Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этап IV. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.




Аргументация –это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения.

 

Наиболее доказательными являются аргументы на основе читательского опыта (экзаменуемый должен привести примеры из художественной или публицистической литературы).

 

Нужно помнить, что учитываются первые два аргумента.

 

Памятка. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

Тема, проблема исходного текста Произведения, затрагивающие данные проблемы
Тема Родины и патриотизма Возможные проблемы: - проблема истинного и ложного патриотизма - проблема отношения человека к малой родине - проблема исторической памяти - проблема воспитания патриотизма у подрастающего поколения - проблема сыновней любви к Родине - проблема отношения человека к родной земле А.С.Пушкин К Чаадаеву М.Ю.Лермонтов Бородино С.А.Есенин Стихи А.А.Ахматова Родная земля А.И.Солженицын Матренин двор В.Г.Распутин Прощание с Матерой Д.С.Лихачев О воспитании патриотизма, о преемственности в освоении культуры Б.Васильев А зори здесь тихие… М.А.Шолохов Тихий Дон Л.Н.Толстой Война и мир
Тема семьи, родного домаВозможные проблемы: - проблема памяти о своих корнях (детстве, родном доме, родителях) - проблема долга перед родителями - проблема любви и ревности, семейных взаимоотношений - проблема отсутствия в семье общих духовных интересов - проблема родительской безответственности - проблема самоотверженности родительской любви - проблема отцов и детей - проблема поиска себя, собственной индивидуальности в подростковом возрасте - влияние событий детства на формирование характера человека -проблема сохранения по-детски яркого и ясного восприятия мира во взрослой жизни Л.Н.Толстой Война и мир Ч.Айтматов Плаха С.Есенин Стихи ( «Письмо к матери» и др.) И.С.Тургенев Отцы и дети К.Г.Паустовский Телеграмма В.Распутин Женский разговор М.А.Шолохов Тихий Дон А.де Сент-Экзюпери Маленький принц Повесть о Петре и Февронии Муромских О.Генри Дары волхвов
Человек и общество.Возможные проблемы     - проблема социальных привилегий - проблема несправедливого социального устройства - проблема выбора профессии - проблема ответственности человека перед обществом - проблема нравственной свободы человека (Может ли человек быть свободным от общества?) - проблема идеала для современной молодежи - возможно ли создание идеального общества? - в чем смысл человеческого существования - человек в мире вещей - девальвация понятия авторитета в современном обществе ( Как изменилось наполнение понятия «авторитет»?) - дефицит заслуженно авторитетных людей в современном обществе (Нужны ли обществу авторитеты?) - проблема истинных и ложных авторитетов - проблема бюрократии - трагическое одиночество человека, избравшего для себя путь беззаветного служения делу - роль личности в истории - объективная оценка исторических событий и лиц - проблема отношения к труду - проблема понимания счастья Л.Н.Толстой Война и мир Н.В.Гоголь Ревизор. Мертвые души Н.А.Некрасов Кому на Руси жить хорошо Ф.М.Достоевский Преступление и наказание М.Зощенко Рассказы В.Маяковский Стихи М.А.Шолохов Тихий Дон А.И.Солженицын Матренин двор А.П.Чехов Толстый и тонкий, Человек в футляре  А. де Сент-Экзюпери Маленький принц Л.Н.Толстой После бала
Нравственный выбор и нравственный долг человека.Возможные проблемы: - проблема нравственного долга перед родителями - проблема нравственного долга учеников перед учителями - проблема отношения человека к происходящему - проблема нравственного выбора человека - быть или казаться? - проблема противоречивости человеческих поступков - проблема самопожертвования - проблема милосердия и сострадания к людям - проблема предательства - взаимоотношения подростков - проблема наркомании и алкоголизма - проблема сохранения человеческих ценностей на войне - проблема дружбы (В чем ценность? Как сохранить?) - проблема чести и достоинства Н.В.Гоголь Мертвые души. Ревизор Ф.М.Достоевский Преступление и наказание В.Г.Короленко Дети подземелья К.Г.Паустовский Телеграмма В.Г.Распутин Уроки французского М.Шолохов Судьба человека, Тихий Дон Ч.Айтматов Плаха Л.Андреев Иуда Искариот М.А.Булгаков Мастер и Маргарита А.П.Платонов Юшка В.Г.Распутин Живи и помни Ю.В.Трифонов Обмен А.С.Пушкин Дубровский, Выстрел, Евгений Онегин М.Горький Старуха Изергиль, На дне А.П.Платонов Возвращение А.П.Чехов Тоска
Человек и природаВозможные проблемы: - проблема сохранения окружающей среды - проблема влияния человека на природу и возможные последствия этого влияния - проблема гармонии человека и природы - проблема отношения к «братьям нашим меньшим» -проблема необходимости познания человеком родной природы - восприятие природы художником слова -как связаны умение человека видеть красоту природы и его любовь к Родине? Л.Н.Толстой Война и мир С.А.Есенин Стихи Г.Троепольский Белый Бим Черное Ухо Ч.Айтматов Плаха В.Распутин Прощание с Матерой Е.Носов Белый гусь А.П.Платонов Неизвестный цветок К.Г.Паустовский Теплый хлеб И.С.Тургенев Бежин луг М.М.Пришвин Кладовая солнца А. де Сент-Экзюпери Маленький принц Е.И.Носов Живое пламя
Тема образования, образованности и культуры -всякий ли образованный человек может считаться по-настоящему культурным (интеллигентным)? - проблема истинной и ложной образованности - проблема состояния современной культуры, ее влияние на молодежь - проблема истинности таланта и гениальности - проблема становления национального самосознания - что значит быть интеллигентным человеком? - проблема экологии и культуры языка - чем определяется нравственное богатство человека? Зависит ли оно от уровня образования? - какие знания и в каком объеме должен иметь образованный человек? А.П.Чехов Человек в футляре И.С.Тургенев Русский язык Д.С.Лихачев Письма о добром и прекрасном А.И.Куприн Поединок Н.С.Лесков Левша А.С.Пушкин Моцарт и Сальери
Отношение человека к прекрасному - проблема истинного и ложного понимания красоты - приобщение к подлинному искусству - источники нашей культуры и духовности - что дает обращение к классикам - умеем ли мы ценить и понимать красоту? - проблема ответственности человека за судьбу прекрасного перед будущим - роль искусства в жизни человека - проблема формирования культуры радости (радость и удовольствие – одно и то же?) - проблема отношения к искусству И.С.Тургенев Отцы и дети И.А.Бунин Легкое дыхание, Господин из Сан-Франциско А.И.Куприн Олеся А. де Сент-Экзюпери Маленький принц    
Научные достижения человечества - почему у людей такой повышенный интерес к будущему? - как повлияют на человека достижения науки, техники? - этический облик человека будущего - проблема сложности добывания человеком научной истины М.А.Булгаков Собачье сердце Е.Замятин Мы Л.Петрушевская Гигиена А.П.Платонов Котлован                                                                     

 

 

Материал подготовлен с использованием книги Канакина Г.И., Родионова И.Г. Учимся работать с текстом: Учебно-методическое пособие для подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку/Под общей редакцией Г.И. Канакиной. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2009. – 150 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...