Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Традиционные и дифференцирующие написания




К нарушениям морфологического принципа правописания относятся также традиционные и дифференцирующие написания.

Традиционные написания, иначе исторические, являются пережитками прошлого, требующими для уяснения своего правописания справок из истории языка и письма.

В прошлом такие написания в большинстве случаев имели фонетический характер и вследствие изменения фонетической системы языка потеряли опору в произношении, стали необъяснимыми с точки зрения современных живых связей в языке. Традиционные написания могут соответствовать этимологии слова, но могут и не соответствовать ей.

Традиционным написанием, не мотивированным с точки зрения современных языковых закономерностей, является употребление буквы ц после твердых шипящих ж, ш и ц. В древнерусском языке, когда звуки [ж], [ш] и [ц] были мягкими, современное написание звукосочетаний [жи], [ши], [ци] (жить, шить, панцирь) соответствовало произношению.

Вследствие проникновения в литературный язык аканья стали традиционными написания: калач, кавычки, карман, стакан, паром, славяне, ястреб т.п. Перечисленные слова имеют традиционное написание, противоречащее их этимологии.

Дифференцирующими написаниями называются написания таких двух слов или форм, которые фонетически совпадают, являются омофонами, но имеют разное значение. Такие написания помогают зрительно различать омофоны.

Примерами дифференцирующих написаний являются: ожег (глагол в прош. врем.) и ожог (имя сущ.), туш (м. р.) и тушь (ж. р.), плач (имя сущ.) и плачь (пов. накл. глагола) и т.п.

 

Орфография

1.1.

Принципы русской орфографии

В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов. Основным из них является морфологический принцип, сущность которого в следующем: морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться. Так, корень хлеб во всех родственных словах пишется одинаково, но произносится по-разному в зависимости от того, какое место в слове занимают гласный или согласный звуки, ср.: [хл'иэба], [хл'ьбавос]; приставка под- в словах подпилить и подбить одна и та же, несмотря на разное произношение, ср.: [пътп'ил'ит'] [падб'ит']; прилагательныенасмешливый и хвастливый имеют один и тот же суффикс -лив-; безударное окончание и ударное обозначаются одинаково: в столе - в книге, большого - великого, синего - моего и т.п.

Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем истинность той или иной морфемы путем подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы Морфема оказалась в сильной позиции (под ударением, перед р, л, м, н, j и т.д.), т.е. была бы четко обозначена.

Роль морфологического принципа в орфографии велика, если иметь в виду, что в русском языке широко развита система внутриморфемных чередований, обусловленных разными причинами.

Наряду с морфологическим действует и фонетический принцип, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся. Например, приставки на з изменяются в зависимости от качества следующего за приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках буква з (без-, воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, через-), а перед глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква с, ср.: возразить - воскликнуть, избить - испить, низвергнуть - ниспослать и т.п.

Действием фонетического принципа объясняется и написание гласных о - ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочок - ножичек, парчовый - кочевой, свечой - тучей и т.п.

Корневой гласный и после русских приставок на согласный переходит в ы и обозначается этой буквой тоже в соответствии с фонетическим принципом, т.е. пишется так, как слышится и произносится: предыстория, предыюльский, розыгрыш, разыгрывать и т.п.

Действует в нашей орфографии также исторический, или традиционный, принцип, по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину. Так, написание гласных и, а, у после шипящих - это отголосок древнейшего состояния фонетической системы русского языка. По этому же принципу пишутся и словарные слова, а также заимствованные. Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка в целом.

Существует в современной орфографии и принцип дифференцированного написания (смысловой принцип), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения, ср.: ожёг (глагол) и ожог (существительное), компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки).

Кроме названных в правописании необходимо отметить и принцип слитного, дефисного и раздельного написания: сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов - раздельно.

Подводя итог, можно говорить о том, что многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой - взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать.

1.2.

Правописание гласных в корне

1.2.1.

Проверяемые безударные гласные

В безударном положении в корне пишется такая же гласная, что и в соответствующем ударном слоге однокоренного слова: примирять (мир) - примерять (примерка), прополоть (прополка) - выпалить (запал), запевать (запеть) - запивать (запить),полоскать (полощут) - поласкать (ласка), посветить (свет) - посвятить (святость), задрожать (дрожь) - раздражать (дразнит), иссякать(иссякнуть) - иссекать (сечь), озимь (зимний) - оземь (о землю), приведение (приведший) - привидение (видеть), развеваться (веять) -развиваться (развитие), скрепя сердце (скрепка) - скрипя зубами (скрип) и т.п.

В некоторых случаях такой прием проверки нельзя использовать, так как разное написание однокоренных слов объясняется их отнесенностью к разным языкам. Так, безударные неполногласные сочетания ра, ла (врата, сократить, бразды, глава, облако, влачить и под.) всегда пишутся с буквой а - это старославянские по происхождению слова; в русских корнях таким сочетаниям соответствуют полногласные оро, оло (ворота, короткий, борозды, голова, волочить).

Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. В словах затопить, опоздать, проглотить, раздвоить, затоптать и других гласная о проверяется однокоренными словами поздно, глотка, двое, топчет, хотя есть глаголызатапливать, опаздывать, проглатывать, раздваивать.

Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам разного происхождения. Так, в слове аккомпанемент суффикс -емент французского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс -ирова-- немецкий. Ср.: абонемент - абонировать, ангажемент - ангажировать; слова интеллигенция и интеллект в латинском языке образованы от разных основ одного корня .

Упражнение 1. Расставьте ударение в словах и объясните правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными.

Бичевать, благоволение, вдалеке, выздороветь, допоздна, дряхлеть, единичный, заколоть, закалить, запевала, истрепать, изломать, княжение, лекторий, лепнина, минер, наварить, наковальня, нагородить, заливать, китовый, смягчение, притеснять, старожил, осторожный, удивляться, ободрённый, одеревенелый, удалиться, уплотнить, заплатить, щедрота.

 

Упражнение 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.). 2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных. Неужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отличие? (Пришв.). 3. Михаил выт...нул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.). 4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к зв...зде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст.). 5. В полночь над гор...дом прок...тился т...желый гул. Ветер вл...тел в окно, вздул зан...вески и снова умчался (Пауст.). 6. Щука м...тнулась, рыбак св...лился в л...дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в...дой, вынырнул возле льда, выл...з и вытянул усм...ренную щуку (Пришв.).

1.2.2.

Непроверяемые безударные гласные

В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю. Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова. Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макака, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, панегирик, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель, утилитарный, эсперанто.

Упражнение 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте по словарю написание слов с пропущенными гласными.

I. 1. К...нарейка завертела хорошенькой х...хлатой головкой, наклоняя ее вниз и набок (Купр.). 2. Порой в эти громкие голоса птиц вливалась и тихая песенка к...ноплянки (М. Г.). 3. Зеленые г...рлянды дубовых листьев, перемешанные с букетами астр, г...оргинов, л...вкоев и гв...здики, обвивали сп...рально стальной корпус машины (Купр.). 4. Все заняли цыгане, которые навели целый т...бун лошадей, крытых п...понами (Буи ). 5. Крейсера как не бывало. Только облако пара и дыма густо заклубилось над местом, к...т...строфы (Н.-Приб.). 6. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем м...р...дианам земного шара (А. Т.) 7. Море непрерывно крутящимися валами ок...ймляло берег (Бун.). 8. Лес щедр на развлечения. То с ветки на ветку перескочит белка, то, оглушительно захлопав крыльями, вырвется из орехового куста т...терка (Сол.). 9. Мы спустились в д...лину и, как только нашли воду, тотчас же остановились среди дубового редколесья (Аре.). 10. Месяц скрылся уже за близким г...р...зонтом черных гор, которые виднелись направо, и бросал на верхушки их слабый и дрожащий полусвет, резко противоположный с непроницаемым мраком,покрывавшим их подошвы (Л. Т.).

II. Ав...кадо, алг...ритм, б...калавр, гл...диатор, д...ндрарий, к...н...патый, м...ринист, прокл...мация, в...н...грет, г...рельеф, заб...тонировать, к...л...нча, к...рогаз, к...мп...новать, люм...н...сценция,ф...соль, б...кл...жан,г...рпун,гр...м...здить, зак...ченелый, л...кв...дировать, м...золь, об...гренный, п...рл...мутр, форв...рд, акв...рель, б...атлон, в...трушка, в...рн...саж.

III. Заинд...велый, к...рбюратор, к...росин,к...горта, л...ванда, м...л...нхолик, м...заика, н...ктюрн, п...мфлет, п...т...кантроп, в...девиль, д...летант, ид...ал...зация, к...нгуру, н...в...ждение, об...грить, пер...скоп, р...зеда, ф...рватер, г...г...мония.

 

1.2.3.

Чередующиеся гласные в корнях

Написание чередующихся гласных в корнях е/и; о/а; а/я/им; а/я/ин зависит от ударения; характера согласной, перед которой находится гласная в корне; от суффикса, следующего за корнем; от лексического значения корней.

1. Ударением, т.е. по фонетическому принципу, определяется написание гласных в следующих корнях:

-гар-/-гор- - под ударением пишется а: загар, угар, нагар; без ударения - о: загорелый, угореть, подгореть, погорелец, выгорание.

Исключения: выгарки (спец.), изгарь (диал.), пригарь (разг.);

-зар-/-зор- - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: зарево, зори, зорька; без ударения - а: заря, зарница, озарять, озарение, заревой, зарянка.

Исключение: зоревать;

-клан-/-клон- - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: кланяться, поклон; без ударения - о: поклониться, поклонение, склониться и др.;

-твар-/-твор- - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: творчество, тварь; без ударения - о: творить, претворять, затворить и др.

Исключение: утварь (непроизводное);

-плав-/-плов- - в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пловец, пловчиха. В остальных случаях пишется а: плавучий, поплавок, плавник, плавунец (жук-плавунец). В слове плывун (спец.) пишется ы в соответствии с произношением.

2. Качеством согласной, перед которой находится корневая гласная, определяется написание корней:

-кас-/-кос(н)- - перед согласной н пишется о: коснуться, прикосновение; в остальных случаях - а: касаться, касательная;

-лаг-/-лож- - перед согласной г пишется а: излагать, полагать, предполагать; перед согласной ж пишется о: изложить, предложить, положить.

Исключение: полог (непроизводное);

-раст-/- ращ-/-рос- - в безударном положении пишется только перед следующими ст и щ: вырасти, выращенный, позарасти, проращенный, возраст, растение; в остальных случаях - о: выросла, водоросли, поросль.

Исключение: отрасль (хотя нет сочетания ст); росток, ростовщик, Ростов, Ростислав (хотя есть сочетание ст) и производные от них;

-скак-/-скоч- - без ударения а пишется только перед к: прискакать, обскакать, на скаку; перед ч пишется о: заскочить, выскочка.

Примечание. Необходимо различать в написании формы 1-го лица будущего времени, а также повелительного наклонения у глаголов заскакать(начать скакать) и заскочить (зайти ненадолго); соответственно: заскачу и заскачи - заскочу и заскочи.

3. От следующего за корнем суффикса зависит написание корней: -бар-/-бер-, -дир-/-дер-, -мир-/-мер-, -пир-/-пер-, -тир-/-тер-, -блист-/-блест-, -жиг-/-жег-, -стил-/-стел-, -чит-/-чет- - гласная и пишется, если после корня следует суффикс -а-; в остальных случаях пишется е: прибирать - приберу; задирать - задеру; замирать - замереть - умирать - умереть; запирать - запереть; стирать - стереть - вытереть; блистать - блестеть, блесна, блеснуть; выжигать - выжег; застилать - застелить; вычитать - вычет, вычесть (но: вычитать - вычитка - от читать).

Исключения: сочетать, сочетание, чета (от корня -чет-);

В чередующихся корнях им/а(П.), ин/а(П.) пишутся сочетания им, ин, если за корнем следует суффикс -а-: сжимать - сжать, взимать - взять, обнимать - обнять, занимать - занять, внимать - внять, приминать - примять.

4. По значению различается написание корней:

-мок-(-моч-)/-мак- - в словах со значением «пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде» пишется корень -мок-(-моч-): промокательная бумага, непромокаемый плащ, вымоченная рыба; в словах со значением «погружать в жидкость» пишется корень -мак-:макать хлеб в сметану, обмакнуть кисть в краску;

-равн-/-ровн- - в словах со значением «равный, наравне, одинаковый» пишется корень -равн-: поравняться с грузовиком, равнение по росту; в словах со значением «прямой, гладкий, ровный» пишется корень -ровн-: выровнять клумбы, выровненная площадка, подровнять челку.

Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень.

Примечание. Если после глагола следует дополнение с предлогом с, то всегда пишется корень -равн-: Не сравнивай себя с ним; однако в устаревшем обороте сровнять с землей (разрушить до основания) пишется о.

 

Упражнение 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В выделенных словах обозначьте корни.

Пл...вучий мост, зам...реть ; от страха, оз...рять верхушки деревьев, соб...раться в дорогу, зап...реть дверь, бл...стящий ответ, зеленый р...сток, платье на выр...ст, заст...лить постель, покл...ниться таланту, вечерняя з...рница, заск...чить на часок, проск...чи по комнате, отек...чи в сторону, ко всему прид...раться, скачкообразная походка, неприемлемое преп...рательство, сложное упражнение, равнозначные величины, прим...рить противников, изл...жить факты, импортная заж...галка, постоянное налом...нание, обильное исп...рение, поч...татели таланта, жуткое отвр...щение, вым...кнуть под дождем, немыслимое оп...здание, разж...гать неприязнь, распол...жение армии, ур...внять в правах, сидеть зап...ршись.

 

Упражнение 5. Вставьте недостающие орфограммы. Объясните свой выбор.

1. От роду китенку всего несколько часов, он еще плавать не может, торчит в воде стоймя, как попл...вок, но длиной этот новорожденный семь метров, а весом пять тонн. И начнет чудо-малыш р...сти не по дням, а по часам (Над.). 2. Кошевой и старшины сняли шапки и раскл...нялись во все стороны (Г.). 3. Быстро и ловко она расст...лила сено, разр...вняла его, перевернула раненого (Закр.). 4. Лет десять тому назад несколько тысяч десятин выг...рело в Полесье и до сих пор не зар...сло (Т.). 5. 3...ря запылала пожаром и охватила полнеба (Т.). 6. В руке бл...стит высокого цилиндра глянец (Бл.). 7. Всех офицеров ск...кало семнадцать человек (Л. Т.). 8. Через две минуты мы пор...внялись с человеком (П.). 9. Врач поставил точку, пром...кнул голубой пром...кашкой написанное и поднял глаза (Аст.). 10. Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выр...внялась... (Т.). 11. Березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не к...снулся холодно играющий луч зимнего солнца (Т.).

 

Упражнение 6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Тихо ум...рали над рекой туманы (Аст.). 2. От з...ри до з...ри за Игрицей не потухал костер (Алекс.). 3. С первыми звуками, с пробуждением людей туманы уб...рались в лога, ущелья... (Аст). 4. В качающихся его отсветах то и дело выр...стала согбенная фигура работника (Алекс.). 5. Местами мы приг...бались, чтобы пролезть под накл...нившуюся сосенку, по кустам перепл...тались камнеломки... (Аст.). 6. Он стоял, слушал и глядел вниз... на расст...лавшееся перед ним под горою море ог...ленных макушек леса... (Л. Т.). 7. Птицы все громче и хлопотливее щ...бегали в чаще (Л. Т.). 8. Я вздрагивал, ёжился, облизывал горьковатые капли с губ, и бабушка выт...рала мою стриженную голову ладонью... уверяя, что от р...сы да от дождя люди р...стут большие-пребольшие (Аст.). 9. Туман все плотнее пр...жимался к земле... (Аст.). 10. В два ряда по обе стороны выстр...ились анисовки... (Алекс.). 11.Давным-давно сотв...ренный, мир жил своей неповторимой сложной и вечной жизнью (Алекс.). 12. Перед окнами сразу же нач...нались Малые луга, прост...равшиеся до синеющей вдали Салтыковской горы (Алекс.). 13. Из прибрежных зар...слей поднимались дикие утки (Алекс.). 14. Лес ответствовал ему покорным шелестом желтеющих листьев, нар...стающим шумом падающих деревьев (Алекс.). 15. Михаил вытянул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.). 16. ...А под конец, зам...рев на миг, рассыпался крупным градом... (Алекс.). 17. Музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст). 18. В промежутках совершенной тишины слышан был ш...рох прошлогодних листьев (Л. Т.). 9....Ласка, вздрогнув, переступила осторожно несколько шагов и, скл...нив голову набок, стала прислушиваться (Л. Т.). 20. Не успела Улька додумать до конца, как парень пор...внялся с ней и преградил дорогу (Алекс.). 21. Щеки его покраснели, глаза заг...релись и гневно, почти злобно, уставились на нее (Боб.). 22. Лица моего к...снулись цепкие, всегда студеные листья хмеля (Аст.). 23. Я зам...раю в восторге (Леск.). 24. Там гаснет огонь машины и заж...гается другой, огонь очага или камина (Гонч.). 25. Все победы начинаются с побед над самим собой (Леон.).

 

 

Гласные в чередующихся корнях

 

В написании ряда безударных гласных корня сохраняются традиционные чередования: расти — росла, положить — полагать и др. Одни из чередующихся корней возникли в результате влияния старославянского языка (например, корни рос-, роен- являются русскими, а рост-, равн - старославянскими), другиеотражают старое распределение глаголов по видам (глаголы несовершенного вида на -ать имели в корне а, глаголы совершенного вида на -ить имели в корне о: излагать — изложить).

Поскольку в древнерусском языке безударные гласные произносились почти так же, как и ударные (в словах загорать, росла, уложить на месте о произносился звук [о], а не [а]), то и проблемы разграничения на письме этих вариантов корней не было. В современном русском языке в корнях глаголов касаться — коснуться, полагать — положить, так же как и в корнях других слов, на месте безударных а, о произносится почти один и тот же звук [а], который уже не может быть использован как показатель видового значения.

Но в соответствии с традицией корни слов излагать — изложить, касаться — коснуться, как и другие чередующиеся корни, на письме рекомендуется разграничивать. Основное правило написания гласных в корне («в безударном слоге пиши ту букву, которая выступает под ударением») нельзя распространять на правописание чередующихся корней. Иначе говоря, выбор е или и, например, в словах замирать — замереть (чередующиеся корни) определяется иным правилом, чем в словах примерять (примерка)—примирять (мир).

 

Корни с чередованием а/о

1. Гар-/гор-, клан-/клон-, твар/твор-.

В безударном положении пишется о:

I) выгорание, загорелый,[несгораемый, погорелец, подгоревший, угореть, загар, угар)-, исключения: выгарки, изгарь, пригарь (от гарь)

2) наклониться, наклонение, наклонённый, поклонение, поклоняться, склониться, склонение (ср.: кланяться, поклон);

3) затворять, сотворить, творить (ср.: затвор, тварь); исключение: утварь.

 

2. Раст-/ращ-/ рост-/рос-.

В безударном положении перед cm и щ пишется а, в остальных случаях — о: вырасту — выращенный, но выросла; нарастающий — наращённый, но наросло; позарастали, но позаросли; прорасти — проращённый, но проросли; возрастной, заросли, поросли, водоросли, повзрослеть, недоросль. Исключения: отрасль (и отраслевой); росток, выросток (спец. шкура теленка, а также кожа, выделанная из нее), ростовщик, Ростов, Ростислав, прорость (поперечная прослойка в древесине; слой мяса в сале), заросток (спец.), а также производные: ростки, росточек, ростковый, ростовой, выросточек, выростной, выростковый. (Все перечисленные слова образованы от корня рост-.)

 

3. Скак-/скоч-.

В безударном положении перед к пишется а, перед ч — о: заскакать — заскочить, обскакать — обскочить, подскакать, подскочить, проскакать — проскочить, выскочка, на скаку, скакун и др. Исключения: скачок (скачки, скачками и т. д.), скачкообразный.

Примечание. Перед ч буква а пишется в форме 1-го л. ед. ч. глаголов настоящего и будущего времени, а также в форме повелительного наклонения, если эти формы соотносятся с корнем скак-. Ср.: 1) заскакать ('начать скакать'): я заскачу, заскачи ('начни скакать'); но заскочить ('зайти на непродолжительное время'): я заскочу к тебе на минутку, заскочи ко мне; 2) перескакать ('скача, обогнать всех или многих'): я перескачу соперника, перескачи своего соперника; но перескочить ('преодолеть преграду, препятствие'): я перескочу через ручей, перескочи через яму. [Вот уже больше двух недель прошло, как я скачу не переставая (Ч.); А Солдатская слободка была пригородом, куда скачи, скачи,— когда ещё доскачешь (Фед.).]

 

4. Плав/плов-. В безударном положении в настоящее время о пишется только в словах исключениях пловец и пловчиха. В остальных словах следует писать а: плавучий, поплавок, плавник, о/сук-плавунец.

 

5. Зар/зор-.

В безударном положении пишется а: заря, зарянка, заревой [прил. к заря: Заревая песня глухаря (Кедрю), зарница, озарение, озарённый. Исключение: зоревать ('не спать на заре'). [Пойду к своим овечкам дозорёвыватъ.

 

6. Лаг-/лож-, кас-/кос-. Если за корнем следует суффикс а-, то в корне пишется а, во всех других случаях пишется о:

1) полагать — полагаю, излагать — излагаю, слагаемое, не терпит отлагательства, прилагательное; но: положить — положу, изложить — изложу, предложение, обложной дождь, уложение, сложа руки;

2) касаться — касаюсь, касательная, прикасаюсь; но: коснуться, коснись, прикоснуться, прикосновение.

Исключение: полог.

 

7. Равн-/ровн-. В этих корнях написание а или о в безударном положении определяется значением. Корень, равн- имеет значения: равный, одинаковый, совёршенно сходный, такой же (по величине, качеству, достоинству и т. п.); имеющий такое же значение, занимающий такое же положение, как какй-л. другой: равные величины, равные условия, равные оценки, беседовать как с равным.

Слова с корнем ровн-_имеют значения: ровный, гладкий, не имеющий впадин и возвышений: ровное место; плавный, не имеющий ускорений и замедлений: ровный ветер; спокойный, всегда одинаковый: ровный характер; прямой, не имеющий утолщений, изгибов: ровная пряжа. Перечисленные значения реализуются в разнообразных словах с этими корнями:

При общей ясности значений корней равн- ровн- написание а или о в них представляет трудность. Объясняется это тем, что в древнерусском языке слова с этими корнями имели одно и то же значение, причем в одном и том же корне совмещалось и значение 'равный, одинаковый, такой же', и значение 'ровный, гладкий, прямой, плавный'. [Еще в XIX в. слово ровный могло употребляться и в значении 'равный, одина-ковый': Она жила на счёт Марфы Тимофеевны, но на ровной с ней ноге (Г.); Имение было разбито на три ровные части (Герц.).] Затем происходит «размежевание» корней, каждому из них язык «присваивает» свое значение. Но в некоторых словах старые отношения закрепились на письме. Теперь эти слова, если учитывать современные значения корней равн- ровн-, приходится считать исключениями: равнина; но: поровну, ровесник, уровень. Запомните также слова: равнение (во всех значениях), равняться (по кому, чему), подравнять (ряды при построении), подравняться (при построении), выровняться (в ряду при построении).

Следует иметь в виду, что если в предложении после глагола есть дополнение с предлогом с, то в корне необходимо писать а: Вожак поравнялся с лошадью (Шукш.); И равняли с землей свои землянки и строили на их месте каменные дома (газ.).

Примечание. В устойчивом словосочетании сровнять с землёй ('разрушить до основания') в корне глагола сровнять пишется о: ...Сровняли с землёй французский городок Орадур (газ.). Этот фразеологизм не следует путать со словосочетанием сравнять с землёй ('оказаться на одном уровне с землей'): Дом упал. Сравнялся с землёю (Кире).

 

8. Мак-1мок-. Написание а или о в этих корнях зависит от значения слова. Слова с корнем мак- имеют значение 'опускать, погружать во что-л. жидкое': макать сухарь в чай, вымакать все чернила, обмакнуть перо в чернила.

Слова с корнем мок- имеют значения_:_Пропускать жидкость,: вымокнуть под дождём, непромокаемый плащ, сапоги промокают; 'терять соленость, кислоту, остроту и т. д. от нахождения в воде': селёдка вымокла.

Запомните: промокать написанное, промокательная бумага, промокашка.

 

 

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

Чередующиеся Проверяемые ударением Не проверяемые ударением
I. Синхронные чередования(а//о, е//и) Выбор гласных зависит от: 1) суф.-а- за корнем: бер – бир-а, пер – пир-а, дер – дир-а, тер – тир-а, жег – жиг-а (искл.:выжига), мер – мир-а, чет – чит-а(искл.: сочетать, сочетание), блест – блист-а – блес-ну, стел – стил-а, счет – счит-а, кос – кас-а; Запомнить! Чета и счета (а – окончание, а не суффикс)! 2) ударения (под ударением пишется то, что слышится, без ударения – выделенная буква): гор – гар (искл.: изгарь, пригарь, выгарки); зор – зар (искл.: зорянка, зоревать, играть зорю); плов – плав (искл.: пловец, пловчиха, плывуны); твор – твар (искл.:утварь); клон – клан (искл.нет); 3) согласных за чередующимися гласными:лаг– лож (искл.: полог); раст, ращ– рос(искл.:росток, выросток, выростковый, на вырост, подростковый, прорость, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, отраслевой, отраслевик); скак– скоч (искл.: скачок, скачкообразный). Запомнить! В 1 л. наст. (буд.) вр. изъявит. накл., в повелит. накл. глагол сначала ставят в инфинитив, а потом применяют правило; 4) семантики: равн («одинаковый, похожий») // ровн («прямой, гладкий, плоский»). Искл.:равнина, равняться (о строе), ровесник, уровень, поровну; мак («погружать в жидкость и вынимать») // мок(«подвергаться воздействию жидкости, впитывать, пропускать жидкость»); крап («отдельные небольшие пятна») // кроп(«обильно смочить, обрызгать жидкостью»). II. Диахронные чередования: ин, им//а, я; оро//ра, ере//ре; оло//ла; оло//ле(полногласия // неполногласия) (снять – снимать; золото, голова – златоглавый; дерево – древесный) Поставить в сильную позицию – под ударение (вода´ – во´ды) Запомнить! Слова с суф. -ива-, -ыва- не могут быть проверочными!   Запомнить! Сидеть – седло, седок, дети – дитя. Традиционные написания (трафарет, кафтан,соната)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 334.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...