Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поручаю СИНФО разработать макет такого справочника, а также макет приходских информационных ресурсов.




 

Представляется важным замечание протоиерея Леонида Ролдугина: «У нас отсутствует методологическая система разных уровней: для больших городских приходов, для малых и сельских приходов, для небольших городов, посёлков, где что-то сделать можно только объединившись в межприходской центр, у которого будет больше возможностей, чем у какого-либо отдаленного отдельного села».

Согласен, что размер прихода, его месторасположение и финансовые возможности во многом определяют объем и характер внебогослужебной деятельности. Однако не думаю, что нам требуется создавать какую-то специальную формализованную методологию, описывающую все возможные случаи. Но вот что действительно важно: викарий, благочинный и настоятель должны совместно определять повестку дня работы каждого прихода с учетом вышеизложенных обстоятельств.

Конечно, все виды приходского служения внутренне связаны между собой, и в той или иной степени все они присутст­вуют в каждой общине. Это и создаёт возмож­ность организации межприходского служения, о котором говорилось как в Патриаршем обращении на прошлогоднем Епархиальном собрании, так и в Постановлении нашего Собрания. В частности, было сказано о необходимости «развивать межприходские проек­ты и инициативы, которые будут способствовать появлению у приходов новых возможностей».

Например, в Сретенском благочинии это ясно видно на примере НИИ Скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, где к действующему там приходу стали при­соединяться добровольцы Богородице-Рождественского монастыря, подворья Серафимо-Дивеевского монастыря, подворья Троице-Сергиевой Лавры и иных приходов.

Полагаю, что на уровне межприходского и межблагочиннического взаимодействия легче всего установить прочные горизонтальные связи между общинами, а также эффективно решать многие проблемы социального и молодежного служения.

Наконец, важны простые человеческие контакты между клириками, прихожанами, молодыми людьми из разных приходов. Убеждён, что установление подобных горизонтальных связей между приходами будет полезно и интересно для всех, кто участвует в этих процессах. Поэтому призываю отцов настоятелей и владык викариев обратить самое серьёзное внимание на данный аспект нашего сегодняшнего разговора. Ибо от их творческой инициативы и открытости к общению с собратьями зависит успех всего дела.

 

Наконец, в заключение протоиерей Владимир Головков предлагает: «Необходимы курсы (1-3 месяца) для сотрудников церковных лавок и помогающих в храме. Знание богослужения, основ веры и нравственности для церковнослужителей необходимы. Во многих храмах священники проводят такие беседы на уровне приходов. Хорошо бы разработать основные рекомендации по данному вопросу».

Что касается разработки методических рекомендаций по такому обучению труждающихся в храме, рекомендовал бы обратиться кВладыке Марку,который информирует наше собрание о нижеследующем:

«На приходе Живоначальной Троицы в Хорошёве с целью повышения ответственности, церковной грамотности и культуры общения работников храмов Успенского благочиния с прихожанами состоялись практические занятия для работников свечных ящиков, дежурных и продавцов церковных лавок.

На обучение было направлено 25 человек из 6 храмов Успенского благочиния. В частности, психологом были проведены групповые практические занятия по отработке различных моделей поведения сотрудников храмов в типичных и неординарных ситуациях, возникающих в процессе общения с прихожанами. В завершение тренинга все участники занятий в ходе собеседования успешно ответили на вопросы священника».

Полагаю, что этот опыт в обязательном порядке следует распространить на все благочиния, на все храмы нашей Епархии. Ибо список дежурных упрёков, которые предъявляют Церкви наши критики, начинается именно с историй о том, кто, как и когда неприязненно встретил их в православном храме.

 

Протоиерей Владимир Диваков делится мыслями, с которыми нельзя не согласиться и которые полезно услышать всем:

«При совершении Таинства Исповеди священнику следует проводить ее так, чтобы она не превращалась в допрос, чтобы священник сам был соучастником покаяния, поскольку многие исповедуемые грехи свойственны и ему самому».

Протоиерей Леонид Ролдугин пишет: «Необходимо непременно сочетать образовательную деятельность прихода с воспитательской работой и участием воспитанников в храмовой церковной службе. Преподаватели должны быть в тесном контакте с родителями воспитанников и родительским комитетом.

Задача не в том, чтобы дать учащимся минимальный образовательный набор академически сухих богословских истин, но в том, чтобы зажечь в их умах и сердцах живой огонь благочестивой веры, который бы они проявляли в своей повседневной жизни и который им был бы желателен, дорог, который они бы не променяли ни на какие мнимые жизненные блага и удовольствия».

 

Ещё одно разумное соображение, вытекающее из пастырской приходской практики и касающееся катехизации восприемников крещаемого, поступило от священника Александра Зорина, заведующего канцелярией Синодального отдела по тюремному служению:

«В условиях мегаполиса многие прихожане являются жителями других округов и благочиний Москвы, а также и других епархий, как например жители ближайшего Подмосковья. Современная жизнь такова, что родители находят восприемников среди своих родственников и друзей, живущих, как правило, вдали от храма, в котором они намерены совершить Таинство Крещения своего младенца. К проблеме территориального нахождения восприемников следует добавить и проблему необходимого свободного времени, для организации встречи и проведения предварительных бесед.

Можно допустить, что в случае Крещения младенцев, огласительная беседа с восприемниками может быть проведена не штатным катехизатором, а священником, совершающим Таинство Крещения, в назначенный день совершения Таинства».

Заслуживает внимания замечание, поступившее из Патриаршего подворья храма Воскресения Христова в Шереметьеве: «Для более полного осуществления планов работы с молодежью приход остро нуждается в наличии соответствующих помещений, которые могли бы быть использованы для различных кружков, секций, воскресной школы, размещения библиотеки и т.д.».

Вообще анализ поступивших в мой адрес предложений говорит о том, что нехватка помещений, кадров и средств – ключевые и наиболее частые проблемы приходского социального, молодёжного, катехизаторского служения.

К этому следует прибавить острую нехватку средств на восстановительно-реставрационные работы, на оплату коммунальных услуг, на элементарную хозяйственную деятельность, ибо слишком много приходов находится в тяжелом материальном положении. Полагаю совершенно необходимым Управлению по городу Москве и Юридической службе Патриархии изучить положение бедствующих приходов и представить свои рекомендации. При этом в каких-то случаях, наверняка, можно вести речь не только об изыскании необходимых площадей, но и о восстановлении юридических прав Церкви на ранее принадлежавшее ей имущество.

 

Отрадно, что многие приходы находят возможности даже в своих стесненных условиях и при ограниченных материальных средствах добиваться хороших результатов.

Протоиерей Владимир Головков сообщает: «Молодежный клуб при нашем храме с осени 2010 года своими силами и с привлечением молодых людей благочиния проводит благотворительные концерты. Концерты проходили как в помещении воскресной школы, в Икшанской колонии, так и в доме культуры «Северный». Концерты к масленице, ко дню Победы и Дню семьи сблизили молодежь и порадовали пришедших».

 

Благочинный храмов Даниловского округа информирует об удачном опыте межприходских мероприятий: «В масштабах благочиния в этом году проводились семинары с ответственными, один семинар был выездной. Совместно с Даниловым монастырём была проведена православная молодёжная ярмарка в парке-заповеднике «Царицыно». В ДК «Южное» проводились Рождественские и Пасхальные фестивали, в которых принимали участие до 1000 человек».

 

По-прежнему труднорешаемой остается проблема отпевания в моргах. Довольно часто воцерковленные люди, присутствовавшие на таких «отпеваниях», задают вопрос: «Можно ли считать, что по новопреставленному совершено действенное отпевание, если служивший «священник», судя по многим признакам, таковым не является?».

В 2009 году на Епархиальном собрании поднимался вопрос о ситуации в моргах. К сожалению, нередки случаи, когда в ритуальных комнатах при этих заведениях действуют клирики сомнительного канонического статуса, священнослужители, запрещенные или лишенные сана, а подчас и вовсе обманщики, ряженые в священнические одежды.

Несмотря на остроту вопроса, он так и не был разрешен в минувшие два года.

Более того, не кто иной, как руководитель комиссии при Епархиальном совете по благотворительности и социальному служению свидетельствует, что несколько недель назад в одном из больничных моргов города ему отказали в возможности отпевать прихожанина, сославшись на то, что «у больницы есть свои священники».

Ситуация осложняется тем, что духовенство неспособно своими усилиями преодолеть имеющиеся сложности. Священники не имеют полномочий обязать руководство больниц отказаться от услуг неправомочно служащих там клириков и предоставить возможность священнодействовать каноническому духовенству.

Между тем в нынешнем году было подписано соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

На основании данного общего документа возможно заключение частных договоров между конкретными приходами и больницами, что позволит исправить сложившуюся печальную ситуацию. Поручаю архиереям, ответственным за благочиния, в срочном порядке заняться решением этого вопроса.

Еще одно уместное в этом разделе замечание. Напоминаю отцам настоятелям и наместникам, матушкам игуменьям о необходимости постоянно заботиться о благоукрашении вверенных их попечению храмов Божиих.

В связи с этим обращаю ваше внимание на необходимость регулярно знакомиться с информацией об обновляющемся и совершенствующемся ассортименте изделий церковного назначения, выпускаемых на художественно-производственном предприятии «Софрино», а также на важность закупок софринской продукции для текущих нужд храмов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...