Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дидактические основы активизации деятельности школьников на уроке.




Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

 

 

Обобщенная модель педагогического опыта

учителя начальных классов

Хоровой Валентины Ивановны

 

 

Тема: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики.

Идея: Повышение уровня усвоения и углубления знаний, развитие творческой инициативы и самостоятельности на уроках математики через активизацию познавательной деятельности учащихся.

 

 

Г. Ефремов

План:

Введение

I. Активизация интереса и познавательной деятельности школьников на уроке.

1.1. Психолого-педагогический аспект активизации деятельности на уроке.

1.2. Дидактические основы активизации мыслительной деятельности школьников на уроке.

II. Способы активизации мыслительной деятельности на уроках математики.

2.1. Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характера.

2.2. Использование занимательных элементов для активизации деятельности учащихся.

2.3. Дидактические игры.

Заключение

Список используемой литература

 

Цель данной работы:

1. Проанализировать способы активизации деятельности школьников на уроках математики.

Задачи работы:

1. Рассмотреть психолого-педагогический аспект активизации деятельности на уроке.

2. Проанализировать дидактические основы активизации деятельности школьников на уроке.

3. Изучить способы активизации деятельности на уроках математики.

Выводы.

Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений.

Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А. Каминский его «Великая дидактика содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к обучению», она направлена против словесно-догматического обучения, которая учит детей «мыслить чужим умом».

Идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов в начале XIX века развивал швейцарский ученый и.Г. Песталоцци.

В России об активизации в обучении первым заговорил К.Д. Ушинский. Он писал, что нужно передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые знания».

 

I. Активизация интереса и познавательной деятельности

                   школьников на уроке.

Психолого-педагогический аспект познавательной активности на уроке.

Выявленная современной психологией главная функция психики – функция непосредственного управления конкретными процессами человеческой деятельности, лежит в основе любой деятельности, в том числе и познавательной.

К семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий.

Детство для ребенка – это уникальная пора развития всех психических функций механизмов речи, речевого мышления, памяти, социальных эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые ответственны высшие структуры мозга – его кора. За короткое время формируются у маленького ребенка разные типы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-речевое, в основе которых лежат ассоциативные процессы.

Особенно интенсивно работают те корковые структуры, которые связаны с деятельностью второй сигнальной системы и сложными аналитико-синтетическими процессами.

Данные различных исследований подтверждают, что современные школьники слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, у них нет желания заглянуть за страницы учебника, нет активного отношения к процессу познания.

Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы) – обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания.

Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру.

Можно выделить следующие типы познавательного действия:

1.Действия, подводящие типы познавательного действия:

- предварительные практические действия (таблицы, схемы, опыты, примеры), подводящие к осознанию недостаточности известных теоретических знаний, объяснения новых фактов, явлений, процессов;

- действия по осознанию практической и теоретической значимости изучаемого вопроса;

- действия, по анализу и сопоставлению фактов, явлений.

2.Действия по осознанию фактической базы для дальнейших теоретических обобщений:

- актуализация известных фактов;

- накопление новых фактов.

3.Действия по обобщению фактического материала.

 

Дидактические основы активизации деятельности школьников на уроке.

Активизация учения школьников должна рассматриваться не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ученика в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности.

Выделяют следующие уровни познавательной активности:

1. Первый уровень – воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

2. Второй уровень – интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

3. Третий уровень – творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения школьников.

Принцип научности создает основу для активности деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной деятельность школьников.

Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения.

Принцип наглядности, выражения, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется при активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного к абстрактному, и на оборот, от абстрактного к конкретному.

Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми принципами в их системе.

В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы и приемы обучения.

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность учеников в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.

Активизация учения – есть прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы.

Признаки, характеризующие самостоятельную работу:

- наличие цели самостоятельной работы;

- наличие конкретного задания;

- четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы;

- определение формы проверки результата самостоятельной работы;

- обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.

Основные требования к содержательно-логической (внутренней) стороне самостоятельной работы:

- содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям обучения и воспитания;

- содержание заданий должны обеспечить учебно-познавательную деятельность всех степеней познавательной самостоятельности.

Задача учителя – не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые личностные качества.

Задача ученика – учить и путем самовоспитания совершенствоваться, развивая у себя ценные черты характера и личности.

Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Активизация учения – есть прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.

Проблема – это всегда знание и незнание, т.е. осознания недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности.

→ проблема → поиск способов решения → решение проблемы

Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию.

Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравится его деятельность, и она должна быть ему доступна.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...