Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Попытки мирного урегулирования




В ходе конфликта неоднократно предпринимались попытки мирного урегулирования, однако, каких-то существенных сдвигов в этом направлении до последнего времени не было.

4 октября 2011 года проект резолюции Совета Безопасности ООН по Сирии, которую подготовили европейские государства, был заблокирован Россией и Китаем, которые воспользовались правом вето как постоянные члены СБ ООН[11]. Проект предусматривал санкции в случае продолжения властями Сирии подавления оппозиции в этой стране. За резолюцию проголосовали девять государств, четыре страны (Бразилия, Индия, Ливан и ЮАР) воздержались при голосовании. Проект резолюции, подготовленный Францией, Германией, Великобританией и Португалией был несколько изменён (из текста были удалены требования о незамедлительном введении санкций), но даже после смягчения его текста, Россия и Китай проголосовали против. По этому поводу государственный секретарь США Хиллари Клинтон заявила: «Страны, продолжающие поставлять режиму Башара Асада оружие, из которого стреляют по невинным мужчинам, женщинам и даже детям, должны крепко задуматься о том, что они делают. Эти страны заняли неверную сторону с точки зрения истории. В этом споре они защищают совсем не тех, кого следовало бы». Представитель же России в ООН Виталий Чуркин заявил, что в проекте «не были учтены формулировки о недопустимости внешнего вооружённого вмешательства» и призвал: «Предлагаем продолжить работу над подготовленным Россией и Китаем проектом сбалансированной резолюции, содержащей жизнеспособную концепцию урегулирования. Наш проект остаётся на столе. На его основе мы готовы вырабатывать подлинно коллективную конструктивную позицию международного сообщества, а не заниматься легитимизацией уже принятых односторонних санкций и попыток силовой смены режимов».

 4 февраля 2012 года Россия и Китай вновь заблокировали принятие в Совете Безопасности ООН резолюции по Сирии, воспользовавшись правом вето. В проекте резолюции осуждалось любое насилие, независимо от того, откуда оно исходит[12]. От всех сторон в Сирии, включая вооружённые группы, требовалось немедленно остановить насилие и месть всех видов, включая нападения на государственные учреждения. Проект поддерживал план перехода к демократической политической системе в Сирии, предложенной ЛАГ и требовал от сирийских властей помочь наблюдателям лиги, а также прекратить преследования инакомыслия. В случае невыполнения предлагаемых предписаний в течение 21 дня СБ ООН оставлял бы за собой право рассмотреть дальнейшие меры в отношении Сирии. Представитель России в ООН Виталий Чуркин, однако, заявил, что «вынесенный на голосование проект резолюции неадекватно отражал сложившиеся в Сирии реалии и посылал несбалансированные сигналы сирийским сторонам».

В марте 2012 Кофи Аннан предложил правительству Сирии «план из шести пунктов» по мирному урегулированию конфликта. Властям Сирии было предложено сотрудничать со специальным посланником ООН[13]. Во-вторых, план содержал призыв остановить боевые действия и добиваться прекращения насилия во всех его формах и всеми сторонами, прекратить переброску войск к населённым пунктам и применение тяжёлых вооружений. Третий пункт касался обеспечения гуманитарного доступа во все затронутые боями районы. Четвёртый пункт призывал активизировать темпы и масштабы освобождения произвольно задержанных лиц. Пятый пункт содержал призыв обеспечить свободу передвижения по всей стране для журналистов, и шестой — предложение взять обязательство уважать свободу объединений и право на мирные демонстрации. Однако план в итоге не был полноценно поддержан сторонами конфликта.

15 мая Генеральная ассамблея ООН одобрила резолюцию по ситуации в Сирии. В ней осуждаются грубые нарушения прав человека, а также содержится призыв ко всем сторонам в конфликте прекратить насилие во всех его формах, включая террористические акты и акты насилия, которые могут разжигать межконфессиональную напряженность[14].

Первая международная конференция по Сирии – «Женева-1» - состоялась 30 июня 2012 года в рамках «Группы действий по Сирии». Проведение подобной встречи было инициативой тогдашнего спецпредставителя ООН и Лиги арабских государств по Сирии Кофи Аннана.

Для участия в работе этой конференции были приглашены представители внешнеполитических ведомств пяти стран - постоянных членов Совета Безопасности ООН - Великобритании, Китая, России, США и Франции, а также Турции, Ирака, Кувейта и Катара. В консультациях также приняли участие представители верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. Результатом встречи стало Женевское коммюнике «Группы действий»[15], в котором были зафиксированы основные принципы урегулирования конфликта. Среди них - создание переходного управляющего органа, сформированного на основании консенсуса и включающего как членов нынешнего правительства, так и оппозиции и других групп; возможность пересмотра сирийской конституции; проведение президентских и парламентских выборов; формирование новых органов государственной власти. Среди содержащихся в документе пунктов отсутствовало положение, в котором отказ Башара Асада от власти выдвигался бы в виде непременного условия для запуска политического переходного процесса в Сирии.

После «Женевы-1» ее участники договорились о проведении встреч на уровне послов, однако назначенное на 17 августа 2012 года в штаб-квартире ООН заседание группы, созываемое по инициативе России, было отложено. По итогам этих консультаций Россия рассчитывала принять заявление, устанавливающее конфликтующим сторонам в Сирии срок для прекращения огня и начала мирных переговоров.

В январе 2013 года спецпредставитель ООН и Лиги арабских государств по Сирии Лахдар Брахими предложил внести изменения в Женевское коммюнике «Группы действий». Он назвал договоренности, достигнутые на встрече 30 июня в Швейцарии, «недостаточными» и призвал СБ «предпринять действия». В начале мая 2013 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри выступили с предложением провести новую конференцию по сирийскому урегулированию.

Основной целью конференции «Женева-2», которая проходит со второй половина ноября по настоящее время, заявлена попытка достичь политического решения сирийского конфликта через всеобъемлющее соглашение между правительством Сирии и сирийской оппозицией о полном выполнении коммюнике «Группы действий» от 30 июня 2012 года[16].

После того, как применение химического оружия в Сирии стало достоянием общественности, страны НАТО развернули обширную кампанию по призыву к военной операции для свержения режима Асада. Однако Китай и Россия заняли жесткую позицию в этом вопросе, и в итоге, была достигнута договоренность о направлении в Сирию группы экспертов с целью сбора информации по использованию оружия массового поражения. Эксперты не смогли дать однозначного ответа на вопрос[17], кто использовал химическое оружие близь Дамаска, однако, результатом этой проверки стала резолюция СБ ООН, предусматривающая возможность военного вмешательства в случае применения химического оружия одной из сторон[18]. Также параллельно Организацией по запрещению химического оружия был разработан план по уничтожению химического оружии, имеющегося у правительственных сил. Исполнение этого плана является залогом невмешательства иностранных государств в ход конфликта в Сирии на данный момент.

 

Заключение

За 25 месяцев гражданской войны в Сирии, согласно правозащитным организациям, погибло 70 тысяч человек, из которых 50 тысяч гражданских лиц. ООН отмечает, что 1 миллион граждан Сирии покинули пределы страны и стали беженцами. Из 420 тысяч военнослужащих армии 50 тысяч дезертировали. За два года войны Сирия понесла убытки в размере 80 миллиардов долларов. Подобные масштабы разрушений должны подвигнуть ООН и все мировое сообщество как можно скорее разрешить конфликтную ситуацию, сложившуюся в Сирии.


[1] http://www.novopol.ru/-v-sirii-otmenen-rejim-chrezvyichaynogo-polojeniya-text100023.html

[2] http://www.km.ru/v-mire/2012/01/11/narodnye-volneniya-v-stranakh-arabskogo-mira/prezident-sirii-vpervye-za-vse-vremya

[3] http://www.rg.ru/2012/04/19/soglashenie-anons.html

[4] http://lenta.ru/news/2012/05/28/strongest/

[5] http://lenta.ru/articles/2012/06/14/newturn/

[6] http://www.un.org/russian/news/story.asp?newsID=17606#.Up74o8RdVXo

[7] http://mignews.co.il/news/society/world/110913_125504_93417.html

[8] http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=16968

[9] http://9tv.co.il/news/2013/02/17/145309-print.html

[10] http://www.rosbalt.ru/main/2012/09/17/1035286.html

[11] http://www.trtrussian.com/trtworld/ru/newsDetail.aspx?HaberKodu=8c935f8c-4185-48df-858c-480d2eac11f9

[12] http://ria.ru/arab_sy/20120203/555804803.html

[13] http://www.un.org/russian/news/story.asp?newsID=17219#.Up7788RdVXo

[14] http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/LTD/N13/327/69/PDF/N1332769.pdf?OpenElement

[15] http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/963B6777B82B23F644257A2E0029264E

[16] http://itar-tass.com/politika/690267

[17] http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/476/16/PDF/N1347616.pdf?OpenElement

[18] http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/PRO/N13/488/54/PDF/N1348854.pdf?OpenElement










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 140.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...