Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Слайд 4 - понятие и сущность института усыновления




Слайд 1 – тема

Слайд 2 – Актуальность

Социально-экономические преобразования в россии, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентиров, ослабление воспитательных возможностей семьи, школы, детских учреждений, привели не только к существенному ухудшению уровня жизни взрослого населения, но также к массовым нарушениям прав детей. В значительной степени были разрушены основные механизмы защиты их прав. Сегодня огромное число детей находится вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют конституция рф и другие многочисленные законы.

Одной из самых значительных и болезненных проблем детского неблагополучия является беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, решение которой возможно в рамках социальной реабилитации и адаптации таких детей. Эти негативные последствия предопределили появление значительного числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нашей стране. В настоящее время, по оценке министерств и ведомств РФ, таких детей в нашей стране около 5 млн. Сложившаяся сегодня в России ситуация указывает на то, что в государстве и обществе остается еще достаточно неразрешенных задач, реализация которых позволила бы приблизиться к тому, что право ребенка, оставшегося без попечения родителей надлежащим образом защищено и реализуется в повседневной жизни. Даже не смотря на то, что российским законодательством детально разработан институт усыновления, все равно существуют определенные проблемы, о которых упоминаются ранее и в связи с которыми, данная тема не теряет своей актуальности.

 

СЛАЙД 3 – ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Предметом исследования является институт усыновления как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

 По моему мнению, данную тему нужно исследовать в свете задач, стоящих перед обществом, а именно: защита прав несовершеннолетних должна стать заботой не только государственных органов и учреждений, но и общественных организаций, объединений, коммерческих структур - одним словом консолидацией всех позитивных сил в государстве, направленных на создание системы профилактики безнадзорности среди несовершеннолетних, развития системы усыновления как способа судебной защиты прав ребенка.

 

Слайд 4 - понятие и сущность института усыновления

Что же представляет собой усыновление как одна из наиболее привлекательных форм устройства детей? По смыслу семейного кодекса , усыновление в настоящее время должно рассматриваться как одна из форм воспитания и одновременно как приоритетная форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей. Законодатель рассматривает форму воспитания как родовое понятие по отношению к форме устройства, т.е. Форма устройства есть элемент формы воспитания. Очевидно, что усыновление, будучи приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, естественно, является одной из форм воспитания. Итак, о понятии усыновления можно говорить в следующих смыслах:

- усыновление - форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей. В этом понятии акцентируется внимание на конечной цели - обеспечение ребенку в чужой семье условий, отвечающих той бытовой, психологической, духовной близости, которая существует в родных семьях;

- усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - это способ определения юридической судьбы ребенка посредством деятельности государственных, муниципальных органов власти, а также суда, направленный на его устройство в семью усыновителей для воспитания;

- усыновление - юридический факт, устанавливаемый в судебном порядке и порождающий возникновение комплекса правоотношений, аналогичных по содержанию с родительскими;

- усыновление - сложная система правоотношений, различных по правовой природе, в которой усыновитель и усыновленный состоят в правоотношениях как между собой, так и с третьими лицами;

- усыновление - комплексный институт законодательства, содержащий нормы различной отраслевой принадлежности, направленные на регулирование отношений по усыновлению, а также отношений между усыновителем, усыновленным и третьими лицами.

Слайд 5 - особенности и преимущества усыновления

Единого понятия усыновления быть не может, поскольку невозможно отразить многоаспектную правовую природу этого явления. Вместе с тем действующее законодательство придает правовое значение усыновлению прежде всего как форме воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Усыновители, добровольно принимая на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравнены к ним во всех отношениях и наделены теми же правами. При этом, естественно, утрачиваются все права и обязанности родных (биологических) родителей ребенка

Правовая сущность усыновления заключается в том, что оно представляет собой приоритетную юридическую форму устройства в семью детей, лишенных родительского попечения, в целях их воспитания, содержания, образования и защиты, а также обретения усыновителями родительских прав и обязанностей, при которой между усыновителями и ребенком возникают правоотношения подобные таким как между родителями и детьми.

Слайд 6 - проблемы развития института усыновления в российской федерации

Семья является естественной средой обитания ребенка, поэтому при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью.

Анализ статистических данных об устройстве выявленных детей за последние 5 лет показывает, что соотношение количества детей, переданных в семьи граждан, остается практически неизменным. В детские дома, как правило, помещается от 25 до 30% выявленных детей, а в семьи граждан - до 70% детей, оставшихся без попечения родителей.

Исследования в различных областях знаний (медицине, психологии, социологии) убедительно показывают, какую огромную роль в умственном, психическом, нравственном и физическом развитии личности играет родительская любовь и забота о ребенке. Так, наблюдение за развитием маленьких детей в стенах детского учреждения позволило сделать вывод о том, что у детей, воспитываемых в детских учреждениях, т.е. Имеющих значительно больше возможностей для контактов, чем у тех, которые живут в семьях, явно отсутствует способность к эмоциональному контакту с другими детьми.

Этот парадокс объясняется тем, что персонал часто относится к своим воспитанникам равнодушно и не проявляет к ним большого интереса как к личностям. Подобного рода обстоятельство «обезличивает» детей, они не могут надлежащим образом развивать свои способности к синтонии (т.е. Возможности различать эмоции), которая только вместе с чувством «созвучия» с ними других людей составляет двусторонний естественный эмоциональный контакт. Даже у детей-грудничков, находящихся по несколько месяцев в детских больницах, наблюдается, как говорят специалисты, «госпитальный синдром», когда ребенок постоянно молчит, не кричит, потому что понимает, что никто не подойдет к нему.

Очевидно, что развитие ребенка в рамках детского учреждения не может быть полноценным по отношению к условиям его воспитания в семье.

В семье происходит первичное формирование чувств и мыслей, воли и характера, сознания и поведения ребенка. В семье развиваются его способности и воспитываются важнейшие моральные качества, приобретаются необходимые навыки и привычки.

Во всем мире в соответствии с конвенцией оон о правах ребенка приоритетным считается национальное усыновление, а не международное.

Выяснилось, что международное усыновление из года в год растет, а внутреннее снижается. Например, в россии усыновление иностранцами детей составляет 85% от общего количества усыновленных. В 2015 г. Общее количество детей, усыновленных иностранными гражданами, составило 9,4 тыс. Человек (59%), что превышает число усыновлений посторонними российскими гражданами, которые усыновили 7 тыс. Детей (41%). То же самое можно проследить по статистическим данным ставропольском крае, представленным за 2014 - 2015 гг.: число детей, усыновленных иностранными гражданами (2014 г.-237, 2015 г. - 161) превышает количество детей, усыновленных российскими гражданами (2014 г. - 124, 2015 г.- 126). Всероссийский центр изучения общественного мнения провел исследование причин, по которым россияне не могут усыновлять детей (данные на 14.07.2015 г.).

Доминирующей причиной является низкий уровень дохода в семье (29% опрошенных). Реже в качестве причин невозможности усыновлять детей указывают неудовлетворительные жилищные условия, отсутствие потребности в усыновлении и неготовность усыновлять «чужих» детей в связи с неприязнью к не своим детям и вероятной их плохой наследственностью.

Государство не оказывает никакой помощи после усыновления за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец.

Еще одной неоднозначной проблемой института усыновления является такое понятие, как тайна усыновления и россия входит в число тех немногих стран, где она существует. Потенциальные родители-россияне, желая сохранить тайну, берут, как правило, только самых маленьких. Наряду с этим, существуют внутренние проблемы в области усыновления т. Е. Проблемы внутри принимающей семьи. Люди, берущие на себя миссию воспитания ребенка-сироты в семье, зачастую оказываются неготовыми к решению многочисленных проблем. Приемные родители нуждаются в квалифицированной помощи специалистов: психологов, психиатров, дефектологов, педиатров и других, особенно важно это на этапе подготовки к приему ребенка-сироты и первых месяцев адаптации его к новой семье. К сожалению, сложившаяся в россии практика, за редкими исключениями, не предусматривает участие этих специалистов в отборе и подготовке будущей принимающей семьи, что часто приводит к тяжелым кризисам, как для ребенка, так и для принявшей его семьи, вплоть до отказа от ребенка и возвращения его в детский дом.

Таким образом, основными проблемами развития института усыновления являются: рост международного, а не национального усыновления, серьезные причины невозможности усыновления детей, оставшихся без попечения родителей российскими гражданами (низкий уровень дохода, жилищная проблема). В связи с чем необходимо, не только разрабатывать национальные проекты (программы), направленные на решение основных проблем института усыновления, но и активно внедрять их в жизнь. Осуществлять их реализацию открыто, с помощью и участием общественных объединений (организаций), благотворительных фондов по защите интересов ребенка, что позволит исключить или снизить количество злоупотреблений или нарушений со стороны органов государственной власти.

 

 

Слайд -7 – перспективы развития института усыновления в российской федерации

Можно отметить положительные тенденции, наметившиеся в области международного усыновления - это сближение сотрудничества государств в сфере международного усыновления. За сравнительно небольшой промежуток времени было принято и подписано множество международно-правовых актов, договоров и соглашений по оказанию правовой помощи при рассмотрении дел об усыновлении. Россия присоединилась ко многим из них. Возможности иностранных граждан позволяют принять им в свои семьи братьев, сестер: свыше 20 семей иностранных граждан усыновили по двое, трое детей. В 2015 году иностранцами было усыновлено 4 ребенка-инвалида (челюстно-лицевые патологии, пороки развития сердечно-сосудистой системы), а также дети с диагнозом «перинатальный контакт по вич-инфекции». Шансы таких детей-сирот обрести российских родителей невелики.

Кроме того, необходимо отметить, что российские граждане, главным образом, усыновляют больше всего детей до 1 года, т.к. Повторюсь, хотят сохранить тайну усыновления, в то время как большая часть детей, усыновленных иностранцами - дети более старшего возраста. За рубежом из усыновления секрета не делают. Там считается, что усыновленный ребенок должен знать всю правду о своем происхождении.

Привлекательность усыновления как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждает и практика. Так, за последние 10 лет было усыновлено 60 тыс. Российских детей, из них 45 тыс. Вывезено за рубеж.

Несмотря на то, что большинство из них усыновлялись иностранными гражданами, цифры свидетельствуют о том, что усыновление как форма устройства детей в семью, жизнеспособно и практически востребовано. Представляется, что тенденция к его широкому распространению будет не только сохраняться, но и усиливаться. В настоящее время россия занимает второе место в мире по числу детей, передаваемых на усыновление иностранцам. В связи с этим в сша был принят новый закон о гражданстве, предусматривающий право на получение гражданства такими детьми автоматически. Закрепив приоритет семейного воспитания в законе, государство обязано обеспечить его реализацию.

 

Слайд – 8 - основания и условия установления усыновления

Усыновление настолько серьезно влияет на судьбу ребенка, что его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность. Согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, является, безусловно, необходимым, без него усыновление не может быть произведено. С целью сохранения тайны усыновления предусмотрено исключение в отношении получения согласия детей, которые до оформления усыновления проживали в семье усыновителей и считали их своими родителями.

Если родители ребенка на момент дачи согласия не достигли 16 лет, помимо их согласия необходимо также получение согласия их родителей, опекунов или попечителей, а при отсутствии этих лиц согласие органа опеки и попечительства. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке и не достигшие возраста 16 лет, не вправе самостоятельно осуществлять свои родительские права. Если законные представители несовершеннолетних родителей не выразили согласия на усыновление ребенка, то усыновление не может состояться, несмотря на полученное согласие несовершеннолетних родителей.

Родители вправе дать согласие на усыновление ребенка определенным лицом или лицами (это могут быть, например, родственники ребенка: братья, сестры, дяди, тети и т.д.; или другие известные им лица) или без указания конкретного лица (право выбора усыновителей в этом случае предоставлено органу опеки и попечительства или органу исполнительной власти субъекта рф).

Родители вправе отозвать свое согласие на усыновление ребенка до момента вынесения судом решения об усыновлении.

Если родители не дают свое согласие на усыновление, то такое усыновление невозможно. Дача согласия на усыновление одно из важных личных неимущественных прав родителей, и его нарушение приводит к существенному нарушению их прав, поскольку усыновление ребенка приводит к полному прекращению правовой связи между ним и родителями. Таким образом, основанием возникновения усыновления следует считать сложный состав юридических фактов: волеизъявление усыновителя, ребенка, родителей ребенка или лиц, их заменяющих и решение суда об усыновлении.

Не могут быть усыновителями супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным. Однако, такой безусловный запрет по мнению автора лучше отнести на усмотрение суда. Так, если недееспособный или ограниченно дееспособный супруг усыновителя после усыновления окажется в непосредственном контакте с ребенком, что может крайне неблагоприятно отразиться на его воспитании, суд должен запретить усыновление. Но, если же недееспособный супруг, например, постоянно находится в медицинском учреждений для лиц, страдающих хроническими заболеваниями, и его общение с ребенком исключено, усыновление следует разрешить.

Наиболее спорным представляется запрет усыновления детей двумя лицами, не состоящими между собой в браке: если разница в возрасте между ними и усыновляемыми менее шестнадцати лет, за исключением случаев усыновления ребенка отчимом (мачехой), а также случаев, когда суд признает, что имеются уважительные причины для усыновления ребенка не состоящим в браке лицом при наличии разницы в возрасте между ними менее шестнадцати лет (например, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п.) И не состоящие в браке между собой лица в отношении одного и того же ребенка.

Часто в практике возникает вопрос о том, может ли (и целесообразна ли) передача ребенка на усыновление одинокой женщине или мужчине. Закон не содержит запрета на усыновление детей одинокими гражданами, однако в каждом конкретном случае кандидатура такого усыновителя должна быть тщательно рассмотрена и прежде всего использованы все возможности помещения ребенка на воспитание в полную семью, если же это невозможно, то, безусловно, предпочтение должно быть отдано воспитанию ребенка одиноким гражданином, отвечающим требованиям, предъявляемым к кандидату в усыновители, нежели передача его на воспитание в детское интернатное учреждение.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...