Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценка текущей ситуации в АПК и тенденции




СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

 

    Согласно Доктрине продовольственной безопасности РФ, утвержденной указом Президента РФ 30.01.2010, под продовольственной  безопасностью понимается состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина пищевых продуктов в объемах не меньше рациональных норм потребления, необходимых для активного и здорового образа жизни.

    Для оценки состояния продовольственной безопасности в сфере производства и национальной конкурентоспособности используется следующая система показателей:

- объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на душу населения;
- удельный вес продовольственной продукции отечественного производства в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов;
- уровень поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в рублях на рубль реализованной продукции;
- продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов;
- состояние плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.

    В качестве критерия оценки определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции, продовольствия в целом в общем объеме товарных ресурсов с учетом запасов внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющих пороговое значение в отношении:  зерна – не менее 95%;  сахара – не менее 80%; растительного масла – не менее 80%; мяса и мясопродуктов - не менее 85%; молока и молокопродуктов – не менее 90 %; рыбной продукции – не менее 80 %; картофеля – не менее 95%; соли – не менее 85 %.

    Одной из основных задач обеспечения продовольственной безопасности является предотвращение внутренних и внешних угроз за счет своевременной  оценки текущей ситуации, рисков, прогнозирования в соответствии с ними тенденций и принятии адекватных мер государственного регулирования. 

    Обеспечение национальной продовольственной безопасности связано с преодолением влияния негативных факторов, которые формируют угрозы продовольственной безопасности. К ним относятся:

- значительное превышение пороговой величины насыщения внутреннего рынка импортной продукцией;

- низкий уровень платежеспособного спроса населения на пищевые продукты;

- ценовые диспропорции на рынке сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

- нарушение стабильности финансово-кредитной системы;

- недостаточный уровень развития инфраструктуры внутреннего рынка;

- моральное и физическое старение материально-технической базы агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;

- отставание в инновационной сфере;

- сокращение национальных генетических ресурсов;

- возможное расширение производства биотоплива из сельскохозяйственной продукции и сырья;

- дефицит квалифицированных кадров.

 





Оценка текущей ситуации в АПК и тенденции

    Благодаря приоритетному национальному проекту «Развитие АПК» (2006-2008 годы)  и реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» сельское хозяйство стало одним из приоритетов национальной политики страны. В отрасль пошли инвестиции, что привело к увеличению объемов производства. По ряду показателей Россия вышла на самообеспеченность по таким позициям как зерно, сахар, растительное масло и картофель. Однако, на докризисный 2008 уровень отечественному АПК выйти не удалось.

    Ниже приводятся статистические данные по уровню поголовья и производству продукции растениеводства в динамике за 1990, 2001, 2006 и 2012 годы.

 

    Динамика поголовья в России за период 1990 - 2012 годы*

(в млн. условных голов)

Категории хозяйств 1990 г. 2001 г. 2006 г.

2012 г.

 

Соотношение в %

        2001 г. к 1990 г. 2006 г. к 2001 г. 2012 г. к 2006 г.
Все категории хозяйств 66.39 30.74 25.22 24.26 46.3 82.0 96.2
Сельхозорганизации 54.45 17.35 12.10 11.30 31.9 69.7 93.4
Фермерские хозяйства - 0.76 1.56 2.52 - 205.3 161.5
Личные подсобные хоз-ва 11.94 12.63 11.56 10.43 105.8 91.5 90.2

 

 

Валовые сборы сельхозкультур за период 1990 - 2012 годы*

(млн. тн.)

Категории хозяйств 1990 г. 2001 г. 2006 г.

2012 г.

Соотношение в %

              2001 г. к 1990 г. 2006 г. к 2001 г. 2012 г. к 2006 г.
Зерновые Все категории хозяйств   116.6   85.1   78.2   70.9   73.0   91.9   90.7
Сельхозорганизации 116.3 75.1 61.7 54.3 64.6 82.2 88.0
Фермерские хозяйства - 9.4 15.7 15.8 - 167.0 100.6
Личные подсобные хоз-ва 0.3 0.6 0.8 0.8 200.0 133.3 100.0
Подсолнечник Все категории хозяйств   3.4   2.7   6.7   8.0   79.4   248.1   119.4
Сельхозорганизации 3.4 2.2 4.7 5.8 64.7 213.6 123.4
Фермерские хозяйства - 0.4 2.0 2.2 - 500.0 110.0
Личные подсобные хоз-ва - 0.04 0.02 0.04 - 50.0 133.0
Картофель Все категории хозяйств   30.8   29.4   28.3   29.5   95.4   96.2   104.2
Сельхозорганизации 10.4 2.2 2.7 3.0 21.1 123.0 111.1
Фермерские хозяйства - 0.4 1.1 1.5 - 275.0 136.4
Личные подсобные хоз-ва 20.4 26.9 24.4 25.5 131.9 90.7 104.5
Овощи Все категории хозяйств   10.3   11.7   11.4   14.6   113.6   97.4   128.1
Сельхозорганизации 7.2 2.4 2.3 2.8 33.3 95.8 121.8
Фермерские хозяйства - 0.3 1.0 2.0 - 333.3 200.0
Личные подсобные хоз-ва 3.1 8.5 8.1 9.8 274.2 95.3 121.0

*) статистика не полностью учитывает объем продукции. произведенной КФХ – так есть КФХ, которые согласно законодательству вынуждены были перерегистрироваться и выбрали форму ООО, они учитываются в разрезе сельхозорганизаций. Фактически доля КФХ, в общем объем продовольствия гораздо выше 10%  и требует предметного изучения. Для достоверного учета в графе КФХ должны объединяться как микропредприятия, так и малые предприятия семейного типа, зарегистрированные в качестве  ИП, ИП-глава КФХ, ООО.

        

    Вступление России в ВТО произошло в непростой для сельского хозяйства период: три года – засухи, в следствие этого, сельхозтоваропроизводители столкнулись со значительным недобором и потерей урожаев, многие хозяйства закредитованы, многие - находятся на грани банкротства. Суммарная кредиторская задолженность в АПК в настоящее время оценивается экспертами в 2 трл. рублей.

    Ситуацию усугубляет значительная дифференциация роста цен на ресурсы и продукцию сельского хозяйства. Так с 2000 по 2013 годы цены на электроэнергию выросли в 18,9 раза, дизтопливо - в 7,9 раза, бензин - в 5,9 раза; калийные удобрения - в 7,8 раза, фосфорные удобрения - в 19,5 раза. При этом цены на молоко увеличились всего в 3,2 раза, мясо - в 4 раза, овощи - от 1,5 до 3 раз.

    Сегодня рентабельность сельхозпроизводства в среднем колеблется в пределах от «-5» до «+5»%, что позволяет при сохранении имеющихся тенденций прогнозировать убыточность отрасли. Невозможность обеспечить расширенное воспроизводство снижает инвестиционную привлекательность сельского хозяйства.

    Что касается животноводства - выросшие из-за засухи цены на зерно, а соответственно и корма снижают рентабельность животноводческой отрасли, что в перспективе может привести к оттоку инвестиций, особенно, принимая во внимание тенденцию снижения цен на мясо из-за поставок на отечественный рынок конкурентоспособной продукции. Так в 2012 году поголовье крупного-рогатого скота в целом по стране снизилось на 7%. Увеличение поголовья КРС наблюдалось только у малых форм хозяйствования, включая крестьянские–фермерские хозяйства (КФХ) и составило 12% по отношению к 2011 году, позволяет сделать вывод о целесообразности поддержки данного направления деятельности малого агробизнеса, как имеющего серьезные перспективы для роста.

    Свиноводство имеет другие перспективы. В 2012 году произошло увеличение поголовья на 9% за счет ввода в строй новых крупных комплексов. Однако, принимая во внимание облегченные условия для импорта свинины в связи с вхождением Росси в ВТО, частоту и риски заболеваемости животных, значительное снижение закупочных цен, рост кормов, тенденции развития отрасли могут быть негативными. Для перелома ситуации требуется серьезные меры государственного регулирования.  По оценкам экспертов на рынке свинины ожидаются серьезные отрицательные последствия, на который будут оказывать влияние сразу три негативных фактора:

-снижение таможенного тарифа на живых свиней с нынешних 40% до 5%;

-снижение таможенного тарифа на мясо свиней свежемороженых сверх квоты с 75% до 65%, а внутри квоты пошлина снижается с 15% до 0;

-изменение режима тарифного квотирования.

 

    Облегченный доступ на Российский рынок конкурентоспособной импортной продукции из стран с высоким уровнем государственной поддержки сельского хозяйства способствовал тому, что в 2012 году российский потребитель опосредовано вложил в иностранное производство 1,5 трл. рублей. Завезено более 1 млн. тонн свинины, 700 тысяч тонн говядины, порядка 8 млн.т молочной продукции, 3 млн. тонн овощей.     

 

    Данные диспропорции должна регулироваться мерами государственной поддержки. В Европейском Союзе, в зависимости от колебаний рынка, государственные субсидии составляют от 40 до 80% дохода фермера. В Японии – этот показатель доходит  до 70%, В России - лишь 3,5%. По данным Евросоюза средний уровень поддержки на га составляет 365 евро на га обрабатываемых земель, у нас даже с учетом ожидаемого увеличения средств на несвязную поддержку и финансированием из региональных бюджетов – это в среднем 500 рублей или 12,5 евро на га – почти в 30 раз меньше.

 

Введение принципа государственной поддержки в расчете на га - само по себе значимое и важное решение, позволяющее распределять средства более справедливым образом. Однако данных средств абсолютно недостаточно даже для регионов с благоприятными условиями для ведения сельского хозяйства. Принимая во внимание ограниченность возможностей бюджета с одной стороны значимость стратегической задачи по сохранению продовольственной безопасности страны необходимо:

- изыскать дополнительные ресурсы на государственную поддержку АПК из средств стабилизационного фонда,

- пересмотреть структуру имеющегося в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства бюджета.

    Так в настоящее время в Государственной программе порядка 70% средств государственной поддержки предусмотрено на компенсацию процентной ставки по кредитам, в то время как зарубежом ставки для сельхозтоваропроизводителя вне зависимости от господдержки составляют от 1,5 до 4% годовых.

        

    Серьезной проблемой является недостаточный уровень развития инфраструктуры внутреннего рынка и связанные с этим трудности, с которыми сталкивается отечественный сельхозтоваропроизводитель при реализации своей продукции. Вследствие чего отечественный потребитель не всегда имеет доступ к экологически чистым отечественным продуктам, особенно производимым малыми формами хозяйствования. По данным исследований проводимых среди крестьянских (фермерских) хозяйств, проблема реализации продукции по ценам, обеспечивающим доходность, ставится на первое место по уровню значимости. В связи с этим важнейшим условием является создание и развитие кооперации как особой экономической инфраструктуры, доказавшей свою эффективность в странах с различными политическими системами и уровнем рыночной экономики. Необходимо на уровне государства создавать стимулы для кооперирования малых форм хозяйствования через организацию господдержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, формированию их материально-технической базы.

 

    Отставание от развитых стран в технологическом и техническом развитии, как то : низкий уровень использования удобрений из-за их высокой стоимости, как следствие -более низкие показатели урожайности и продуктивность, изношенность на 80% парка техники и сельхозмашин – является также негативным фактором снижающим конкурентоспособность отечественного АПК.

 

Сложной оценивается социальная ситуация на селе. Продолжается сокращение числа деревень и сел. По итогам прошедшей в 2010 году переписи, только с 2002 года количество сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тысяч. Кроме того, выявлено 19,4 тысячи деревень и сел, которые де-юре существуют, но реально в них никто не живет. В 54% сельских поселений численность жителей до 100 человек, а удельный вес сельских населенных пунктов с численностью жителей до 10 человек составляет 23,7%. При этом Начиная с 2009 года мероприятия по программе устойчивого развития сельских территорий удельный вес на финансового обеспечения мероприятий снизился с 21% до 6%..понятны ограничения бюджета. А ведь сохранение населенных пунктов по всей территории РФ имеет особую значимость для целостности России. Важно реализовывать программы по социальному обустройству села и устойчивому развитию сельских территорий, а также созданию условий для развития на селе крестьянско-фермерских и других малых форм хозяйствования, которые по сути являются деревнеобразующими. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года численность занятых и наемных работников в сельском хозяйстве (в КФХ, у индивидуальных предпринимателей, на малых предприятиях, в личных подсобных хозяйствах, крупных и средних сельскохозяйственных организациях сельских поселений) составляет более 31 млн. человек, при этом более 90% приходится на малые формы хозяйствования.  

Анализ статистических данных убеждает в том, что помимо решения социальных вопросов фермерский сектор является наиболее динамичным сектором нашего сельского хозяйства и опережает другие уклады по темпам роста объемов производства.

Фермеры закрепили свою долю в производстве основных сельскохозяйственных культур. По зерну это – 22,2% общероссийского производства; по подсолнечнику – 27,3%, по сахарной свекле – 12,2%.

Согласно данным статистки в 2012 году в целом по отрасли производство картофеля увеличилось на 7,5% по сравнению со среднегодовым сбором в период 2006-2010 годов, при этом  в фермерском секторе этот прирост в 10 раз больше - 74,1%. По овощам этот же показатель в целом по отрасли увеличился на 19%, а у фермеров производство выросло на 64,7%.

Поголовье крупного рогатого скота в целом по отрасли в 2012 году по сравнению с предшествующим годом снизилось на 0,8%. В том числе коров – на 1%. И только в фермерском секторе наблюдается подъем поголовья. Причем – существенный. КРС стало больше на 12,5%. Коров – на 11,6%.

В целом по отрасли Производство молока  за год увеличилось на 0,9%. В фермерском секторе прирост – 12,8%.

Согласно опросам, проводимым в рамках исследований по социальному развитию села в 2010 году, 37% жителей села безработных и незанятых в агарном производстве хотели создать фермерское хозяйство, если смогли приобрести земельные участки и получить стартовую помощь.

В связи с вышесказанным важным является реализация программ поддержки развития малых форм хозяйствования – крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, реализация мер, стимулирующих переход личных подсобных хозяйств в крестьянско-фермерские хозяйства.

    Тем не менее, вышеперечисленные риски представляют серьезную угрозу снижения доли отечественной сельхозпродукции и доли занятых в сельском хозяйстве жителей. С целью преодоления влияния негативных факторов, формирующих угрозы продовольственной безопасности требуется серьезный пересмотр аграрной политики.

 

Защитные меры государственного регулирования АПК:

1. Создание условий для повышения доходности отечественного сельхозтоваропроизводителя

 

- Принятие государственных мер по регулированию цен и тарифов для сельхозтоваропроизводителей на ГСМ, электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки, минеральные удобрения с тем, чтобы их рост не превышал годовой уровень инфляции;

- Исключение НДС из стоимости горюче-смазочным материалов для сельхозмашин; 

- Включение сельхозтоваропроизводителей в список потребителей, получающих электроэнергию по тарифам как для населения, имеющих особые правила, условия и льготы при потреблении электроэнергии. Исключение из технических условий платы за подключение мощностей;

- Развитие альтернативных источников энергии и топлива;

- Снижение процентной ставки рефинансирования ЦБ и разрыв между ставкой ЦБ и процентными ставками по кредитам для сельхозтоваропроизводителей;

-Проведение реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей пострадавших от засухи в последние годы на десять лет. Финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий возможно через создание Фонда содействия развитию АПК;

    - Повышение роли страхования для сельхозтоваропроизводителей, в том числе за счет создания перестраховочных пулов страховых компаний, участвующих на рынке сельхозстрахования с выделением на эти цели в необходимом количестве средств из федерального бюджета, что позволит увеличить объемы страхования при гарантиях осуществления страховых выплат;

    - Снижение социальных налогов и распространение пониженных тарифов страховых взносов для КФХ, СХПК — плательщиков страховых взносов по наемным работникам в Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и другие государственные внебюджетные фонды.

    - Отмена уплаты фиксированных платежей в Пенсионный фонд для КФХ, зарегистрированных в форме юридического лица; начисление взносов от фактической заработной платы главы и членов хозяйства по ставкам, установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в форме ООО, ОАО, СХПК; для индивидуальных предпринимателей – глав КФХ – введение коэффициента 0,3 к установленному фиксированному платежу;

   - Проведение независимого анализа нормативно-правовых актов РФ, субъектов РФ, устанавливающих излишние административные барьеры для сельхозтоваропроизводителей, особенно для развития малого бизнеса на селе такими инстанциями, как Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Ростехнадзор, Ространснадзор и др.. Рекомендация органам власти субъектов РФ, а также уполномоченным региональным контрольно-надзорным органам внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты, пересмотреть соответствующие порядки и инструкции.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 149.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...