частной собственности и другие социально-экономические явления привели к глубокой социальной дифференциации. Разнородное общество не могло существовать без специальных институтов, которые бы закрепили не только начинающуюся дифференциацию, но и привели бы к компромиссу различные социальные группы[17]. Социального принуждения, не поддерживаемого государством, стало недостаточно. Принуждение, которое используется в государственных организациях, неоднородно, оно имеет различные формы, исходит и поддерживается различными источниками. Государственное принуждение может совпадать или не совпадать с общественным принуждением, оно может соответствовать или не соответствовать объективным законам, которые определяют основное направление социального развития и пределы в поведении и деятельности людей и представляют собой своеобразную принудительную силу, корректирующую поведение человека. Поведение людей, которое соответствует интересам общества, не препятствует его укреплению и развитию, одобряется государством, отрицательное поведение и деятельность сопряжены с использованием различных форм государственного принуждения. Любое общество, используя силу государства, решает, как удовлетворить свои потребности, какие формы и виды принуждения использовать, чтобы оградить себя от нежелательных, вредных действий и поступков со стороны отдельных людей. Применение принуждения, его субъективные формы и виды обусловлены социально-экономическими, политическими условиями, а также самими субъективными формами и видами принуждения, которые сложились в предшествующий период и подвергаются постоянной эволюции. Итак, принуждение вытекает, прежде всего, из требований исторической необходимости, закономерностей развития общества. В функционировании принудительной власти общества находят свое отражение и реализацию объективные общественные законы. Понятие «принуждение» широко используется многими науками: философией, социологией, политологией, психологией, в том числе и юридическими науками, что обусловило исследование этого понятия с различных сторон. C точки зрения общесоциологического подхода, принуждение – это способ воздействия на поведение человека c целью подчинения его воле принуждающего. Такое принуждение присуще любому обществу. Государственное принуждение – это часть социального принуждения.[18] По своей сути государственное принуждение – довольно строгое средство социального воздействия, оно направлено на обеспечение воли государства, которое, в свою очередь, должно отражать и защищать интерес всего общества и отдельных его индивидуумов. Государственное принуждение опирается на специальный аппарат, организованную силу, выражает ее, и потому в таком качестве государственное принуждение является средством организации общества. Принуждение представляет собой двустороннее явление, которое характеризуется, c одной стороны, c позиций уполномоченных государственных органов и должностных лиц, применяющих меры государственного принуждения, c другой стороны, c позиций субъекта, к которому применяется принуждение. Долгое время в общей теории права и в отраслевых науках господствовала точка зрения, в соответствии c которой принуждение рассматривалось только как наказание правонарушителей за совершенное ими правонарушение. Вместе с тем принуждение применяется и в целях превенции правонарушения, его пресечения, нейтрализации нежелательных последствий, в целях защиты прав. Препятствовал исследованию государственного принуждения и тот факт, что ряд исследователей фактически отождествляли государственное принуждение c юридической ответственностью, исходя из того, что основанием и юридической ответственности, и государственного принуждения является наличие противоправности в деяниях лица. Опираясь на теоретические достижения юридической науки, можно выделить следующие отличительные признаки государственного принуждения. 1) является разновидностью социального принуждения; 2) по своей психомотивационной природе определяется конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и индивидуальной волей лиц, нарушивших правовые предписания; 3) опосредовано правом, носит правовой характер; 4) представляет собой акт внешнего психического, физического, материального или организационного воздействия; 5) воздействие оказывается на сознание, волю или поведение субъекта; 6) осуществляется посредством применения соответствующих мер; 7) обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения; 8) применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера; 9) основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием; 10) применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности; 11) реализуется в рамках правоотношений охранительного типа. [19] Выделенные выше признаки государственного принуждения позволяют сформулировать его понятие. Государственное принуждение – это разновидность социального принуждения, которое заключается во внешнем физическом, психическом или ином воздействии уполномоченных государством органов, должностных лиц, общественных организаций на волю, сознание и поведение субъектов посредством применения к ним соответствующих неблагоприятных правовых мер, выражающихся, как правило, в нравственных и физических страданиях, несущих правоограничение субъекту, в целях охраны прав человека и гражданина, обеспечения законности и общественного порядка.
2.2. Виды государственного принуждения
Неоднородность, многогранность государственного принуждения приводит к постановке вопроса o его классификации. Несмотря на огромное количество общетеоретических и отраслевых исследований, данная проблема остается открытой. Необходимость создания классификации государственного принуждения обусловлена тем, что ее построение позволяет вести исследования по самым различным проблемам как теории права, так и отраслевых юридических наук. Классифицируя меры государственного принуждения, наиболее рационально подходить к этой проблеме в связи с философскими категориями формы и содержания. Внутренняя неоднородность мер государственного принуждения обусловлена сложностью государственного принуждения как целостного явления. Дифференциация принуждения на отдельные формы c соответствующим только им содержанием вытекает из логико-гносеологической обусловленности формы и содержания.[20] Формы государственного принуждения следует отличать от мер государственного принуждения. Форма государственного принуждения представляет собой способ государственно-властного воздействия на поведение человека, который обусловлен характером применения принудительных мер, содержание меры государственного принуждения включает такие характеристики как основание, цель, последствия и процедуру применения. Принимая во внимание то, что любая классификация носит относительный характер, можно выделить следующие критерии деления государственного принуждения на формы, выраженные в конкретных принудительных мерах: 1) по характеру государственного принуждения (физическое, психическое, идеологическое, имущественное, организационное); 2) по способу обеспечения правопорядка и по функциональному значению мер (предупредительные меры, меры пресечения, правовосстановительные меры, обеспечительные меры, юридическая ответственность); 3) по субъекту применения (применяемые судебными органами, применяемые несудебными органами); 4) по предметному основанию государственно-властного воздействия (государственно-правовое, гражданско-правовое, уголовно-правовое, административно-правовое и так далее); 5) по правовому значению воздействия (дающее итоговую оценку; не содержащее итоговой оценки); 6) по фактическим основаниям (применяемое в связи c правонарушением, применяемое в связи с правовыми аномалиями). Предложенная классификация государственного принуждения отражает существующую в законодательстве систему мер государственного принуждения. Предполагается возможным классифицировать государственное принуждение в зависимости от степени присутствия или отсутствия в нем правовых элементов на правовое государственное принуждение и неправовое. Государственное принуждение, которое не опирается на право (не на законы), выражается в форме насилия, произвола, террора, является неправовым. В литературе иногда поддерживается такая точка зрения, что правовое принуждение – это явление полностью самостоятельное по отношению к принуждению государственному[21]. Современное общество в качестве основной, хотя и не единственной формы существования имеет государственную организацию, которая играет столь значительную роль в жизни общества, что обособлять полностью государственное принуждение и правовое не представляется возможным. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для правовой теории и практики очень важно выявить соотношение и взаимосвязь юридической ответственности и государственного принуждения, их общие и отличительные черты. Юридическая ответственность чаще всего определяются через различные формы государственного принуждения. Это объясняется тем, что правовая ответственность, как правило, рассматривается лишь в негативном аспекте. Между тем государственное принуждение применяется только при реализации негативной (ретроспективной) ответственности как вспомогательное средство, которое нельзя распространить на все виды ответственности. Необходимо иметь в виду, что в условиях демократизации государственно-правовой и общественной жизни страны, совершенствования законодательства, механизм его действия значение, позитивной ответственности возрастает, в то время как сфера использование принуждения сужается. Юридическая ответственность - это не всегда реакция государства на противоправное деяние. Свидетельством, что общественность и государственное принуждение - несовпадающие понятия, служит тот факт, что момент привлечения к ответственности правонарушителя и применения к нему мер государственного принуждения расходятся во времени. Установление вины и привлечение к ответственности предшествуют государственному принуждению. Принуждение к соблюдению норм права есть следствие принудительного привлечения к ответственности, метод воздействия на правонарушителя, свойственный ретроспективному аспекту рассматриваемой проблемы. Личность и степень ее виды, устанавливаются ранее, затем определяется вид ответственности, и которому привлекается правонарушитель, и только после того следуют меры государственного принуждения. На основании вышеизложенного можно сделать, что юридическая ответственность - это установленная, государственная мера принуждения за совершенное правонарушение или преступление. Она является своеобразным механизмом формирования и укрепления частнособственнических отношений и одновременно - вытеснения устаревших, чуждых обществу общественных отношений. В любом обществе государственное принуждение при осуществлении правосудия делает последнее одним из наиболее мощных, но вместе с тем и крайних средств обеспечения интересов общества и государства, которое стремится, чтобы использование этого средства способствовало реализации выраженного в нормах права интереса, а не причиняло ему ущерба. Если развивать идею o самостоятельности государственного принуждения и правового принуждения, то можно прийти к выводу o том, что государство, применяя принудительные меры, не связано правом и, наоборот, правовое принуждение не зависит от государства, его деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты 1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 18.12.2001 N 174-ФЗ: принят Гос. Думой 22 ноября 2001 года; одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года. [с послед.изм.и доп. (ред. от 17.04.2017), от 11.05.2017] // Собрание законодательства РФ. – 2002.− N22. – Ст. 2027. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: Федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ: принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г.; одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.: [с послед.изм. и доп. (ред. от 17.04.2017), от 18.05.2017)] // Собрание законодательства РФ. – 2002.− №1 (Ч.1.) – Ст.1. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.; одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. [с послед.изм.и доп. (в ред. от 7 марта 2017 г.)] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: Федер.закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ: принят Гос. Думой 21 октября 1994 года [с послед.изм. и доп.(ред. от 28.03.2017)] // Собрание законодательства РФ. − 1994. − №32. – Ст. 3301. Специальная литература
[1] Мусаткина А.А. Финансовая ответственность как вид юридической ответственности [Текст]/ А.А. Мусаткина // Журнал российского права. – 2005. - № 10. - С. 103-112. [2] Хачатуров Р.Л. Общая теория юридической ответственности [Текс]: монография/ Р.Л. Хачатуров.— М.:изд. Юридический центр Пресс, 2007. — С 250. [3] Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.; одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. [с послед.изм.и доп. (в ред. от 7 марта 2017 г.)] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954. [4] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 18.12.2001 N 174-ФЗ: принят Гос. Думой 22 ноября 2001 года; одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года. [с послед.изм.и доп. (ред. от 17.04.2017), от 11.05.2017] // Собрание законодательства РФ. – 2002.− N22. – Ст. 2027. [5] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: Федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ: принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г.; одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.: [с послед.изм. и доп. (ред. от 17.04.2017), от 18.05.2017)] // Собрание законодательства РФ. – 2002.− №1 (Ч.1.) – Ст.1. [6] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: Федер.закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ: принят Гос. Думой 21 октября 1994 года [с послед.изм. и доп.(ред. от 28.03.2017)] // Собрание законодательства РФ. − 1994. − №32. – Ст. 3301. [7] Духно Н.А. Понятие и виды юридической ответственности [Текст] / Н.А. Духно, В.И. Ивакин // Государство и право. - 2000. - № 6. - С.12-17. [8] Григорьев В.А. Общая теория права и государства [Текст]: учебник / В.А. Григорьев. - М.: изд. ИНФРА-М, 2015. – С. 145. [9] Алексеев С.С. Общая теория права [Текст]: учебник / Алексеев С.С. − М.: изд. Проспект, 2014. – С.46. [10] Шавалеев, М.В. О принципах юридической ответственности [Текст] / М. В. Шавалеев // Право и государство: теория и практика. - 2010. - № 6. - С.10-18. [11] Иванов А.А. Цели юридической ответственности, ее функции и принципы [Текст] / А.А. Иванов // Государство и право.- 2003.- № 6.- С.66-69. [12] Вершинина С.И. Юридическая ответственность как вид государственного принуждения [Текст]/ С.И. Вершинина // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. Специальный выпуск "Правоведение". - 2009.- № 5 (8). - С. 23-30. [13] Шагиев Р.В. Актуальные проблемы теории государства и права[Текст]: учебное пособие / Р.В. Шагиева. - М.: изд. Норма, 2015. - С.26. [14] Смоленский М.Б.Теория государства и права[Текст]: учебник / М.Б. Смоленский. - М.: изд. НИЦ ИНФРА-М, 2015. - С.47. [15] Кулапов В.Л. Теория государства и права[Текст]: учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько. - М.: изд. Норма: ИНФРА-М, 2011. - С.31. [16] Теория государства и права [Текст]: учебник / под.ред. проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. — М.: изд. Инфра-М, 2012. – С.427. [17] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства [Текст]: учебник / В.С. Нерсесянц. - М.: изд. Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - С.74. [18] Спасенников Б. А. Теория государства и права[Текст]: курс лекций / Спасенников Б. А. − М.: изд. ФЛИНТА, 2013. - С.121. [19] Смоленский М.Б. Теория государства и права[Текст]: учебник / М.Б. Смоленский. - М.: изд. НИЦ ИНФРА-М, 2015. - С.96. [20] Сатина Э.А. Понятие и виды государственного принуждения [Электронный ресурс] / Э.А. Сатина // Вестник ТГУ. - 2003. - №2. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya (дата обращения: 17.05.2017). [21] Радько Т.Н. Свобода и ответственность [Текст] / Радько Т.Н // Государство и право.- 2007. -№3.- С.109-127. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 469. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |