Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психодиагностика и психотерапия в деятельности медицинского психолога.




  • Работа психологов в медицине связана прежде всего с разработкой и применением методов психодиагностики.
    Психологическая диагностика относится к числу основных видов деятельности медицинского психолога. Цель диагностики в клинической практике заключается в том, чтобы с помощью различных методов обследования выявить достаточно полную картину психологических особенностей человека, изучить изменение психических процессов людей с различными психическими нарушениями. В процессе диагностики выявляются причины конкретного психологического явления (или его нарушения), знание которых необходимо для оказания соответствующей помощи. Исследование определенных психических функций больного и его личности в значительной степени облегчает постановку диагноза заболевания.
    Важнейшие задачи деятельности медицинского психолога состоят в изучении психологических особенностей интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности пациента, а также психологических причин возникновения у него болезни. Благодаря тому, что в психологии разработано достаточно много эффективных методов для получения такой информации, профессиональный психолог оказывается полезным в медицине при составлении анамнеза (истории болезни), проведении медико-психологической экспертизы, а также медико-психологической консультации.
    Клиническая диагностика применяется не только в медицинских учреждениях, но и в работе психологических консультационных центров, а также в учебных заведениях.
    Клиническая диагностика отличается от стандартизированных тестов с нормативными показателями. В результате тестирования можно выявить профиль развития человека, клиническое же рассмотрение позволяет получить подробное описание и качественную характеристику особенностей его психической деятельности. Клиническая диагностика отличается от обычного психологического экспериментального исследования большим количеством применяемых методик. Клиническая диагностика строится на обобщении различных данных интенсивного обследования единичного случая, а сама диагностика исходит из принципа качественного анализа особенностей психического явления в противоположность иначе лишь количественного измерения. Оценка результатов психологического исследования в клинической диагностике обычно проводится без статистических процедур, главным образом на основе индивидуального профессионального опыта психолога, его интуиции.
    Основные функции клинического диагноста состоят в сборе, анализе и обобщении большого числа необходимых данных. Сведения о жизни клиента, некоторые факты биографии помогают найти основу для его понимания и приводят к большей результативности психологической диагностики, расширяют возможности оказания помощи. Это позволяет более полно и всесторонне исследовать какие-либо проявления психической деятельности. Рассмотрение результатов тестирования, анализ истории болезни, личный контакт с клиентом дают возможность сформулировать предположения в виде заключения.
    Основными методами медико-психологического изучения больного являются клиническая беседа, наблюдение и тестирование.
    Беседа как диагностический метод позволяет получить информацию о внутренних процессах, субъективных переживаниях и особенностях поведения человека, которые не могут быть обнаружены с помощью объективных методов. Беседа служит средством установления личного контакта с клиентом и часто используется не только как диагностический метод, но и как психотерапевтический прием (там же).
    Установление позитивных личных отношений между участниками беседы требует специальной "технологии" ее проведения, в которую входят организация места, умение расположить к себе собеседника, используя приемы личностно-ориентированной психотерапии .Результативность беседы как метода клинической диагностики зависит от уровня профессиональной компетенции практического психолога, а также от его личностных свойств, таких, как коммуникабельность, "направленность на другого", эмпатия, тактичность. Психологу необходимы наблюдательность и способность анализировать ситуацию. Они позволяют лучше ориентироваться в ситуации общения и выбрать оптимальную тактику взаимодействия.
    Метод наблюдения – один из основных в клинической диагностике. Наблюдение может сопровождать любой другой диагностический метод: наблюдение во время тестирования, в процессе ведения беседы и т.д. Как самостоятельный диагностический клинический метод наблюдение включает систему специальных приемов, обеспечивающих наибольшую информативность и точность наблюдения. Для того чтобы использовать все преимущества этого метода, клинический диагност должен систематизировать процесс наблюдения с помощью различных схем, карт.
    Созданию более точной картины индивидуальных особенностей способствует использование сведений об истории жизни человека – анамнез. Иначе этот метод можно назвать биографическим, т.е. предусматривающим сбор данных о биографии человека. Различие состоит в том, что об анамнезе диагносты говорят в связи с различного рода заболеваниями, ставя задачи выявления их истоков. Биографический метод также служит задаче отыскания причин того или иного психического изменения в поведении или личности человека. Биографический метод используется как дополнительный при групповой психотерапии, помогая выяснить природу и механизмы психогенных расстройств (там же).
    В клинической диагностике используется также тестирование. Эта процедура предполагает стандартизированное измерение какой-либо индивидуальной характеристики. Правда, нужно всегда иметь в виду, что даже самые надежные тесты, валидность которых доказана, не дают точных данных для диагностики отдельных случаев. Однако возможность повторного применения тестирования позволяет обнаруживать различные проявления и изменения в течении болезни. В клинической диагностике тестирование чаще проводится индивидуально с клиентом. Завершается написанием клинического заключения. Иногда заключение может быть представлено в устной форме при завершающем разговоре с клиентом. Но чаще от психологов-клиницистов требуется письменное заключение. Письменное заключение представляет собой конечный этап обобщающих диагностических действий клинициста. В заключении обозначается цель диагностического исследования, отражаются отличительные свойства конкретного индивида. В него включаются все доступные психологу-диагносту данные, как тестовые, так и другие. Содержание заключения состоит в интерпретации полученных данных и выводов (записи тестов и другие данные могут прилагаться отдельно для иллюстрации или пояснения). В заключении обычно даются рекомендации относительно типа лечения, программ обучения .
    Результаты клинических испытаний могут использоваться в разных целях, предназначаться разным специалистам (врачам, дефектологам) или самому клиенту и его родным.
    Возможность активного участия медицинских психологов в лечебном процессе в отечественной медицине обычно ограничена. Это считается профессиональной работой врачей-психиатров. Только они могут прописывать медикаментозные средства, рекомендовать физиотерапию. Медицинские психологи не имеют права назначать для коррекции отклонений в психической сфере пациентов психотропные препараты. Им порой запрещается проведение даже психотерапии. Этим обычно занимаются врачи. У нас в стране и за рубежом признано, что человек без медицинского образования не имеет права заниматься любым видом лечебной деятельности.
    В то же время одно из важнейших направлений лечебной работы представляет психотерапия – использование методов психологического воздействия для лечения больного, для улучшения чувства психологического благополучия клиента. Термин "психотерапия" часто воспринимается как медицинский.. Термин "психотерапия" – международный и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами .

Таким образом, психотерапевтом могут считаться и врач, и психолог, которые профессионально используют в своей деятельности методы психотерапии.
Безусловно, для того чтобы любой врач или психолог мог получить права на проведение психотерапии, ему необходимы образование и специальная подготовка. Общее медицинское или психологическое образование дает знание только основ психотерапии. Для обучения различным техникам психотерапии организуются специальные курсы за пределами общего профессионального образования. Во многих странах, например в Англии, Германии, Дании, Норвегии, США, выпускники университетов, получившие психологическое образование, должны пройти обязательные специализированные обучающие программы в сфере клинической психологии, для того чтобы получить соответствующую профессиональную квалификацию. Допуском к психотерапевтической работе становится диплом или сертификат о соответствующей квалификации. Психотерапевты в своей лечебной работе должны осознавать меру ответственности за личность пациента, поскольку занимаются ее реконструкцией и отвечают за выздоровление человека. Психотерапевты чаще всего работают с неврозами, пограничными состояниями и психосоматическими заболеваниями. Рациональная психотерапия основана на рациональном, т.е. осознанном, понимании пациентом причин и характера протекания своей болезни. Этот метод психотерапии был предложен П. Дюбуа в 1913 г. Он проводится, как правило, в форме беседы врача-психиатра с пациентом и построен на логической аргументации и убеждающих воздействиях. Больному в доступной форме рассказывается о причинах заболевания, с помощью убеждения изменяется его неправильное отношение к возникшему болезненному состоянию и психотравме.
В работе медицинского психолога аналогичный метод психологической помощи нередко называется по-другому – личнос-тно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия. Она направлена на:

  • изучение личности больного, его эмоциональных реакций, отношений, выявление причин возникновения и сохранения невротического состояния;
  • помощь больному в осознании психологических причин заболевания, в изменении отношения к психотравмирующей ситуации;
  • коррекцию неадекватных реакций и форм поведения.

В процессе психотерапевтической беседы пациенту задаются прямые или косвенные вопросы, с больным обсуждается связь его состояний с различными ситуациями жизни, особенностями его системы отношений.
Данный метод психотерапии может проводиться как индивидуально, так и с группой больных. В случае индивидуальной психотерапии психолог оказывает индивидуальное воздействие на пациента, обсуждает с ним его проблемы. В случае групповой психотерапии основная форма психотерапевтического воздействия -групповая дискуссия. Обсуждаются жизненные проблемы участников группы. При этом психотерапевтическое воздействие осуществляется группой больных на каждого участника группы под постоянным контролем врача или медицинского психолога. Цель групповой психотерапии состоит логическом убеждении, успокоении, разъяснении. В процессе групповой работы могут использоваться также и другие методы психотерапии: разыгрывание ролевых ситуаций, психогимнастика, рисуночные методы и музыкотерапия. Термин семейная психотерапия используется тогда, когда психотерапевт работает с семьей как малой группой, когда психотерапевтическое воздействие направлено на коррекцию семейных отношений: супругов друг с другом или родителей с детьми. О семейной психотерапии говорят также тогда, когда психотерапевтическое воздействие на клиента оказывается через семью (супружеские или детско-родительские отношения).
Суггестивная психотерапия – это метод, который заключается в воздействии на переживания пациента путем словесного внушения. Проводится суггестивная психотерапия часто в полузатемненной комнате. Больной находится в удобной позе сидя или лежа, в расслабленном состоянии, лучше с закрытыми глазами. При этом пациент должен иметь положительный настрой и слушать только психотерапевта.
Среди всех методов суггестивной терапии нервно-психических заболеваний наиболее известна гипнотерапия. Термин "гипноз", означающий в переводе с греческого "сон", был предложен в 1841 г. английским хирургом Джеймсом Брэдом. Тем самым состояние гипноза определялось как сноподобное. В 1866 г. вышла книга Амвросия Льебо "Сон и подобные ему состояния...". Автор также считал гипноз разновидностью сна – внушенным сном. С конца 70-х гг. XIX века известный невропатолог Жан Мартен Шарко начал изучать влияние гипноза на больных, страдающих истерией.
Внушение в состоянии гипноза значительно эффективнее, так как его действию не мешает "критика" со стороны сознания, которое в гипнотическом сне оказывается в значительной степени выключенным. Торможение, возникающее в большей части коры головного мозга, повышает возбудимость оставшегося незаторможенным пункта, куда и адресуются слова гипнотизера. Действие слов становится особенно эффективным. При этом важно, чтобы пациент не сопротивлялся гипнозу, был пассивен и склонен к подчинению, настроен на мысль о необходимости заснуть. Эффект лечения зависит от внушаемости больного. Практикой доказано, что внушение, проведенное в состоянии гипноза, наиболее действенно и сохраняется на длительное время. Сила внушения при гипнозе достаточно велика, поэтому его могут проводить только специально подготовленные врачи или клинические психологи при соответствующих показаниях и с большой осторожностью.
К суггестивным методам психотерапии относятся также релаксация и аутогенная тренировка (аутотренинг). Они чаще всего используются в лечебном процессе в качестве вспомогательных средств.
Основная задача занятий релаксацией – достижение полного расслабления мышечной и нервной системы, что способствует регуляции эмоционально-вегетативных функций, снижению нервно-психической напряженности и личностной тревожностиМедицинские психологи обучают людей релаксации для того, чтобы они могли успешнее справляться с тревожностью и чрезмерной напряженностью.
Аутогенная тренировка также широко примеряется в психологической практике. Она представляет собой использование человеком приемов самовнушения. Аутогенная тренировка была предложена в 1932 г. немецким психотерапевтом И.Г. Шульцем, в нашей стране получила распространение только в 1970–80-е годы. Психотерапевтический эффект аутотренинга связан с самовнушением, проводимым при мышечном расслаблении. Этот метод может использоваться для снятия нервно-психической напряженности, эмоциональной саморегуляции, психологической настройки, для самовнушения определенных мыслей и состояний.
Особым методом психотерапии является психоанализ. Он был предложен австрийским врачом и психологом Зигмундом Фрейдом. Психоанализом называются как теория психической жизни, так и метод исцеления души, разработанные им. В процессе лечения психоаналитик помогает пациенту проникнуть в скрытые от сознания мысли и переживания. Он пытается снять симптомы пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных суждений и неразумных порывов. Полный курс психоанализа – всегда продолжительный процесс, длящийся обычно не менее одного года при регулярных встречах с психоаналитиком (от трех до шести сеансов в. неделю, каждый продолжительностью около часа).
Применяется психоанализ главным образом для лечения неврозов, хотя может использоваться и для решения жизненных проблем нормальных людей.  В настоящее время почти все психоаналитики – врачи. Самая большая опасность – это лечить пациента, находящегося на грани психоза, если аналитик не отдает себе отчета в его подлинном состоянии. Аналитик также должен соблюдать осторожность в различении неврозов и некоторых болезней мозга и гормональных расстройств, чтобы не лечить одними только психологическими методами пациентов, нуждающихся в хирургическом лечении или специальных лекарствах. Чтобы избежать подобных ошибок, от психоаналитиков требуется основательная подготовка по психиатрии. Психоаналитики без медицинского образования решают эту проблему, привлекая консультантов и требуя перед началом лечения тщательного медицинского обследования пациента.
Психоанализ в настоящее время широко признан обществом в Западной Европе и Америке, существуют учебные институты и факультеты в университетах, осуществляющие полноценную по времени профессиональную подготовку психоаналитиков

В работе с пациентами используются также и многие другие методы и психотерапевтические подходы, например, психодрама, транзактный анализ, гешталытерапия, игровая терапия, арт-терапия, музыкотерапия и др.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...