Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Применение активных методов обучения.




Доклад

на тему:

«Применение активных методов

 на уроках информатики»

 

Выполнила:

мастер п/о ГБОУ  СО НПО «ПЛ № 49»

Козина Елена Ренатовна

 

 

Саратов 2013 г.


 


Содержание

                                                                                                    

 

Введение                                                                                           

1. Активные методы обучения                                                           

2. Применение активных методов обучения.                                    

3. Примеры применения активных методов обучения на уроках

информатики.                                                                                       

4. Библиография                                                                                     

 

 

                                                                    


Введение

 

Одна из характерных черт современного образования является резкое увеличение объёма информации, которую необходимо усвоить учащимся.

Увеличение объёма информации наблюдается во всех дисциплинах: в химии, физике, литературе и конечно же в информатике. Это влечёт за собой изменение объёмов знаний и замену одних  - другими более важными для формирования компетентного человека.

В статье "Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике", в журнале "Информатика"говорилось ,что:

«За основу понятия компетентный человек берётся способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решения, обучаться на протяжении всей жизни.»

Для каждого предмета вырабатывается своё понятие информатической компетентности.

Переход от обучения "знаниям, умениям и навыкам" к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и мето­дов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к ком­петентностному подходу — использование актив­ных методов обучения в учебном процессе и способов их контроля.


1.Активные методы обучения.

Под активными методами обучения понимаются методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в проти­воположность "традиционным под­ходам", где учащийся играет гораздо более пассивную роль.

Активными метода­ми обучения и воспитания называются те, которые позволяют "учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и уме­ниями" за счет сознательного "воспитания способ­ностей учащегося" и сознательного "формирования у них необходимых деятельностей". (Г.П. Щедровицкий) .

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащих­ся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспе­чивает в максимально возможной степени обрат­ную связь между учащимися и преподавателями. При исследовании активных методов обучения отмечено, что если при лекционной подаче материала ус­ваивается не более 20% информации, то в деловой игре — до 90%.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:

метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореа­лизацию личности учащегося, развитие его интеллек­туальныхи физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания но­вых продуктов, обладающих объективной или субъек­тивной новизной, имеющих практическую значимость;

практический эксперимент;

групповые обсуждения, КВН — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек);

мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;

деловые игры — метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку оп­ределенных рецептов эффективной учебной и про­фессиональной деятельности;

ролевые игры — метод, используемый для усвое­ния новых знаний и отработки определенных на­выков в сфере коммуникации. Ролевая игра пред­полагает участие не менее двух "игроков", каждо­му из которых предлагается провести целевое об­щение друг с другом в соответствии с заданной ролью;

баскет-метод — метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому пред­лагают выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники. В материалах для подго­товки он получает всю необходимую информацию
об экспонатах, представленных в зале;

тренинги — обучение, при котором в ходе про­живания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изме­нить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;

обучение с использованием компьютерных обу­чающих программ;

анализ практических ситуаций (сase study) —метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, гене­рировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах).

Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Для выбо­ра конкретного активного метода можно восполь­зоваться приведенной классификацией методов ак­тивного обучения.

 

 

Дидактические цели занятия Метод активного обучения
Обобщение ранее изученного материала Групповая дискуссия, мозговой штурм
Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала Мозговой штурм, деловая игра
Развитие способности к самообучению Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций
Повышение учебной мотивации Деловая игра, ролевая игра
Отработка изучаемого материла Тренинги
Применение знаний, умений и навыков Баскет-метод, КВН
Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала Групповая дискуссия
Моделирование учебной или профессиональной деятельности учащихся Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций
Обучение навыкам межличностного общения Ролевая игра
Эффективное создание реального объекта, творческого продукта Метод проектов
Развитие навыков работы в группе Метод проектов, КВН
Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции Баскет - метод
Развитие навыков принятия решений Анализ практических ситуаций, баскет-метод
Развитие навыков активного слушания Групповая дискуссия

 






Применение активных методов обучения.

Активные методы обучения в пер­вую очередь следует применять для повыше­ния учебной мотивации. Но если ученику не интересно на уроке, то урок для него пройдет с нулевой эффективностью.

Активные методы обучения следует применять также для:

активизации познавательной активности уча­щихся;

развития способности к самостоятельному обу­чению;

выработки навыков работы в коллективе;

корректировки самооценки учащихся;

формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения и со сверстниками, и с учителями).

Формирование компетентного человека невозможно без развития вышеперечисленных умений (деятельностей).

Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:

эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;

развитие навыков активного слушания;

отработка изучаемого материала;

развитие навыков принятия решения;

эффективная проверка знаний, умений и навы­ков по теме.

Использование активных методов неизбежно приводит к изменению системы контроля. Находясь в рамках классно-урочной си­стемы и используя традиционные педагогические технологии, мы используем и традиционную систе­му проверки и контроля. Результаты использования активных методов обу­чения в принципе невозможно оценить по такой схеме.

Основная сложность приме­нения активных методов на современном этапе со­стоит в том, что учитель должен поверить в их работоспособность, поверить, что они дают луч­ший результат по сравнению с традиционными пе­дагогическими технологиями.

 

 

Педагогика — в значительной степени эмпирическая наука, но многие ее результаты и теории основываются на использовании результатов психо­логических наук. Обоснование возможности и це­лесообразности использования активных методов обучения в учебном процессе нам даёт современная психология.

Психологи выделяют у человека три вида активности:










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...