Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Защита морской природной среды




 

В 1973 г. начались переговоры на Третьей конференции ООН по морскому праву (UNCLOS III). Девять лет переговоров в рамках UNCLOS завершились в 1982 г. Конвенцией Montego Bay о морском праве (LOSC), в XII части которой содержались наиболее общие положения по регулированию вопросов, связанных с морской природной средой, в том числе касающиеся источников отходов и загрязнения, находящихся на судах и на берегу. Там были также заложены определенные общие обязанности по защите морской природной среды.

 

Существуют также еще три крупных мировых конвенций в этой области. Во-первых, Лондонская конвенция 1972 г. о предотвращении загрязнения морей отходами и другими материалами. Во-вторых, международная конвенция 1973 г. о предотвращении загрязнения с кораблей. И, наконец, Международная конвенция 1990 г. по предупреждению и ликвидации нефтяного загрязнения и сотрудничеству в этой области. Она устанавливает всемирную правовую схему сотрудничества и помощи в борьбе с крупнейшими случаями загрязнения нефтью.

 

Международные последствия ядерных аварий

 

Внимание всего мира было привлечено к международным последствиям ядерных аварий после Чернобыльской аварии 1986 г. Но и ранее в целом ряде конвенций затрагивались вопросы, связанные с опасностью ядерного оборудования. Это, например, Конвенция 1961 г. об ответственности третьих сторон в области ядерной энергии (1960 г.) и Венская конвенция о гражданской ответственности за ущерб, связанный с ядерной энергией (1963). Следует также отметить Соглашение 1963 г. о запрете воздушных, космических и подводных испытаний ядерного оружия. В Венской конвенции 1980 г. о физической защите ядерных материалов была сделана попытка установить стандарты защиты ядерных материалов от ряда опасностей, в том числе терроризма. Накануне Чернобыля, в 1986 г., были приняты еще две конвенции: о раннем оповещении об авариях (Венская конвенция о раннем оповещении о ядерной аварии) и о международном сотрудничестве в случае подобных аварий (Венская конвенция о содействии в случае ядерной или радиационной аварии).

 

Защита озонового слоя

Венская конвенция 1985 г. о защите озонового слоя налагает следующие общие обязательства на каждого участника “в соответствии с имеющимися в их распоряжении средствами и возможностями”:

а) сотрудничество путем систематического наблюдения, исследований и обмена информацией с целью более полного изучения и оценки воздействия человеческой активности на озоновый слой, а также воздействия изменений озонового слоя на здоровье человека и природную среду;
б) принятие соответствующих законодательных или административных мер и сотрудничество в гармонизации соответствующих мероприятий по контролированию, ограничению, сокращению или предотвращению человеческой деятельности под юрисдикцией или контролем участников конвенции, если обнаруживается, что эта деятельность оказывает или может оказывать негативное воздействие в результате изменения или возможного изменения озонового слоя;
в) сотрудничество в формулировании согласованных мер, процедур и стандартов в целях подписания протоколов и дополнений для выполнения положений конвенции;
г) сотрудничество с компетентными международными организациями в целях успешного проведения в жизнь подписанных ими конвенций и протоколов.

 

 

Вернемся к актам, не имеющим обязательной силы. Всемирная Хартия Природы - одобренный в 1982 г. Генеральной Ассамблеей ООН своеобразный кодекс поведения в обращении с природой и ее ресурсами. В хартии изложены основные принципы сохранения окружающей среды и рационального использования природных богатств. Согласно этому документу основные природные процессы (круговорот веществ и т.п.) должны сохраняться на относительно неизменном уровне, а всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования.

 

В 1992 году состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Итогом работы послужила Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (Декларация Рио), содержащая основные принципы экологического права. Декларация развивает положения, содержащиеся в декларации конференции Организации Объединённых Наций по проблемам окружающей человека среды, принятую в Стокгольме 16 июня 1972 года и содержит в себе 27 принципов экологически корректного поведения мирового сообщества.

 

Целью принятия документа стало желание учредить новый, справедливый механизм глобального партнерства посредством создания новых уровней сотрудничества между государствами, секторами общества и людьми.

 

Декларация содержит 27 принципа, включая:


- принцип суверенности права на разработку собственных ресурсов в соответствии с собственной национальной политикой в области окружающей среды и развития;
- принцип обязательного обеспечения государствами безопасности для окружающей среды деятельности, ведущейся под их юрисдикцией или контролем;
- принцип удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений при реализации права на развитие;
- принцип неразрывности процесса развития и защиты окружающей среды;
- принцип дифференцированных обязанностей по защите окружающей среды с учетом бремени, которое налагает на окружающую среду планеты государство, и тех технологий и финансовых ресурсов, которыми оно обладает и др.

 

На данной конференции была также принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата (UNFCCC). UNFCCC, подписанная в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. приблизительно 155 странами. В соответствии со своим названием она создает рамочную структуру, внутри которой более конкретные обязательства должны быть оговорены в подробных протоколах. Основная задача Конвенции - достижение стабилизации концентрации газов, создающих парниковый эффект в атмосфере, на таком уровне, чтобы предотвратить опасное антропогенное вмешательство в климатическую систему… в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, исключения риска для производства продуктов питания и обеспечения устойчивого характера экономического развития. (Статья 2).

На всех участников конвенции в соответствии со статьей 4 возлагаются две главные задачи: (а) развивать, периодически обновлять, публиковать и предоставлять в распоряжение общественности национальный перечень антропогенных выбросов и их источников для всех газов, создающих парниковый эффект, а также объемов и резервуаров поглощения таких газов, используя сопоставимые методы (о которых еще следует условиться) и (б) формулировать, выполнять, публиковать и регулярно обновлять национальные и региональные программы мероприятий по смягчению климатических изменений путем направления антропогенных выбросов и поглощения газов, создающих парниковый эффект, и программы мер по облегчению адекватной адаптации к изменению климата. В дополнение к этому участники - развитые страны берут на себя ряд общих обязательств, которые будут уточнены в специализированных протоколах.

К таким обязательствам относятся, например:

· развитие передовых технологий и сотрудничество в этой области;

· контроль, предотвращение или сокращение антропогенных выбросов газов, создающих парниковый эффект;

· меры по устойчивому развитию, сохранению и поддержке природных резервуаров, включая биомассу, леса, океаны и другие экосистемы суши, морей и береговых зон;

· сотрудничество в адаптации к последствиям изменения климата путем разработки планов интегрированного хозяйствования в береговых зонах, планов по водным ресурсам и сельскому хозяйству, а также планов по защите и восстановлению зон, пострадавших от наводнений и других климатических бедствий;

· расширение сотрудничества в области обмена научной, технологической, социально-экономической и правовой информацией, относящейся к климату, изменению климата и стратегиям реагирования на него;

· расширение сотрудничества в области соответствующего образования, профессиональной подготовки и информирования общественности.

 

Киотский протокол — международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.

 

Количественные обязательства

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлится пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение.

Страны Приложения B Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 года по31 декабря 2012 года. Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (CO2, CH4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года.

 

Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

 

· Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %

· США - на 7%

· Япония и Канада — на 6 %

· Страны Восточной Европы и Прибалтики — в среднем на 8 %

· Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы в 2008—2012 годах на уровне 1990 года

· Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

 

Механизмы гибкости

Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках;

проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны Приложения I РКИК;

механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение I, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения I РКИК.

Механизмы гибкости были разработаны на 7-й Конференции сторон РКИК (COP-7), состоявшейся в конце 2001 года в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (MOP-1) в конце 2005 года.

 

По состоянию на 25 ноября 2009 Протокол был ратифицирован 192 странами мира (на эти страны совокупно приходится 63,7 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США.

 

Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол - США

Страны, не подписавшие протокол - Афганистан, Андорра, Ватикан, Сан-Марино.

 

Канада официально вышла из Киотского протокола. Стивен Харпер, канадский премьер-министр, оправдывал решение своего кабинета тем, что эффективная борьба с загрязнением атмосферы возможна только при участии стран, с территории которых осуществляются наибольшие выбросы парниковых газов, в том числе США и Китай.

 

Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата» был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004 года. Президент РФ Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года.

 

В течение первого года действия Киотского протокола, 2005, его механизм на территории России так и не начал действовать. В марте 2006 года на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос о реализации положений Киотского протокола.

 

Конвенция о биологическом разнообразии. Задачи Конвенции о биологическом разнообразии, также одобренной в 1992 г. на UNCED в Рио-де-Жанейро, состоят в сохранении биологического разнообразия, разумном использовании его компонентов и справедливом распределении преимуществ, возникающих в результате использования генетических ресурсов (Статья 1). Подобно UNFCCC, эта конвенция также будет дополняться протоколами, но она устанавливает и общие обязательства по сохранению и разумному использованию природных ресурсов, по идентификации и наблюдению биологического разнообразия, по сохранению, исследованию и обучению не только в природной среде, но и вне ее, а также обязательства в области народного образования, информирования общественности и обязанности по оценке экологического воздействия видов деятельности, могущих угрожать биологическому разнообразию. Имеются также общие положения, касающиеся доступа к генетическим ресурсам и соответствующей технологии, заимствования подобной технологии, в том числе биотехнологии, а также относящиеся к международному сотрудничеству и обмену информацией.

 

Таким образом, все вышесказанное действительно подтверждает ту центральную роль, которую играют в повестке дня международной политики общемировые экологические проблемы.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...