Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРИМЕР ПРОГРАММЫ СЕНСОРНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ




ЗРИТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Первый уровень

Цель:  Создать или улучшить световой рефлекс           

Программа: Стимулирование Светового Рефлекса

Частота: Минимум 30 раз в день

Интенсивность: Домашний фонарь

Продолжительность: 1 сек. воздействия, 5 сек. отдыха, закрывая и стимулируя один глаз поочередно – в течение 1 минуты каждый раз

Стимуляция должна проводиться в совершенно темной комнате

Второй уровень

Цель: Создать или улучшить восприятие контуров

Программа: Контрастная Среда

Сделайте черно- белую клетчатую доску, по крайней мере, на одной стене в спальне и на рабочем месте. Интенсивно осветить её, так чтоб на полу или наклонном треке образовались черно- белые полосы.

Черно-белые Слайды

В совершенно темной комнате, направьте проектор с черно-белыми слайдами на широкую стену или потолок. Устройте вашего ребенка поудобней, так , чтоб ему было легко смотреть на слайды. Представляя каждый слайд, четко и громко объявите его название. Подождите, пока ребенок не увидит слайд, и снова повторите его название.

Частота: Минимум 10 раз в день

Интенсивность:    3 слайда ежедневно (выбирайте, по возможности, такие слайды, которые сильно отличаются друг от друга)

Продолжительность: 1 –3 слайда каждый раз

Выбирайте 3 новых слайда каждый день в течение одной недели, потребуется 21 слайд в общем. В конце недели начинайте снова с тех 3 слайдов, с которых вы начинали неделю назад. Продолжайте цикл с этими 21 слайдами, пока ваш ребенок не будет способен их различать. Используйте ряд 21 «белого на черном» слайдов , после того как ряд «черного на белом» слайдов завершен.

Черно- белые Биты Интеллектуальных Карточек 

В дополнение к 21 черно-белым слайдам, сделайте ряд соответствующих черных фигур на белых картонных квадратах. Представьте их вашему ребенку, используя те же руководящие принципы, о которых было сказано раньше применительно к слайдам, используя те же слайды и соответствующие карточки каждый день. Показывайте карточки в темной комнате, освещая их фонарем.

Каждый раз держите 2 карточки под фонарем в темноте или в хорошо освещенной комнате и спрашивайте: «Где звезда?»

Подождите и дайте вашему ребенку возможность посмотреть на одну из карточек.

Третий уровень

Цель:  Создать или улучшить способность видеть детали

Программа:               

Окружающая обстановка:

Вернитесь к обстановке, созданной с клетчатой доской, и добавьте детали, поместив цветные фигуры в каждый квадрат.

Например: красный треугольник в черный квадрат; зеленый квадрат в белый квадрат, желтый кружок в черный квадрат.

Нарисуйте на Битах детали

Вернитесь к черно-белым фигурам на карточках и начните добавлять цвет и детали, и сделайте новые карточки.

Например: Лица - счастливые, грустные, удивленные

Фрукты - апельсин, яблоко, банан

Фон должен быть черным, в том случае, если он визуально усовершенствует Бит.

Сделайте 3 Бита.

Цикл - 10 раз в день.

СЛУХОВАЯ     КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Первый уровень

Цель:  Создать или улучшить рефлекс испуга    

Программа: Стимулирование рефлекса испуга

Частота: Минимум 30 раз в день

 Интенсивность: В тихой комнате, ударьте двумя деревянными досками друг об друга внезапно и без предупреждения. Держите доски на безопасном расстоянии, используя себя в качестве барометра для измерения безопасности.

Продолжительность: Секунды

Второй уровень

Цель:  Создать или улучшить жизненную реакцию на пугающие звуки    

Программа: Стимулирование жизненно важной реакции

Частота: Минимум 30 раз в день

Интенсивность: Свистните в свисток на безопасном расстоянии от ушей ребенка. Делайте это непредсказуемо в течение дня в не особенно тихой комнате.

Продолжительность: Секунды. Однако вы можете каждый раз экспериментировать с продолжительностью и частотой – иногда пытайтесь произвести сразу две стимуляции одну за другой, чтоб посмотреть, не создает ли это более подходящей реакции. И если это так, то производите более одной стимуляции.

Третий уровень

Цель: Создать или улучшить способность слышать значащие звуки

Программа:   

Окружающая обстановка:

Устраните слуховой хаос и посторонний шум. Выключите телевизор, радио, музыку и т.д.

Создайте атмосферу, при которой можно услышать и легко различить один звук каждый раз, а также можно легко услышать и понять произносимую речь. Говорите громко и четко. Будет полезно, если вы будете говорить непосредственно на уши вашему ребенку. Используйте значащий звук, сделайте ваш голос музыкальным.

Стимуляция значащих звуков

Частота: Минимум 30 раз в день

Интенсивность: 3 звука ежедневно, используя звуки, которые отличаются друг от друга, на сколько это возможно. Выберите из коллекции звуков колокольчики, свистки, тарелки, зуммер, треугольник, горшки, камушки в жестяной банке и т.д. А также используйте такие ежедневные звуки, как телефонный звонок, звонок в дверь, водопровод, шаги и т.д.

Представляйте каждый звук в тихой комнате.

Продолжительность: Используйте 3 звука в минуту. Скажите вашему ребенку, что каждый звук громкий и ясный. Время от времени переносите место действия звука и давайте ребенку возможность самому определить, откуда исходит звук.

Иногда производите звук и спрашивайте вашего ребенка, какой это был звук(попытайтесь визуально указать на предмет, издающий звук, или применить тактильное прикосновение).Также попытайтесь говорить сердитым или успокаивающим голосом, чтоб увидеть, подобающим ли образом реагирует ребенок.

ТАКТИЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Второй уровень

Цель: Создать или улучшить жизненное ощущение  

Программа:               

Частота: Минимум 30 раз в день

Интенсивность: Чередовать следующим: Горячее/холодное Твердая щетка Щетка для посуды

Покалывание булавками (стерилизованными) Стимуляция ногтями

Продолжительность: 1 минута. Использовать только что-то одно из выше перечисленного каждый раз.

Не делайте ничего, что вызовет на коже ссадины. Продолжайте стимуляцию, пока у вашего ребенка не появится немедленная, подобающая реакция на стимуляцию жизненного ощущения всего его или её тела. Оценивайте реакцию вашего ребенка каждый день. Если ваш ребенок начнет сильно возражать против этого, это нормальная реакция, указывающая на то, что началось важное неврологическое улучшение. Вы можете прекратить сильную стимуляцию тех областей, на которые у ребенка немедленная, нормальная реакция.

Третий уровень

Цель: Создать или улучшить гностическое ощущение

Программа:     

Частота: Минимум 30 раз в день

Интенсивность: Используйте пару контрастных ощущений

Например: мягкая щетка - твердая щетка, вельвет - наждачная бумага

Продолжительность: 1 минута.

Применяйте одну пару каждый раз ( 30секунд на одно ощущение )

 

Каждый день оценивайте реакцию. Пока реакция не станет нормальной, делайте акцент на те участки, которые наиболее и наименее чувствительные.

Дети с тяжелыми медицинскими травмами

Неврологическая организация с точки зрения

двигательных  навыков

 

Для лечения детей с тяжелыми мозговыми травмами была разработана новая система. Эта концепция, основанная на неврологической организации, скорее направлена на поврежденную центральную нервную систему, чем на вытекающие периферические симптомы. Авторы изобрели шкалу развития подвижности, изображающую 13 уровней нормального развития в качестве критериев данного процесса за два года исследования 76 детей. Программа состояла из создания для ребенка нормальных условий для развития тех участков, где ответственный уровень мозга не был поврежден, внешнего воздействия физическими моделями активности, за которые были ответственны поврежденные уровни мозга, установления доминирования полушарий и ранней односторонности, улучшения дыхания, измеряемого как биологическая способность, и сенсорной стимуляции для улучшения физического сознания и чувства позиции. Результаты данного исследования были значительно лучше тех, которые были достигнуты этими авторами с использованием предыдущих методов.

 

Большое число конференций, семинаров и публикаций, касающихся детей с мозговыми травмами, указывает на то, что не такой большой объем новой информации доступен, скорее прилагается больше усилий для её поиска.

Мы долго были неудовлетворенны результатами наших собственных методов лечения и полагали, что трата времени на лечение детей с тяжелыми мозговыми травмами вряд ли может быть оправдана из-за низкого процента заметного успеха, по сравнению с теми детьми, которые в сущности не проходили лечения.

В течение 1956 и 1957 года мы разработали новый подход к таким случаям, целью которых было установить у детей с мозговыми травмами стадии развития, наблюдаемые у здоровых детей. Программа, которая была направлена на нормальные и поврежденные уровни мозга, состоящие из (а) обеспечения ребенку нормальных возможностей для развития в тех областях, где ответственный мозговой уровень не был поврежден; (б) внешнее воздействие физическими моделями активности, за которые были ответственны поврежденные уровни мозга; (в) использование дополнительных факторов для усиления неврологической организации.

Коллектив состоял из педиатра, нейрохирурга, хирурга-ортопеда, медсестры, терапевта и психолога. В 1958 началось двухлетнее амбулаторное исследование пациентов, в ходе которого было использованы данные развивающие стадии для лечения 76 детей с мозговыми травмами. Каждого пациента осматривали 2 раза в месяц.

Материал

Субъекты. – Это исследование 76 детей включает в себя каждого ребенка, осмотренного в детской клинике в течение периода исследования, в соответствии со следующими критериями:

1. Существование мозговой травмы. ( Для данного исследования дети с мозговыми травмами определяются, как те дети, у которых повреждение находится в мозге. Определение включает в себя травматические и нетравматические повреждения, исключая тех детей, которые полностью умственно отсталые. )

2. Минимум лечения – 6 месяцев.

3. Ни один ребенок не был отстранен из-за тяжести его заболевания.

Диагноз патологии мозга. – Диагноз был поставлен после неврологического обследования, и у большинства пациентов было проведено специальное исследование ЭЭГ и другие. Группа, включающая 76 человек была составлена из тех детей, у которых спазмы, атетозис, атаксия, ригидность, тремор, спастика и смешанные симптомы; у 24 из этих детей были клинические приступы.

Классификация патологии мозга. - Патология мозга классифицировалась по типу, месту нахождения, степени следующим образом.

1. Тип:

(а) одностороннее поражение мозга: Эта группа состояла из 15 детей с субдуральной гематомой (все были прооперированны ), неправильной формацией сосудов или гемиатрофией, вызванной неопределенными причинами. Из этих 15 детей, у 4 нами были установлены опухоли полушарий; (б) двустороннее поражение мозга: Эта группа состояла из 61 ребенка с состояниями, такими как гематома, гидроцифалия, дисгенезис кортекса, рассеяная атрофия кортекса по неопределенным причинам. Мы провели шунтирование на 16 пациентах, страдающих гидроцифалией.

Терапевтическая программа применяется не раньше, чем через 10 месяцев после операции.

2. Место нахождения: После проведенного обследования 30 детей, оказалось, что у них расширение всей желудочной системы мозга, которое в свою очередь указывает на присутствие подкоркового, а также коркового повреждения. Расположив эти повреждения в рамках классификации Фэя, оказалось 61 церебральное повреждение ( у пациентов- паралитиков), 12 повреждений среднего мозга, 3 повреждения основных нервных узлов( 2 пациента с тремором , 1 со спастикой) и 10 повреждений мозжечка (пациенты с атаксией).

3. Степень: Клинический осмотр и нейрохирургические диагностические процедуры, указывающие на то, что степень повреждения мозга располагается в ряду от слабой до тяжелой.

Ни один ребенок не был отстранен от данного исследования из-за тяжести или клинических симптомов или степени патологии мозга.

Возраст в начале исследования. – Возраст находится в ряду от 12 месяцев до 9 лет, причем средний возраст- 26 месяцев, максимальный возраст-30 месяцев. Детей разделили на 3 группы по возрастной значимости развития: 0-18 месяцев, 16 детей; 18-36 месяцев, 41 ребенок; и более 36месяцев,18 детей.

Уровень и стадии движения в начале терапии. - Уровень движения был обозначен согласно модификации развивающих упражнений Гезеля и сотрудников и Фэя, а они были предназначены преимущественно для характеристики. Описываемые стадии: движение рук и ног без движений вперед, (б) ползание ничком , (в) ползание на четвереньках, и (г) ходьба.

По нашему опыту, каждая описанная стадия зависит от успешного выполнения предыдущей стадии. Коэффициент умственного развития IQ, аффекты и речь. - Ни один ребенок не был отстранен из-за тяжести отклонения в этих областях.

Продолжительность лечения располагается в ряду от 6 до 20 месяцев, в среднем - 11 месяцев.

Методика

После тщательного неврологического исследования дети были оценены для определения их инвалидности в функциональном отношении. Была прописана амбулаторная программа неврологической организации, которой были обучены родители. Детский курс рассматривался коллективом в среднем каждые два месяца, а изменения в процессе лечения были соотнесены с новыми развивающими уровнями выполнения. Лечение было двух типов.

Тип лечения 1. – Все дети, которые не могут ходить(56), должны были проводить весь день на треке в позиции ничком и их должны были уговаривать ползать ничком или ползать на четвереньках, если уровень выполнения был возможен.

Единственное, что было позволено, - это кормить, любить и лечить ребенка.

Возросшая возможность для воспроизведения нормальной функционально- позиционной ситуации здорового ребенка в течение первых 13 месяцев жизни.

Тип лечения 2. – В каждом случае, на данном уровне выполнения патология исключала продвижение ребенка к следующей стадии развития, поэтому было прописано особое активное упражнение, которое пассивно воздействовало на функциональную активность центральной нервной системы, которая в нормальном состоянии была ответственна за поврежденный уровень мозга. Изначально эти упражнения использовались в некоторых случаях частично, а в некоторых, описанных Фэем, – полностью. Со временем наш коллектив устранил некоторые из них, другие заменил, и дополнил те, которые, как полагалось, должны принести пользу. У каждого из этих упражнений есть «двойник» в нормальном развивающемся росте здорового ребенка, как было описано Гезелем и Аматрудой (Gessel and Amatruda).

Дети выполняли упражнения по 5 минут, 4 раза вдень, 7 дней в неделю без исключения. Упражнения выполнялись под руководством 3 взрослых. Один взрослый поворачивал голову, другой двигал правую руку и ногу, третий - левую руку и ногу. Упражнения должны были выполняться равномерно и ритмично на всех уровнях.

Активное упражнение 1 (одностороннее): дети, которые не могут ползать(44) и те, которые ползали ниже подобающего перекрестного уровня , совершали одностороннее  упражнение, выполняемое одним взрослым , который поворачивает голову ребенка, в то время, как взрослый со стороны, на которую была повернута голова, фиксировал руку и ногу. Взрослый на противоположной стороне вытягивал обе конечности. После того, как повернули голову, зафиксированные конечности вытянули, в то время , как вытянутые конечности фиксировали.

Активное упражнение 2 ( перекрестная модель) : Дети, которые могли ползать ничком или которые могли ползать на четвереньках (5) выполняли упражнение перекрестной модели, которое выполнялось одним взрослым, поворачивавшем голову ребенка, пока другой взрослый со стороны, куда была повернута голова, фиксировал руку и вытягивал ногу, а взрослый на противоположной стороне вытягивал руку и фиксировал ногу. Когда голова была повернута, положение конечностей менялось на противоположное.

Активное упражнение 3 (перекрестная модель) Дети, которые ходили, но очень плохо, выполняли упражнения на перекрестном уровне.

Лечение для неврологической организации

Для того, чтоб усилить неврологическую организацию, дети были оценены в отношении функций, описанных ниже, и была изобретена лечебная программа, которая включала в себя следующие стадии:

1) Когда тесты показывали сенсорные потери или когда результаты тестов были неопределенными из-за коммуникативных проблем, детям предписывали программу сенсорной стимуляции, которая включала в себя применение горячего и холодного, причесывание щеткой, покалывание булавкой и установление оценки образа тела, позволяя ребенку испытать взаимосвязь между его рукой и его лицом, его рукой и лицом его матери и т.п.

2) Когда каждый ребенок достигал состояния, при котором горизонтальность воздействовала на неврологическую организацию, применялась программа установления доминанта.

3) Была прописана дыхательная программа улучшения биологической способности. Все другие виды терапии и использование механических средств были прекращены, кроме указанного противосудорожного лечения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...