Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Распространенность коррупции в России




Результаты исследования «Природа и структура коррупции в России»

ИнОП (при участии ЦЕССИ), 2006 год

 

КОРРУПЦИЯ КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Государство и функции государства стали в России предметом рыночных отношений, то есть произошла частичная «приватизация государства чиновничеством» или «захват государства чиновничеством». Но это явление не достигло (пока?) уровня клептократии, то есть полного перерождения государства с превращением его в институт обогащения узкой правящей группы.

Виды коррупции

Выделяются три основных вида коррупции

Вид 1. «Верхушечная» коррупция, связанная с деятельностью государственных органоввласти (некоторые считают, что это и есть единственная «настоящая» коррупция, коррупция как таковая)

Вид 2. «Низовая» коррупция – коррупция, в которую вовлечены различные организации, иногда наделенные властными полномочиями, а иногда нет, которые созданы для предоставления различных услуг населению и организациям.

Вид 3. Деловая коррупция – вне или внутри хозяйствующих объектов, а также в СМИ. Внутренняя коррупция, по мнению экспертов, чаще всего является следствием просчетов в менеджменте:

 

Последствия коррупции

Рост недоверия населения к государству и государственным, общественным и экономическим институтам, подрывается легитимность власти и общественная мораль.

Криминализация и торможение экономики

Ущерб авторитету страны и инвестиционной привлекательности России

В итоге коррупция приводит к внутренней деформации самих государственных институтов, превращает государственные институты из формально-правовой структуры в полукриминальное сообщество, работающее на принципах круговой поруки, а также смещает или заменяет изначальные функции государственных институтов на новые – поддержка групповых интересов, самовоспроизводство и самоподдержание системы. После таких структурных изменений институт уже не может функционировать в нужном режиме и не способен выполнять позитивных общественных функций.

 

Некоторые эксперты считают, что коррупция выполняет и некоторые положительные функции в российском обществе:

Стимулирует традиционно «ленивого», нерадивого российского чиновника к эффективной деятельности, является средством мотивации чиновника к принятию решений.

Позволяет скорректировать несовершенства формальной системы, законодательства и ошибки, сбои в системе неформальными методами.

Основные причины коррупции

Несовершенство законодательства и в целом нормативной базы, которое оставляет возможности двоякого толкования, неопределенность законов, отсутствие некоторых законов, а также отсутствие регламентации в деятельности чиновников, неэффективная организация системы управления.

Сознательное создание чиновниками условий для коррупции («несовершенные» законы и запутанные инструкции принимаются сознательно, специально).

Неправильная постановка задачи, неверное определение функций государственной власти (в первую очередь исполнительной). Исполнительная власть не несет ответственности за принимаемые решения. Власть нельзя привлечь к ответственности, создается возможность для безнаказанной коррупции. Более того, сама функция власти не состоит в том, чтобы приносить позитивный результат. Уже на уровне российских законов, в том числе – основного закона - Конституции РФ, исполнительная власть наделена множеством функций, но нигде не указана функция «ответственности» - и, главное, вообще достижения цели-- она лишь «вырабатывает политику» и «контролирует» других субъектов процесса.

Распределительная функция принадлежит государству - государство распределяет земельные участки, решает вопросы о приватизации предприятий, сдает в аренду помещения и землю и т.д. И сосредоточение этих полномочий в руках чиновников создает значительные возможности для развития коррупции. Коррупция может возникать только там, где государство взаимодействует с рынком, вмешивается в него.

Низкая оплата труда, плохое материальное обеспечение чиновников, лиц, принимающих государственные решения. Необходима система льгот и гарантий госслужащим.

Недоверие граждан государственной власти. Эксперты говорили о том, что народ боится власти, и дача взяток – это попытка защититься от произвола этой власти, оградить себя от ее действий. Отсутствие системы защиты граждан от государства.

Отсутствие общественного контроля за процессом принятия решений, с том числе государственных или крупных бизнес-решений. Сам факт непрозрачности, закрытости процессов принятия решений, в том числе политических, экономических, кадровых и т.п., создает потенциальную возможность для возникновения коррупции.

Некоторые эксперты считают, что коррупция – лишь необходимый, неизбежный этап в истории России на пути к рыночным отношениям. Аргументами этой точки зрения являются представления, что перераспределение огромного количества собственности при отсутствии финансовых ресурсов не могло быть проведено иначе, как через личные договоренности. В таком случае можно сказать, что уровень коррупции останется высоким, пока будет идти активное силовое перераспределение собственности, пока собственность не станет устойчивой, защищенной.

Самовоспроизводство системы коррупции – коррупция среди чиновников стала нормой как структурной (никто не может не участвовать в процессе), так и моральной (осмеивается, если ты не берешь). К этому во многом приводит и система покупки должностей – человек изначально приходит на государственную должность с установкой использовать свое положение в личных целях.

Распространение и закрепление в обществе убеждения, что коррупция есть норма, естественная форма поведения.

Слишком широкие функции у государства, которые оно просто не может выполнить.

Распространенность коррупции в России

Многие эксперты считают, что за последние годы в России произошел росткоррупции. Рост этот произошел в основном не в низовой коррупции (где некоторые эксперты отмечают даже снижение коррупции), а коррупции в эшелонах власти и, отчасти, деловой коррупции.

Причиной увеличения коррупции эксперты считают увеличение вмешательства государства в экономику, большее количество регулирующих функций, которые присваивает себе государство, рост бюрократического аппарата.

Оценивая распространенность коррупции на различных уровнях управления, некоторые эксперты говорили о том, что коррупция сконцентрирована на среднем (где она наиболее велика) и низовом уровне власти - начиная от заместителей министров федеральных Министерств и до чиновников среднего уровня в региональных администрациях, а также на муниципальном уровне. В высших эшелонах власти коррупция либо невелика, либо о ней очень мало известно.

Эксперты подчеркивали, что коррупция институционализирована в российском обществе и имеет адекватные структуры поддержки. То есть, при каждом государственном органе существуют посредники (различные организации, юридические конторы, некоммерческие организации, консультационные фирмы), которые под видом оказания услуг принимают деньги, которые потом передаются людям,  обеспечивающим принятие решений по соответствующим вопросам.

В таких условиях коррупция самовоспроизводится: если в системе вдруг оказывается человек, который не участвует в «коррупционных играх», то существует несколько методов его отторжения системой: его обходят либо снизу, либо сверху, либо он получает указания от вышестоящего начальника, который коррумпирован, но говорит, что принимаемое решение нужно для дела, либо за него берут взятки его подчиненные, которые тоже объясняют это интересами дела. Если человек упорствует, начинает сопротивляться руководству или жестко контролировать своих подчиненных, то у тех, кто дает взятки есть два выбора: «купить» все-таки этого чиновника или потратить деньги на то, чтобы его сняли.

 

При этом можно констатировать: борьба с коррупцией не ведется. При том что по данным исследования, коррупция институционализирована, масштабна и доходит до высших эшелонов власти, судебная практика по делам «о взятках» (ст. 290, а также 291 (дача взятки) УК РФ) сосредоточена в абсолютном большинстве случаев на «низовой» коррупции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...